Содержание
-
А. Н. Толстой «Пётр Первый»
Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.
Урок литературы в 11 классе.
-
-
Содержание
- Цель урока.
- Найдите ошибки.
- Повторение. Определение эпизода.
- Повторение. Роль эпизода в тексте.
- Повторение. Эпизод как часть сюжета.
- Повторение. Сочинение – рассуждение.
- Повторение. Схема анализа эпизода.
- У доски.
- Проверка домашнего задания.
- Анализ эпизода. Вступление сочинения.
- Анализ эпизода. Основная часть сочинения.
- Анализ эпизода. Заключение сочинения.
- Домашнее задание.
- Литература.
-
Цель урока
Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа анализа эпизода.
Урок имеет обобщающий характер.
-
Найдите ошибки
- 1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась…Женить тебя хочу…Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой…Большие ступни повернулись носками внутрь.
- Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне . Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?
-
Повторение
Определение эпизода.
В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте
- Что объединяет эти определения ?
- В чём различие ?
- Запишите любое определение.
- Назовите синонимы к слову эпизод. Запишите.
-
Определение эпизода
Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
Эпизод - часть (отрывок , фрагмент ) художественного произведения , имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.
-
Синонимы
Отрывок, фрагмент, часть
-
Повторение
Роль эпизода в тексте
Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.
Какие функции эпизода могут быть в тексте?
Определите роль таких эпизодов : последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.
Приведите свои примеры.
-
Роль эпизода в тексте
- Характерологическая.Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
- Психологическая.Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
- Поворотная.Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
- Оценочная.Автор даёт характеристику персонажа или события.
-
Повторение
Эпизод как часть сюжета
- Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета.
- Назовите набор сюжетных элементов.
- В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера.
- Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор.
- Приведите примеры таких фрагментов.
-
Сюжетные элементы
- Экспозиция
- Завязка
- Развитие действия
- Кульминация
- Падение действия
- Развязка
- Эпилог
-
Внесюжетные элементы
- Описание:
- портрет
- интерьер
- пейзаж
- Авторские отступления
- Вставные эпизоды
- Описание:
-
Повторение
- Сочинение – рассуждение
- Анализ эпизода строится как рассуждение.
- Вспомним схему рассуждения.
-
Строение сочинения – рассуждения
I. Тезис ( основная мысль сочинения )
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование : аргументы и примеры
Что из этого следует?
Поэтому , следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
-
Повторение
Схема анализа эпизода
Вспомним схему анализа эпизода.
Что непонятно?
А теперь переходим к конкретному эпизоду.
Книга 3, глава 2 (5)
-
Схема анализа эпизода прозаического текста
План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Вступление
1.Что такое эпизод? Дать определение.
2.Предположение о роли этого эпизода в произведении ( тезис сочинения ).
-
Схема анализа эпизода прозаического текста.
План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
Основная часть ( аргументы и примеры )
- Сжатый пересказ данного фрагмента.
- Место эпизода в композиции текста.
Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?
3.Место эпизода в сюжете произведения.
Завязка , экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде?
-
План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».
5. Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.
6. Каков предметный мир произведения?
Пейзаж, интерьер, портрет.
Почему именно это в данном эпизоде?
7. Мотивы эпизода.
Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.
Ассоциации.
Библейские, фольклорные, античные.
-
Схема анализа эпизода прозаического текста
8.От чьего имени ведется повествование?
Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ).
Почему?
9.Организация речи.
Повествование , описание, монолог, диалог.
Почему?
10.Языковые средства.
Тропы и фигуры.
-
Заключение ( вывод )
1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением ).
2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?
3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
-
У доски
Составить план эпизода ( простой или цитатный ).
Придумать несколько названий эпизода ( отражают тему или идею ).
-
Проверка домашнего задания
Несколько человек читают сжатый пересказ эпизода.
Что удачно? Что можно изменить?
-
Анализ эпизода
Вступление сочинения
- Каким может быть вступление?
- Предложите тезис рассуждения.
- Может быть и другой тезис.
- Прочитайте часть статьи литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый».
- Какую роль играет этот эпизод?
-
Тезис - 1
Новая Россия строится, но какая страшная цена .
Сложные отношения царя и народа.
-
М. СвердловВопрос о смысле жизни
Что же занимает место нравственных исканий в
«Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?
Да, в профессиональной области.
Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин ( самый хитрый и оборотливый ), офицер Алексей Бровкин ( самый исполнительный ),
кузнец Жёмов ( самый искусный ), живописец Голиков ( самый талантливый ).
-
В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания ( самым жестоким ), царевна Наталья ( самая артистичная ) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову ( самому глупому ) за безделье - роль профессионального шута.
-
А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.
Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а
«технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.
-
Тезис - 2
Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны.
-
Анализ эпизода
Основная часть сочинения
- Основная часть начинается со сжатого пересказа. Мы его уже услышали.
- Какое место занимает эпизод в композиции текста?
- Что происходит в 4 главке?
- Что происходит в 6 главке?
- Как связаны все эти эпизоды?
-
Событие в 4 главке
Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII.
-
Событие в 6 главке
Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход.
-
Связь эпизодов
Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность.
-
Анализ эпизода
- Какое место занимает эпизод в сюжете?
- Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте?
- Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде?
- Докажите текстом.
-
Место в сюжете
Развитие действия
-
Темы и проблемы
Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра.
-
Характеры героев
Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый.
-
Анализ эпизода
- Почему у бородатого нет имени?
- Каков предметный мир фрагмента?
- Найдите пейзаж.
- Найдите портрет.
- Найдите интерьер.
- Зачем они здесь нужны?
- Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие.
- Какие ассоциации возникают?
- Лабораторная работа.
-
Символ
Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский народ.
-
Детали
Детали создают образ эпохи Петра I.
-
Мотивы
Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду , придворные обманывают царя.
-
Лабораторная работа
Работа в группах или в парах.
Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.
Проверка работы.
-
Анализ эпизода
- Заключение сочинения
- Кто уже может сделать вывод?
- Какие темы развиты здесь?
- Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?
-
Роль эпизода в тексте
Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества.
-
Идея
Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.
-
Домашнее задание
Написать черновик сочинения типа анализа эпизода на тему
«Роль главы 2 (5) в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».
-
Литература
- Белова А. В. Лекции в ЧГУ ( г. Череповец )
- Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. - М., 2004
- Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон«. - Русский язык и литература для школьников, 2003, № 4
- Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. - М., 2002(Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.)
- Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. - М., 2003
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.