Презентация на тему "Искусство "красной" речи"

Презентация: Искусство "красной" речи
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Искусство "красной" речи" по русскому языку, включающую в себя 16 слайдов. Скачать файл презентации 0.2 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для учеников 6-9 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

Содержание

  • Презентация: Искусство "красной" речи
    Слайд 1

    Как простые слова становятся царственными

    Искусство «красной» речи

  • Слайд 2

    Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В. Гоголь

  • Слайд 3

    Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово. Анна Ахматова Царственное слово-это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. Царственное слово является вдохновенному поэту в минуты его творческого взлёта и остаётся на века в сокровищнице художественных образов, запечатленное памятью многих поколений. И этому царственному слову обязана красотой и образностью художественная речь.

  • Слайд 4

    Искусству художественного слова нас учат русские писатели, которые из народного языка, по выражению М.Горького, «сделали чудо». В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление. В чём же особенность использования богатств языка писателями? Как удаётся им достичь живости, наглядности, красочности описаний?

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    эпитеты

    Среди различных «царственных слов» наиболее часто встречаются эпитеты. Так называются слова, которые художественно определяют предмет или действие, например: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече…мимо…(С.Есенин). В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия.

  • Слайд 7

    Виды эпитетов

    Постоянные эпитеты –характерны для народного поэтического творчества. Например, солнце всегда красное, ветер – буйный, слово – верное. Изобразительные эпитеты,в отличие от постоянных, живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Например, у Маяковского: озноенный тротуар, опожаренный песок; Россия, взлетай развоздушенным флотом. Эмоциональные эпитеты –передают чувства, настроение автора. Например: Несказанное, синее, нежное…Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя – поле безбрежное - дышит запахом мёда и роз (С.Есенин). Метафорические эпитеты -это эпитеты выраженные словами, выступающими в переносном значении. Они выполняют в речи особенно яркую изобразительную функцию. Например: Ночевала тучка золотая На груди утёса – великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя. М.Ю.Лермонтов

  • Слайд 8

    Образные сравнения

    Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим, придающееописанию особую наглядность, изобразительность: Нахмуренное, с прозеленью, небо, Во мгле, как декорации, дома, Асфальт и воздух пахнут мокрым снегом, И веет мокрым холодом зима. (Н. Рубцов) Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий. Очень часто сравнения уточняют цвет. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности.

  • Слайд 9

    Метафоры

    В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. С. Есенин Термин метафора означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, связанными в нашем представлении с совершенно иным кругом представлений. Метафоризация нередко усиливает изобразительность эпитетов: Отговорила роща золотая… разметался пожар голубой. Все эти и многие другие есенинские эпитеты метафорические: они выражены словами, употреблёнными в переносном значении. Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придаёт речи особую выразительность, эмоциональность.

  • Слайд 10

    Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры

    Метонимия -это перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности. При метонимии предметы, явления, получающие одинаковое название, связаны самыми различными ассоциациями по смежности. Название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся: Ликует буйный Рим (М.Ю. Лермонтов). Название сосуда используется в значении содержимого: Я три тарелки съел (И.А. Крылов). Имя автора заменяет его произведения: Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов). Названия отличительных признаков или предметов используются вместо их обычных наименований: Чёрные фраки носились врозь и кучами там и там (Н.В. Гоголь). Метонимию можно встретить не только в художественных произведениях, но и в нашей повседневной речи. Мы говорим: класс слушает, люблю Есенина, слушал «Онегина».

  • Слайд 11

    Синекдоха

    К метонимии очень близка и представляет своеобразную её разновидность синекдоха, которая состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот. Например: По домам идёт Европа, Пух перин над ней пургой. И на русского солдата Брат-француз, британец-брат, Брат-поляк и все подряд… Синекдоха усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

  • Слайд 12

    Олицетворение

    Олицетворениемназывается наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Вот так, например: Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце (А. Гайдар) Олицетворение широко используется не только в художественных текстах. Стоит открыть любой номер газеты, и вы увидите забавные заголовки, построенные на олицетворении: «Солнце зажигает маяки», «Ледовая дорожка ждёт», «Матч принёс рекорды». Часто к нему обращаются публицисты для создания эмоционально выразительных образов. Приём олицетворения помог писателю создать величественный образ России, вынесший на своих плечах все тяготы войны и открывшей народам путь к миру и счастью.

  • Слайд 13

    Гипербола

    В сто сорок солнц закат пылал… В. Маяковский Образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого, называетсягиперболой. Нельзя не сказать и стилистическом приёме, противоположном гиперболе. Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого, называетсялитотой. Например: мальчик с пальчик. Литоту именуют ещё обратной гиперболой. Гипербола и литота имеют общую основу - отклонение в ту или иную сторону от объективной количественной оценки предмета, явления, качества. Поэтому эти два тропа могут в речи совмещаться, переплетаться.

  • Слайд 14

    Перифраза

    Перифразой называется описательное выражение, употреблённое вместо того или иного слова. Употребление перифраз вместо конкретных названий тех предметов, о которых говорится впервые, может затемнить смысл высказывания, лишить его точности. Увлечение перифразами таит в себе опасность многословия.

  • Слайд 15

    Виды перифраз

    Образные перифразы, то есть такие, в основе которых лежит употребление слов в переносном значении. Они выполняют в речи эстетическую функцию, их отличает яркая эмоционально - экспрессивная окраска. Необразные, представляющие собой переименования предметов, качеств, действий. Они выполняют смысловую функцию, помогая автору точнее выразить мысль. Индивидуально – авторские Образные

  • Слайд 16
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке