Презентация на тему "Литература как искусство слова" 9 класс

Презентация: Литература как искусство слова
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.5
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "Литература как искусство слова" по литературе. Состоит из 33 слайдов. Размер файла 4.67 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Литература как искусство слова
    Слайд 1

    Литература как искусство слова

  • Слайд 2

    Художественная литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь.

  • Слайд 3

    Познавательные перспективы литературы:

    С помощью слова реальность постигается не только с чувственной , но и с умственной, мыслительной стороны; С помощью слова литература вызывает читателя на самостоятельный диалог, спор с автором; Художественная литература представляет собой искусство воспроизведения человеческого голоса, несущего эмоционально окрашенную мысль. 28.09.2016 3

  • Слайд 4

    Роберт Рождественский

    28.09.2016 4 Я в глазах твоих утону - Можно?Ведь в глазах твоих утонуть - счастье!Подойду и скажу- Здравствуй!Я люблю тебя очень- Сложно?Нет не сложно это,а трудно.Очень трудно любить- Веришь?Подойду я к обрыву крутомуПадать буду- Поймать успеешь?Ну,а если уеду- Напишешь?Только мне без тебя трудно!Я хочу быть с тобою- Слышишь?Ни минуту,ни месяц,а долгоОчень долго,всю жизнь- Понимаешь?Значит вместе всегда- Хочешь?Я ответа боюсь- Знаешь?Ты ответь мне,но только глазами.Ты ответь мне глазами- Любишь?Если да,то тебе обещаю,Что ты самым счастливым будешь.Если нет,то тебя умоляюНе кори своим взглядом,не надо,Не тяни за собою в омут,Но меня ты чуть-чуть помни......Я любить тебя буду- Можно?Даже если нельзя...Буду!И всегдя я приду на помощь, Если будет тебе трудно!

  • Слайд 5

    Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли (фольклор), однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер.

  • Слайд 6

    Литература — один из видов искусства, такой же, как скульптура или хореография Слово — выразительное средство и мыслительная форма литературы, знаковая основа ее образности. Вначале было слово... Так Библия говорит о сотворении Вселенной. Художественный мир, создаваемый литературой, возникает именно по этой формуле.

  • Слайд 7

    Строительный материал скульптуры, живописи, кино — глина, краска, кинопленка — предварительно социально обработан, «очеловечен». Строительный материал литературы — слово Гегель называл слово самым пластичным материалом, непосредственно принадлежащим духу. Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только что пойманная рыба. Слово — вербальный знак.

  • Слайд 8

    И ещё спросил я у менялы,В сердце робость глубже притая,Как сказать мне для прекрасной Лалы,Как сказать ей, что она "моя"?И ответил мне меняла кратко:О любви в словах не говорят,О любви вздыхают лишь украдкой,Да глаза, как яхонты, горят.Поцелуй названья не имеет,Поцелуй не надпись на гробах.Красной розой поцелуи рдеют,Лепестками тая на губах.От любви не требуют поруки,С нею знают радость и беду."Ты - моя" сказать лишь могут руки,Что срывали чёрную чадру. 28.09.2016 8 Я спросил сегодня у менялы,Что даёт за полтумана по рублю,Как сказать мне для прекрасной ЛалыПо-персидски нежное "люблю"?Я спросил сегодня у менялы,Легче ветра, тише Ванских струй,Как назвать мне для прекрасной ЛалыСлово ласковое "поцелуй"? С. А. Есенин

  • Слайд 9

    Благодаря гибкости и безграничным выразительным возможностям слова литература способна вбирать в себя элементы художественного содержания любого искусства. На язык литературы можно перевести образы других видов искусства. Лев Толстой в «Войне и мире», например описывая танец Наташи Ростовой, создает почти зримый хореографический образ; Гюго в «Соборе Парижской богоматери» воспроизводит образ архитектурного произведения; Пушкин в «Медном всаднике» — скульптурный образ Фальконе.

  • Слайд 10

    В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнертак сказал о слове: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. 28.09.2016 10

  • Слайд 11

    Добротная литература не манипулирует личностью, а формирует ее.

  • Слайд 12

    Жанры литературы:

    28.09.2016 12

  • Слайд 13

    Роды и виды литературы с аристотельских времен считались главными стилевыми факторами:

    28.09.2016 13 Жанры Стили

  • Слайд 14

    Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк»), — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе подразумевает свободу творчества и выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссе может носить историко-биографический, литературно-критический, философский, научно-популярный, беллетристический характер. В содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства. В отношении объёма и функции эссе граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом.

  • Слайд 15

    Формы эссе письмо слово открытое письмо речь очерк Адресаты читатели аудитория друг собеседник человек, с которым спорят 28.09.2016 15

  • Слайд 16

    28.09.2016 16 Эссе – способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира.                 А.Эльяшевич

  • Слайд 17

    ЛЮБОВЬ То змейкой, свернувшись клубком, У самого сердца колдует, То целые дни голубком На белом окошке воркует, То в инее ярком блеснет, Почудится в дреме левкоя... Но верно и тайно ведет От радости и от покоя. Умеет так сладко рыдать В молитве тоскующей скрипки, И страшно ее угадать В еще незнакомой улыбке. 24 ноября 1911, Царское Село 28.09.2016 17 А.Ахматова

  • Слайд 18

    Задание: Написать эссе. Примерные темы литературно-публицистического эссе: «Говорят, что любовь - это дар божий. Так ли это ?» «Тот, кто и никогда не искал ни дружбы, ни любви, в тысячу раз беднее того, кто их обеих утратил» (Жан Поль) «Любовь- этожеланиежить» (М.Горький) «Любитьглубоко-этозначитзабыть о себе» (Ж.Ж Руссо) «Самоебольшоесчастье в жизни-этоуверенность,чтотебялюбят» (В.Гюго). «Любовьпридаётблагородстводаже и тем,которымприродаотказала в нём»(В.Шекспир).

  • Слайд 19

    Не отрекаются любя. Ведь жизнь кончается не завтра. Я перестану ждать тебя, а ты придешь совсем внезапно. А ты придешь, когда темно, когда в стекло ударит вьюга, когда припомнишь, как давно не согревали мы друг друга. И так захочешь теплоты, не полюбившейся когда-то, что переждать не сможешь ты трех человек у автомата. И будет, как назло, ползти трамвай, метро, не знаю что там. И вьюга заметет пути на дальних подступах к воротам... А в доме будет грусть и тишь, хрип счетчика и шорох книжки, когда ты в двери постучишь, взбежав наверх без передышки. За это можно все отдать, и до того я в это верю, что трудно мне тебя не ждать, весь день не отходя от двери. 28.09.2016 19 Вероника Тушнова

  • Слайд 20

    Художественный образ в литературе 28.09.2016 20

  • Слайд 21

    Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Художественный образ – это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Художественный образ и есть не что иное, как знак, т. е. средство смысловой коммуникации в рамках данной культуры или родственных культур 28.09.2016 21 .

  • Слайд 22

    «Вечные образы» — художественные образы произведений мировой литературы, в которых писатель на основе жизненного материала своего времени сумел создать долговечное обобщение, применимое в жизни последующих поколений. Так, в Прометее обобщены черты человека, готового отдать жизнь для блага народа; Образ Дон-Кихота, созданный известным испанским писателем Мигелем Сервантесом (XVI — XVII вв.), олицетворяет собой благородное, но лишённое жизненной почвы мечтательство; Гамлет, герой трагедии Шекспира (XVI — начало XVII в.), — нарицательный образ раздвоенного, раздираемого противоречиями человека. 28.09.2016 22

  • Слайд 23

    Основные средства художественной выразительности

    ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)

  • Слайд 24

    СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский) Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский) Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак)

  • Слайд 25

    МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) Сходство может проявляться: По форме (кольцо на руке – кольцо дыма); По цвету (золотой медальон – золотые кудри); По впечатлению (черное покрывало – черные мысли) По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы) По другим признакам… В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

  • Слайд 26

     Гениальные книги неисчерпаемы, они снова и снова заставляют людей задумываться о главном: о себе, о человеческой судьбе и судьбе человечества. Они как зеркало, в котором каждый новый век видит себя. 28.09.2016 26

  • Слайд 27

    Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

  • Слайд 28

    28.09.2016 28 Придумать и записатьв тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры. Придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову  солнце; метафору к выражению ветер дует)

  • Слайд 29

    Вывод:

    Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческое. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души. 28.09.2016 29

  • Слайд 30

    ТворчествоБывает так: какая-то истома;В ушах не умолкает бой часов;Вдали раскат стихающего грома.Неузнанных и пленных голосовМне чудятся и жалобы и стоны,Сужается какой-то тайный круг,Но в этой бездне шепотов и звоновВстает один, все победивший звук.Так вкруг него непоправимо тихо,Что слышно, как в лесу растет трава,Как по земле идет с котомкой лихо...Но вот уже послышались словаИ легких рифм сигнальные звоночки,—Тогда я начинаю понимать,И просто продиктованные строчкиЛожатся в белоснежную тетрадь. А.Ахматова

  • Слайд 31

    Цель урока: Определить роль литературы в духовной жизни общества, Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова, Выявить уровень литературного развития учащихся.

  • Слайд 32

    http://www.openclass.ru/dig-resource/27243 http://www.lit100.ru/text.php?t=030b http://festival.1september.ru/articles/533450/ http://s99 omsk.narod.ru/projects/love/met2.htm

  • Слайд 33

    Презентация подготовлена для урока МХК в 9 классе по программе Г.И. Даниловой учителем ИЗО и МХК Петровой Оксаной Викторовной МБОУ Тогучинского района Горновская СОШ 28.09.2016 33

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке