Презентация на тему "Урок по рассказу Ги де Мопассана «Ожерелье»"

Презентация: Урок по рассказу Ги де Мопассана «Ожерелье»
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
29 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Урок по рассказу Ги де Мопассана «Ожерелье»" рассказывает о новелле французского писателя. Главная героиня, Матильда Луазель, с детства мечтает о роскошной жизни в высшем обществе. Муж изо всех сил пытается сделать осчастливить супругу, но Матильда страдает из-за своей несбывшейся мечты. Однажды господину Луазель с трудом удалось получить приглашение на роскошный вечер для высшего чиновничества.

Краткое содержание

  1. Краткое содержание
  2. Лев Николаевич Толстой
  3. Композиция новеллы
  4. Жизнь может быть безгранично разной
  5. Художественные образы героев
  6. Работа с текстом в группах
  7. Домашнее задание
  8. Использованные ресурсы

Содержание

  • Презентация: Урок по рассказу Ги де Мопассана «Ожерелье»
    Слайд 1

    Урок по рассказу Ги де Мопассана «Ожерелье». «Жизнь, прожитая зря»

    Учитель: С.Т. Лапшина.

  • Слайд 2

    Анри Рене Альбер Ги де Мопассан (1850 -1893). Французский писатель.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Краткое содержание

    • Матильда Луазель с детства мечтает о роскошной жизни в высшем обществе. Но она была вынуждена принять предложение небогатого мелкого чиновника министерства образования.
    • Муж изо всех сил пытается сделать осчастливить супругу, но Матильда страдает из-за своей несбывшейся мечты.
    • Однажды господину Луазель с трудом удалось получить приглашение на роскошный вечер для высшего чиновничества.
    • На платье госпожи Луазель семья нашла деньги. У богатой подруги, госпожи Форестье, Матильда сама выбрала великолепное бриллиантовое ожерелье.
    • На балу госпожа Луазель, изящная, грациозная, весёлая, словно опьяневшая от радости, была красивее всех. Она танцевала с увлечением, со страстью, не думая ни о чём, упиваясь триумфом своей красоты.
    • Но с окончанием бала для Матильды все закончилось. Вернувшись домой, она обнаружила пропажу ожерелья, взятого на время.
    • Семья решила не сообщать госпоже Форестье о пропаже и купить ей точно такое же ожерелье.
    • Пришлось потратить все накопленные деньги, распродать имущество и влезть в большие долги. Подруга не заметила подмену.
    • Матильда сразу же героически примирилась со своей судьбой и вместе с мужем поставила цель во что бы то ни стало выплатить долг. Она познала нищую жизнь бедняков, занимаясь самой чёрной работой. Наконец, через десять лет долг был полностью погашен. Но Матильда сильно постарела и лишилась былой красоты.
    • Когда случайно повстречалась на улице со своей подругой Форестье, та её сразу даже не узнала. Матильда призналась в подмене ожерелья, но была очень горда, что преодолела трудности и смогла выплатить долг.
    • Пораженная подруга сказала, что потерянное ожерелье на самом деле было дешёвой бижутерией…
  • Слайд 5

    «Ожерелье» (фр. La Parure) —новелла писателя Ги де Мопассана Впервые опубликована в 1884 году во французской газете Le Gaulois.

  • Слайд 6

    Лев Николаевич Толстой

    • «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь».
  • Слайд 7

    Жизнь может быть безгранично разной

    • Счастливой.
    • Беспечной.
    • Обеспеченной.
    • Достойной.
    • Духовной.
    • Общественной.
    • Удавшейся.
    • Честной.
    • Мучительной.
    • Бессмысленной.
    • Тягостной.
    • Неудавшейся.
    • Жалкой.
    • Никчёмной.
    • Пустой.
    • Растраченной по пустякам.
  • Слайд 8

    Композиция — построение произведения, расположение частей текста, состоит из сюжета и внесюжетных элементов: авторских отступлений, портрета, пейзажа, описания интерьера, писем и т.п.

    Сюжет — система событий, элементы сюжета — экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

  • Слайд 9

    Композиция новеллы

    • В экспозиции автор знакомит читателя с обстоятельствами жизни и характером главной героини – г-жи Матильды Луазель. Девушка тянется к лучшей жизни, в окружении изысканных вещей и людей.
    • Завязка новеллы: стремящаяся ко всему дорогому и великосветскому, Матильда, с горечью осознаёт, что ей не в чем пойти на вечер в министерство её мужа.
    • Конфликт произведения имеет двунаправленный характер: постоянно борющаяся сама с собой г-жа Луазель вынуждена выступить ещё и против внешних обстоятельств: нет достойного наряда, затем – драгоценностей для его украшения. Счастливая героиня попадает на министерский бал, затмевает собой всех и наслаждается тем вниманием, о котором мечтала всю жизнь.
    • Кульминация новеллы: по возвращении домой Матильда и её муж обнаруживают пропажу ожерелья.
    • Спад действия: Герои в начале ищут оригинальную драгоценность, затем решают возместить её, заказав точную копию у ювелира. Отдав ожерелье хозяйке, супруги Луазель на десять лет погружаются в нищенскую жизнь.
    • Развязка: Случайная встреча Матильды с г-жейФорестье на Елисейских полях удивляет всех : алмазное ожерелье оказывается фальшивым, как и весь тот мир, к которому так стремилась главная героиня в начале своей жизни.
  • Слайд 10

    Смысловые части новеллы

    • в первой, самой большой, рисуется спокойная и обеспеченная жизнь г-жи Луазель как жены мелкого чиновника;
    • во второй, средней по объёму, даётся сцена бала и последующие за ним злоключения главных героев;
    • в третьей, самой маленькой, описываются тяжёлые рабочие будни г-жи Луазель, вынужденной влачить жалкую жизнь простолюдинки.
  • Слайд 11
    • Как заглавие связано с содержанием рассказа?
    • Какую роль играет заглавие для раскрытия смысла произведения?
    • Что отражает заглавие: тему или основную мысль рассказа?
  • Слайд 12
    • С помощью каких деталей автор дает характеристику главной героине рассказа?
    • А мы глубже понимаем её поступки, мотивы её поведения?
  • Слайд 13

    Чего героиня не смогла оценить из даров жизни, сполна отмеренных ей?

    • Молодость
    • Здоровье
    • Красоту

    Что было идеалом жизни Матильды?

    • Деньги
    • Вещи
    • «Овеществлённая» зависть
  • Слайд 14

    Как решает проблему с платьем для жены господин Луазель?

    • Отдаёт 400 франков, отложенные на ружьё. В их ситуации героический поступок.
    • Он порождён любовью, поэтому безукоризнен.
  • Слайд 15

    Художественные образы героев

    г-жа Луазель

    • нежная, хрупкая, тонко чувствующая красоту и богатство, жестоко страдающая вне того круга вещей и людей, к которым лежит её душа, девушка со временем превращается в сильную, закалённую работой и естественной жизнью женщину. Былая стыдливость (нежелание показаться на людях в платье с живыми цветами, страх признаться в пропаже драгоценности лучшей подруге) сменяется в Матильде на простую, рабочую честность человека, который сполна заплатил по своим счетам.

    г-н Луазель

    • представляет собой цельный характер: он гордится своей работой, ему комфортно в своей среде (у него есть друзья, с которыми он мечтает летом охотиться; он с радостью ест суп с капустой, от которого воротит Матильду), он любит свою супругу и готов дать ей всё, что у него есть. Пропажу ожерелья г-н Луазель воспринимает с должным смирением и, как человек исключительной честности, решает проблему, отдав за минутное удовольствие любимой женщины своё наследство и привычную жизнь в квартире с прислугой.
  • Слайд 16

    Бал для героини - исполнение мечты

  • Слайд 17

    Работа с текстом в группах

    • Жизнь, прожитая зря?
  • Слайд 18

    Группа 1. Причины страданий Матильды Луазель

    1. Почему рождение Матильды автор называет «ошибкой судьбы»? Почему бедность приносила Матильде такие страдания? 2. В чём конфликт внешнего, реального мира и внутренних стремлений героини? 3. Осуждает ли её автор за мечты о роскоши и богатстве? Можно ли считать её виноватой в таком отношении к жизни? Завидовала ли Матильда госпоже Форестье? 4. Какие идеалы формирует в человеке буржуазный мир? 5. Какие причинно-следственные связи можно заметить между фактами жизни Матильды и её состоянием? Для какого художественного метода характерно установление таких взаимосвязей?

  • Слайд 19

    Группа 2. Приглашение на бал и его последствия

    1. Почему приглашение на бал не обрадовало Матильду? 2. Какие слова и выражения говорят о характере её эмоций в диалоге с мужем? 3. В чём внутренний конфликт этого диалога? 4. Докажите, что муж любил Матильду , хотя и не всё понимал в её душе. 5. Есть ли подтекст в репликах диалога Матильды и её мужа о новом платье? Аргументируйте своё мнение.

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Группа 3. Ожерелье госпожи Форестье

    1. Почему Матильда не хотела приколоть к платью живые цветы? 2. Как она себя чувствовала в момент примерки украшений? 3. Какими способами автор передает динамику душевного состояния героини до, во время и после её визита к подруге? 4. Какие слова и выражения помогают точнее представить главный конфликт новеллы? 5. Докажите, что перед нами фрагмент реалистического произведения.

  • Слайд 22

    Группа 4. Пропажа

    1. Почему описание бала, к которому так старательно готовилась героиня, занимает в новелле всего два абзаца? 2. Какой была Матильда на балу? Прав ли автор, утверждая, что «она была несчастна как женщина, созданная для иной среды»? 3. Почему скромная жизнь простого чиновника не угнетала мужа Матильды так, как её? 4. Что чувствовали после бала супруги? Проследите и объясните динамику их эмоций и внутреннего состояния. Какими способами автор рисует душевное состояние героев? 5. Был ли для Матильды и её мужа другой выход из ситуации с потерей ожерелья?

  • Слайд 23

    Группа 5. 10 лет нищеты

    1. Какой художественный смысл в том, что рассказ о 10 годах из жизни семьи Луазель занимает меньше страницы? 2. Внешне или внутренне изменилась Матильда в ситуации крайней бедности?3. Проанализируйте глагольную лексику фрагмента. Как он помогает понять проблему новеллы? 4. Охарактеризуйте художественное время эпизода. Какими способами оно создаётся и какой смысл придаёт повествованию? 5. Как вы понимаете философский смысл финальных слов фрагмента: «Как все в жизни странно и изменчиво!

    • Как мало нужно, чтобы погибнуть или спастись!»?
  • Слайд 24

    Группа 6. «Ожерелье было фальшивое»

    1. Почему Матильда решилась рассказать подруге о потере ожерелья? Права ли Матильда, обвиняя подругу в своих «тяжелых днях»? 2. В чём особенности подтекста их диалога? Говорит ли Матильда то, что думает? Изменилось ли её отношение к подруге по сравнению с началом новеллы?3. Что изменилось в характере Матильды за 10 лет нищеты?4. В чём пафос финальной части новеллы? 5. Каково авторское отношение к героине?

  • Слайд 25
    • Автор утверждает: жизнь капризна и изменчива. А как её прожить, чтобы…
    • Можно ли говорить о том, что свою жизнь героиня прожила зря?
    • В чём, по Мопассану, заключается урок жизни?
    • Верно ли утверждение, что Матильда сама разрушила собственную жизнь?
  • Слайд 26

    «Ожерелье» Мопассана — это новелла-рассуждение

    • Мастерство писателя проявилось в его способности показать в единичной жизненной ситуации широкие социально-нравственные проблемы.
  • Слайд 27

    «Жизнь изменчива и капризна! Как мало нужно для того, чтобы спасти или погубить человека!»

  • Слайд 28
    • Случай — это бог. (А.Франс)
    • Не человек властвует над случаем, но, напротив, случай правит миром! (Демосфен)
    • Два величайших тирана на земле: случай и время. (И.Гердер)
  • Слайд 29

    Домашнее задание

    • составить рассказ (варианты — на выбор):

    1) Как могла сложиться жизнь семьи Луазель, если бы ожерелье не было утеряно;

    2) От лица господина Луазель обо всех событиях, изображённых в произведении.

  • Слайд 30

    Сопоставьте

    • Новеллу Ги де Мопассана «Ожерелье»
    • Рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»
  • Слайд 31

    Использованные ресурсы:

    • Учебник « В мире литературы» 8 класс Под редакцией А.Г. Кутузова.
Посмотреть все слайды

Конспект

Урок-концерт по литературе в 5 классе.

Тема урока: «Дедушка Крылов и его басни».

Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бузанская СОШ»

Цели урока: Обобщение басенного творчества И.А. Крылова; чтение и инсценирование басен; воспитание критического отношения к своим порокам, воспитание чувства и патриотизма.

Оборудование: иллюстрации и поделки учащихся к басням; викторина по басням, плакаты со словами Крылова (цитаты из басен), Белинского; сообщения о Крылове, подготовленные учащимися; DVD-видео с баснями; выставка книг; декорации, костюмы, портрет с изображением И.А. Крылова.

Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского.

В.Г. Белинский.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас есть возможность ещё раз проникнуться басенным творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова, в произведениях которого отразилась по словам Н.В. Гоголя «мудрость самого народа». Та же мысль отражается и в словах выдающегося русского критика В.Г. Белинского: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского» (слайд 2).

Рассказ о Крылове (очерк жизни), подготовленный учащимися.

(Обратить внимание учащихся на репродукцию картины «И.А. Крылов» (слайд 3)).

Повторение теоретического материала.

Учитель: Мы говорим, И.А. Крылов – великий баснописец, а какой же жанр произведений, жанр литературы называется басней?

Ученик: Басня – это небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

Учитель: какие понятия признаки можно проследить в любой басне?

Ученик: Мораль, аллегория (разъяснение этих терминов).

Выставка рисунков и поделок.

Кто участвует в баснях? (животные, предметы быта, растения, люди).

Ребята, давайте определим мораль басен, изображённых на рисунках (слайды 4-12).

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

(обратиться к словам Крылова «А за меня мои звери говорят»).

Чему учит нас эта басня?

Проведение викторины «Из каких басен следующие выражения?» (слайд 13)

  • Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Свинья под дубом»)
  • Это, Щука, тебе наука, вперёд умнее быть и за мышами не ходить. («Щука и мыши»)
  • Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и обезьяна»)
  • Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
  • Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»)
  • А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
  • А воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)
  • Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши! («Стрекоза и муравей)
  • А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. («Кот и повар»)

Выразительное чтение басен.

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и лисица» с определением морали этой басни.
  2. Инсценировка басни «Демьянова уха» (обратиться к словам Крылова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»).
  3. Выразительное чтение наизусть басни «Мартышка и очки» с определением морали этой басни.
  4. Чтение наизусть басен, подготовленных учащимися, с выделением морали.

Прослушивание диска с баснями, ранее не изучавшимися.

Заключение.

Самостоятельная работа учащихся о значении творчества Крылова:

Многие выражения из басен И.А. Крылова стали крылатыми (поговорки, пословицы, фразеологизмы): «демьянова уха», «а слона-то я и не приметил», «а Васька слушает да ест», «тришкин кафтан», «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

Басни помогают нам в преодолении пороков (грубости, лицемерия, трусости, невежества, робости и др.).

Многие басни И.А. Крылова отражают прошлое нашей Родины (события 1812г., крепостничество и т.п.)

Подведение итогов.

Домашнее задание (слайд 14) .

  • Подготовить викторину или кроссворд по басням Крылова.

Урок-концерт по литературе в 5 классе.

Тема урока: «Дедушка Крылов и его басни».

Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Бузанская СОШ»

Цели урока: Обобщение басенного творчества И.А. Крылова; чтение и инсценирование басен; воспитание критического отношения к своим порокам, воспитание чувства и патриотизма.

Оборудование: иллюстрации и поделки учащихся к басням; викторина по басням, плакаты со словами Крылова (цитаты из басен), Белинского; сообщения о Крылове, подготовленные учащимися; DVD-видео с баснями; выставка книг; декорации, костюмы, портрет с изображением И.А. Крылова.

Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского.

В.Г. Белинский.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас есть возможность ещё раз проникнуться басенным творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова, в произведениях которого отразилась по словам Н.В. Гоголя «мудрость самого народа». Та же мысль отражается и в словах выдающегося русского критика В.Г. Белинского: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского» (слайд 2).

Рассказ о Крылове (очерк жизни), подготовленный учащимися.

(Обратить внимание учащихся на репродукцию картины «И.А. Крылов» (слайд 3)).

Повторение теоретического материала.

Учитель: Мы говорим, И.А. Крылов – великий баснописец, а какой же жанр произведений, жанр литературы называется басней?

Ученик: Басня – это небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

Учитель: какие понятия признаки можно проследить в любой басне?

Ученик: Мораль, аллегория (разъяснение этих терминов).

Выставка рисунков и поделок.

Кто участвует в баснях? (животные, предметы быта, растения, люди).

Ребята, давайте определим мораль басен, изображённых на рисунках (слайды 4-12).

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

(обратиться к словам Крылова «А за меня мои звери говорят»).

Чему учит нас эта басня?

Проведение викторины «Из каких басен следующие выражения?» (слайд 13)

  • Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Свинья под дубом»)
  • Это, Щука, тебе наука, вперёд умнее быть и за мышами не ходить. («Щука и мыши»)
  • Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и обезьяна»)
  • Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
  • Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»)
  • А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
  • А воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)
  • Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши! («Стрекоза и муравей)
  • А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. («Кот и повар»)

Выразительное чтение басен.

  1. Выразительное чтение наизусть басни «Ворона и лисица» с определением морали этой басни.
  2. Инсценировка басни «Демьянова уха» (обратиться к словам Крылова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»).
  3. Выразительное чтение наизусть басни «Мартышка и очки» с определением морали этой басни.
  4. Чтение наизусть басен, подготовленных учащимися, с выделением морали.

Прослушивание диска с баснями, ранее не изучавшимися.

Заключение.

Самостоятельная работа учащихся о значении творчества Крылова:

Многие выражения из басен И.А. Крылова стали крылатыми (поговорки, пословицы, фразеологизмы): «демьянова уха», «а слона-то я и не приметил», «а Васька слушает да ест», «тришкин кафтан», «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

Басни помогают нам в преодолении пороков (грубости, лицемерия, трусости, невежества, робости и др.).

Многие басни И.А. Крылова отражают прошлое нашей Родины (события 1812г., крепостничество и т.п.)

Подведение итогов.

Домашнее задание (слайд 14) .

  • Подготовить викторину или кроссворд по басням Крылова.
Скачать конспект

Сообщить об ошибке