Содержание
-
искусство слова
-
Тема урока:Литература как искусство слова
Основополагающий вопрос: Что делает художественную речь красивой и образной?
-
Максим Горький говорил:
«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело, и животрепетало, как метко сказанное русское слово» Анна Ахматова писала: Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово.
-
Переносное значение слова– этозначение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства (например, работа кипит) Тропы – слова, которые использует писатель в переносном значении (в переводе с греческого – «образ, поворот, оборот») основные понятия
-
Задание: в предложенном тексте найти тропы
Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного пепельного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием мутного пламени. (К. Паустовский)
-
эпитеты сравнения метафоры виды тропов
-
красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статныеосины высоко лепечут над вами; Длинные, висячиеветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов) ЭПИТЕТЫ
-
Задание:в четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и определить, какой частью речи они выражены
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.
-
– это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность Примеры: Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) СРАВНЕНИЕ
-
Задание: в предложенных примерах найти образные сравнения
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин) Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский) Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий,словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)
-
употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) Подругим признакам… МЕТАФОРА
-
Пример метафоры:
В садугориткостер рябины красной…(С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.
-
Задание: : в предложенных примерах найти метафоры
… в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин) Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин) Ночь тихо спустиласьна землю; Земля окуталавсе белым покрывалом. Отговорилароща золотая березовым веселым языком (С.Есенин )
-
Что делает художественную речь красивой, образной и выразительной? Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных. повторим изученное
-
Литература – искусство слова. Но, чтобы овладеть этим искусством, нужно много трудиться, совершенствовать и обогащать устную и письменную речь. Этому мы можем научиться у замечательных русских писателей. итог урока
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.