Содержание
-
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина «Памятник»
9 класс
-
«Памятник» Гавриил Державин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так!— весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. 1795
-
Лингвистический анализ стихотворения Г. Р. Державина «Памятник»
Державин Гавриил Романович, (1743-1816), русский поэт, государственный деятель
-
Объясните название стихотворения Г. Р. Державина «Памятник»
Стихотворение называется «Памятник», потому что представляет собою размышление автора над собственной жизнью, подведение ее итогов, осознание собственной роли в жизни других людей.
-
Определите тему стихотворения (о чем оно?)
Автор понимает, что все люди смертны, но, подводя итог собственной жизни, осознает, что своим творчеством воздвиг себе памятник – «чудесный, вечный»; сам он, человек, умрет, но имя его не будет предано забвению, потому что будет жить в созданных им произведениях
-
Какое настроение преобладает в стихотворении?
В стихотворении преобладает спокойная торжественность: автор осознает собственную значимость и понимает, что ее уже ничто не может поколебать
-
Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить? О чем говорится в каждой части?
В стихотворении «Памятник» можно выделить три части: 1) (первая строка первой строфы): введение лирической темы – «Я памятник себе воздвиг». 2) (со 2-й строки первой строфы и строфы №№ 2, 3, 4): развитие лирической темы – описание вечного «памятника» - собственной посмертной жизни и причины бессмертия. 3) (строфа № 5): муза может быть спокойна: ничто не умалит ее величия и бессмертия.
-
Охарактеризуйте систему художественных образов стихотворения
Центральный художественный образ стихотворения – это сам лирический герой. Он упоминает те образы, которые так или иначе с ним связаны: люди, которые будут помнить поэта после его физической смерти, Фелица (героиня одноименной оды, прототипом которой является императрица Екатерина II), сделавшая его известным (здесь поэт затрагивает тему взаимоотношений поэта и власти), муза.
-
Охарактеризуйте художественное время стихотворения
В стихотворении представлено время трех планов: - прошедшее (автор своим творчеством воздвиг себе памятник, он вспоминает о том, как стализвестным); - настоящее (монолог автора – его воспоминания о прошлом и размышления о будущем произносятся сейчас, в настоящем времени); - будущее (размышление автора о собственной посмертной жизни). Можно сказать, что художественное время стихотворения пронизано вечностью: памятник, воздвигнутый поэтом, «времени полет не сокрушит».
-
Охарактеризуйте художественное пространство стихотворения
Художественное пространство стихотворения необычайно широко: лирический герой уверен, что он будет известен «от Белых вод до Черных, / Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал». Его слава будет жить до тех пор, «доколь славянов род вселенна будет чтить», «всяк будет помнить то в народах неисчетных».
-
Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, метафоры, сравнение)
Образную систему, настроение стихотворения создают: - эпитеты: чудесный, вечный памятник; быстротечный гром; в народах неисчетных; забавный русский слог; сердечная простота; заслуга справедливая; непринужденная рука неторопливая. - метафоры: «я памятник себе воздвиг» (имеется в виду оставил о себе память); «времени полет» (время сравнивается с летящей птицей); «часть меня большая, / От тлена убежав, по смерти станет жить» - автора будут помнить люди; «заря бессмертия» (память). - сравнение: памятник «металлов тверже он и выше пирамид».
-
Охарактеризуйте приемы поэтического синтаксиса (инверсия, градация)
- Инверсия (обратный порядок слов): памятник чудесный, вечный; тверже он; гром быстротечный;времени полет; его не сокрушит; часть меня большая; доколь славянов род вселенна будет чтить; в народах неисчетных; истину говорить; заслугой справедливой; презрит кто; рукой неторопливой; челотвое. - Градация (постепенное нарастание, увеличение степени проявления признака): «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». Все указанные приемы поэтического синтаксиса придают стихотворению особое эмоциональное звучание и служат раскрытию авторской идеи.
-
Охарактеризуйте поэтическую лексику стихотворения (антонимы, архаизмы)
- Антонимы: «не умру» - «но станет жить»; слава «возрастет, не увядая»; «от Белых вод до Черных»; «из безызвестности я тем известен стал». - Архаизмы: «доколь» (устар. – «до каких пор?»), «вселенна» (вместо «вселенная»), «Белые воды и Черные» (архаизм – вместо Белое море и Черное море), «всяк» (вместо «всякий»), «неисчетный» (вместо «неисчислимый»), «дерзнул» (высок. – «смело стремиться к чему-либо благородному, высокому, новому), «презреть» – пренебречь; «чело» - лоб. Использованные лексические средства придают стихотворению особую выразительность.
-
Определите размер и способ рифмовки стихотворения
Стихотворный размер – шестистопный ямб. Способ рифмовки – парная (абаб).
-
Раскройте идею стихотворения (что хотел сказать автор?)
Своим стихотворением Г. Р. Державин хотел сказать, что все мы смертны, но можно оставить о себе память – такую, что о тебе будут помнить потомки на протяжении многих лет.
-
«Памятник»
М.В. Ломоносов Я знак бессмертия себе воздвигнулПревыше пирамид и крепче меди,Что бурный аквилон сотреть не может,Ни множество веков, ни едка древность.Не вовсе я умру; но смерть оставитВелику часть мою, как жизнь скончаю.Я буду возрастать повсюду славой,Пока великий Рим владеет светом.Где быстрыми шумит струями Авфид,Где Давнус царствовал в простом народе,Отечество мое молчать не будет,Что мне беззнатный род препятством не был,Чтоб внесть в Италию стихи эольскиИ первому звенеть Алцейской лирой.Взгордися праведной заслугой, муза,И увенчай главу дельфийским лавром. А.С. Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не заростет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.Нет, весь я не умру — душа в заветной лиреМой прах переживет и тленья убежит —И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык,И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз, и друг степей калмык.И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокой век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца.
-
Сравнительная таблица
-
«Три «Памятника» в русскойлитературе».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.