Презентация на тему "А.Н. Толстой «Пётр Первый» — анализ эпизода" 11 класс

Презентация: А.Н. Толстой «Пётр Первый» — анализ эпизода
Включить эффекты
1 из 47
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "А. Н. Толстой «Пётр Первый»" предназначена для тематической работы над произведением на уроке литературы. Также может быть полезна для учащихся с целью подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание

  • Анализ произведения
  • Обсуждение произведения
  • Тематические задания
  • Подготовка к написанию сочинения

Содержание

  • Презентация: А.Н. Толстой «Пётр Первый» — анализ эпизода
    Слайд 1

    А. Н. Толстой «Пётр Первый»

    Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению.

    Урок литературы в 11 классе.

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Содержание

    • Цель урока.
    • Найдите ошибки.
    • Повторение. Определение эпизода.
    • Повторение. Роль эпизода в тексте.
    • Повторение. Эпизод как часть сюжета.
    • Повторение. Сочинение – рассуждение.
    • Повторение. Схема анализа эпизода.
    • У доски.
    • Проверка домашнего задания.
    • Анализ эпизода. Вступление сочинения.
    • Анализ эпизода. Основная часть сочинения.
    • Анализ эпизода. Заключение сочинения.
    • Домашнее задание.
    • Литература.
  • Слайд 4

    Цель урока

    Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа анализа эпизода.

    Урок имеет обобщающий характер.

  • Слайд 5

    Найдите ошибки

    1. 1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась…Женить тебя хочу…Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой…Большие ступни повернулись носками внутрь.
    2. Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне . Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?
  • Слайд 6

    Повторение

    Определение эпизода.

    В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте

    • Что объединяет эти определения ?
    • В чём различие ?
    • Запишите любое определение.
    • Назовите синонимы к слову эпизод. Запишите.
  • Слайд 7

    Определение эпизода

    Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

    Эпизод - часть (отрывок , фрагмент ) художественного произведения , имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.

  • Слайд 8

    Синонимы

    Отрывок, фрагмент, часть

  • Слайд 9

    Повторение

    Роль эпизода в тексте

    Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.

    Какие функции эпизода могут быть в тексте?

    Определите роль таких эпизодов : последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.

    Приведите свои примеры.

  • Слайд 10

    Роль эпизода в тексте

    1. Характерологическая.Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
    2. Психологическая.Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
    3. Поворотная.Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
    4. Оценочная.Автор даёт характеристику персонажа или события.
  • Слайд 11

    Повторение

    Эпизод как часть сюжета

    • Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета.
    • Назовите набор сюжетных элементов.
    • В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера.
    • Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор.
    • Приведите примеры таких фрагментов.
  • Слайд 12

    Сюжетные элементы

    1. Экспозиция
    2. Завязка
    3. Развитие действия
    4. Кульминация
    5. Падение действия
    6. Развязка
    7. Эпилог
  • Слайд 13

    Внесюжетные элементы

    1. Описание:
      • портрет
      • интерьер
      • пейзаж
    2. Авторские отступления
    3. Вставные эпизоды
  • Слайд 14

    Повторение

    • Сочинение – рассуждение
    • Анализ эпизода строится как рассуждение.
    • Вспомним схему рассуждения.
  • Слайд 15

    Строение сочинения – рассуждения

    I. Тезис ( основная мысль сочинения )

    Почему?

    Потому что, так как.

    II. Обоснование : аргументы и примеры

    Что из этого следует?

    Поэтому , следовательно, итак, таким образом.

    III. Вывод

    Перекликается с тезисом.

  • Слайд 16

    Повторение

    Схема анализа эпизода

    Вспомним схему анализа эпизода.

    Что непонятно?

    А теперь переходим к конкретному эпизоду.

    Книга 3, глава 2 (5)

  • Слайд 17

    Схема анализа эпизода прозаического текста

    План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».

    Вступление

    1.Что такое эпизод? Дать определение.

    2.Предположение о роли этого эпизода в произведении ( тезис сочинения ).

  • Слайд 18

    Схема анализа эпизода прозаического текста.

    План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».

    Основная часть ( аргументы и примеры )

    1. Сжатый пересказ данного фрагмента.
    2. Место эпизода в композиции текста.

    Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?

    3.Место эпизода в сюжете произведения.

    Завязка , экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

    4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде?

  • Слайд 19

    План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».

    5. Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.

    6. Каков предметный мир произведения?

    Пейзаж, интерьер, портрет.

    Почему именно это в данном эпизоде?

    7. Мотивы эпизода.

    Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.

    Ассоциации.

    Библейские, фольклорные, античные.

  • Слайд 20

    Схема анализа эпизода прозаического текста

    8.От чьего имени ведется повествование?

    Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ).

    Почему?

    9.Организация речи.

    Повествование , описание, монолог, диалог.

    Почему?

    10.Языковые средства.

    Тропы и фигуры.

  • Слайд 21

    Заключение ( вывод )

    1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением ).

    2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

    3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

  • Слайд 22

    У доски

    Составить план эпизода ( простой или цитатный ).

    Придумать несколько названий эпизода ( отражают тему или идею ).

  • Слайд 23

    Проверка домашнего задания

    Несколько человек читают сжатый пересказ эпизода.

    Что удачно? Что можно изменить?

  • Слайд 24

    Анализ эпизода

    Вступление сочинения

    • Каким может быть вступление?
    • Предложите тезис рассуждения.
    • Может быть и другой тезис.
    • Прочитайте часть статьи литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый».
    • Какую роль играет этот эпизод?
  • Слайд 25

    Тезис - 1

    Новая Россия строится, но какая страшная цена .

    Сложные отношения царя и народа.

  • Слайд 26

    М. СвердловВопрос о смысле жизни

    Что же занимает место нравственных исканий в

    «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?

    Да, в профессиональной области.

    Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин ( самый хитрый и оборотливый ), офицер Алексей Бровкин ( самый исполнительный ),

    кузнец Жёмов ( самый искусный ), живописец Голиков ( самый талантливый ).

  • Слайд 27

    В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания ( самым жестоким ), царевна Наталья ( самая артистичная ) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову ( самому глупому ) за безделье - роль профессионального шута.

  • Слайд 28

    А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.

    Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а

    «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.

  • Слайд 29

    Тезис - 2

    Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны.

  • Слайд 30

    Анализ эпизода

    Основная часть сочинения

    • Основная часть начинается со сжатого пересказа. Мы его уже услышали.
    • Какое место занимает эпизод в композиции текста?
    • Что происходит в 4 главке?
    • Что происходит в 6 главке?
    • Как связаны все эти эпизоды?
  • Слайд 31

    Событие в 4 главке

    Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII.

  • Слайд 32

    Событие в 6 главке

    Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход.

  • Слайд 33

    Связь эпизодов

    Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность.

  • Слайд 34

    Анализ эпизода

    • Какое место занимает эпизод в сюжете?
    • Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте?
    • Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде?
    • Докажите текстом.
  • Слайд 35

    Место в сюжете

    Развитие действия

  • Слайд 36

    Темы и проблемы

    Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра.

  • Слайд 37

    Характеры героев

    Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый.

  • Слайд 38

    Анализ эпизода

    • Почему у бородатого нет имени?
    • Каков предметный мир фрагмента?
    • Найдите пейзаж.
    • Найдите портрет.
    • Найдите интерьер.
    • Зачем они здесь нужны?
    • Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие.
    • Какие ассоциации возникают?
    • Лабораторная работа.
  • Слайд 39

    Символ

    Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский народ.

  • Слайд 40

    Детали

    Детали создают образ эпохи Петра I.

  • Слайд 41

    Мотивы

    Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду , придворные обманывают царя.

  • Слайд 42

    Лабораторная работа

    Работа в группах или в парах.

    Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.

    Проверка работы.

  • Слайд 43

    Анализ эпизода

    • Заключение сочинения
    • Кто уже может сделать вывод?
    • Какие темы развиты здесь?
    • Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?
  • Слайд 44

    Роль эпизода в тексте

    Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества.

  • Слайд 45

    Идея

    Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.

  • Слайд 46

    Домашнее задание

    Написать черновик сочинения типа анализа эпизода на тему

    «Роль главы 2 (5) в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

  • Слайд 47

    Литература

    1. Белова А. В. Лекции в ЧГУ ( г. Череповец )
    2. Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. - М., 2004
    3. Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон«. - Русский язык и литература для школьников, 2003, № 4
    4. Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. - М., 2002(Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.)
    5. Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. - М., 2003
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке