Содержание
-
Разработка урока литературы в 9 классе на тему «Лингвостилистический анализ поэтического текста. Стихотворение А.С.Пушкина «Памятник».
-
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (21 августа 1836г., при жизни поэта не опубликовано) Автопортрет. 1835-36 (?)
-
Впервые стихотворение опубликованоВ.А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина в 1841г.
-
Памятник продолжает традицию горацианского “Exegi monumentum”(ода «К Мельпомене») – эти слова использованы Пушкиным в качестве эпиграфа Гораций Квинт Флакк65 - 8 до н.э.
-
Свои памятники также создали в 1795г. Г.Р. Державин ДЕРЖАВИН Гавриил Романович[1743-1816] в 1918г. В.Я. Брюсов БРЮСОВ Валерий Яковлевич[]
-
Классическая концепция лингвостилистического анализа поэтического текста Л.В.Щербы, В.В.Виноградова. 1. Выразительное чтение поэтического текста.2. Анализ языковых средств с точки зрения их системно-языковой семантики. 3. Анализ значений языковых единиц в контексте художественного произведения. 4. Выход в собственно литературоведческий анализ текста. Анализ участия слова в создании образа и определение этого образа в образной системе в целом. ЩЕРБА Лев Владимирович [1880-1944] ВИНОГРАДОВ Виктор Владимирович [1880-1944]
-
Первая строфа Я памятник себевоздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нерукотворный - Духовный, нематериальный - Сотворенный Богом, божественный
-
стихотворная надпись Василия Рубана к статуеПетра I «Нерукотворная здесь Росская гора»
-
Александрийский - памятник Александру I в Петербурге в виде огромной гранитной колонны
-
- Седьмое чудо света – Александрийский маяк
-
Вторая строфа Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
-
Третья строфа Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн,и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
-
Четвертая строфа И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий веквосславил я Свободу И милость к падшим призывал. Переведем это четверостишие: И долго я буду любим народом тем, Что чувства добрые я поэзией пробуждал, Что в мой жестокий век прославил я Свободу И милосердие к побежденным призывал.
-
Пятая строфа Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
-
1.Какова преобладающая стилистическая окраска слов в этом стихотворении? Приведите примеры. Чем это можно объяснить? 2.Какие слова заимствованы из церковнославянского языка? По каким приметам вы это установили? 3.Какие встретились в тексте архаизмы? Определите их разряд. Какова окраска этих слов? 4.Каков жанр стихотворения Пушкина «Памятник»? Что означают термины ода, элегия? 5.Каков размер (метр) стихотворения? Случаен ли он?
-
6.В чем своеобразие стихотворения Пушкина по сравнению с одноименным стихотворением Державина? 7.Охарактеризуйте композицию стихотворения «Памятник». 8.Какие вам известны трактовки идейно-образного содержания стихотворения? В какой мере они подтверждаются лингвистическим анализом текста? 9.Считаете ли вы эти трактовки взаимоисключающими? Если нет, то почему? 10.Раскройте смысл высказывания В.В.Виноградова: «Памятник» – это исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта». “
-
Попытки написать творческую исповедь предпринимались Пушкиным не раз: “ Не тем горжусь я, мой певец…“ (1822) “ Андрей Шенье“ (1825) “Поэт и толпа“ (1828) “Из Пиндемонти“ (1836)
-
Пушкин предсказал в “ Памятнике“ К нему “ не зарастёт народная тропа“ Слух о нём “пройдёт по всей Руси великой“ и назовёт его “всяк сущий в ней язык“ Он нашёл объяснения тому, чем он будет “любезен народу“ : “чувства добрые я лирой пробуждал“ и “в мой жестокий век восславил я Свободу и милость к падшим призывал“
-
Заветы Пушкина были подхвачены лучшими поэтами ХХ в. Блок 1921 г., когда государственные чиновники уже активно претендовали на руководство искусством, писал: “Пушкин, тайную свободу пели мы вослед тебе! Помоги нам в непогоду, руку дай в немой борьбе“ .
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.