Содержание
-
Короткова Наталья Владимировна Учитель русского языка и чтения Гкоуро школа-интернат VIII вида №14 Г. волгодонска В.Астафьев «Белогрудка»
-
«Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево... так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас». В. Астафьев
-
Проблема защиты природы является главной в творчестве В.П.Астафьева . В его произведениях изображена жизнь природы, отношения человека с природой, родные для писателя места, и река Енисей, которую он называет рекой жизни, и его земляки. «…Берегите землю, тогда и себя сбережете, и любовь свою ко всему живому и цветущему на планете нашей, и эту любовь свою передадите дальше, в будущее.»
-
Рассказы для детей
«Зачем я убил коростеля» «Васюткино озеро» «Капалуха» «Злодейка» «Стрижонок Скрип» «Белогрудка»
-
Белогрудка – это куница. Куница – небольшой хищный зверек с ценным светло-коричневым пушистым мехом.
-
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
косогор – склон горы, холма; густолесье –густой лестрепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний;метаться – суетливо, в волнении двигаться в разных направлениях; пихта – хвойное дерево семейства сосновых; крынка – глиняный сосуд с широким горлом для молока; простофиля – глупый, несообразительный человек.
-
Выделяем смысловые части рассказа. Чтение с остановками 1 часть На косогоре. - Прочитайте описание косогора, на котором поселилась Белогрудка. («Глухо на косогоре, сыро и сумрачно…») - Подтвердите текстом, что это была осторожная и скрытная зверушка. («…поселилась в чащобе, изредка появлялась на опушке, пулей вонзалась в лесную глухомань.») -Наносила ли она вред человеку? (была незаметной, никому не мешала) Работа над произведением
-
2 часть Белогрудка –старательная мать. - Как изменилась жизнь Белогрудки с рождением котят? -– Какими были котята? С чем сравнивает их автор? – Как справлялась Белогрудка с материнскими обязанностями? («…грела их своим телом, облизывала каждого до блеска, вдосталь снабжала едой котят» ) – Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот раз не заметила слежку? (« вся трепетала, прильнув к котятам и ни на что не могла обращать внимания»)
-
3 часть Мальчики находят и разоряют гнездо Белогрудки. – Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным? (Кража котят) – Где была Белогрудка, когда похитили котят? – Мальчишки умышленно совершили зло? (неумышленно, они их взяли не для того, чтобы мучить, не думая о последствиях, а ради любопытства, поиграть )
-
4 часть Белогрудка обнаружила пропажу детёнышей. – Какова первая реакция куницы на пустое гнездо? («выронила из зубов добычу, метнулась по ели») – В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? (“Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы”) – Что еще она делала? (“До рассвета металась возле дома, часами сидела…”)Быстроту действия автор передает при помощи глаголов , назовите их. «…Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли котятки»
-
4 часть Разговор отца с сыном. Пёс поедает кунёнка. – Как мальчишки отреагировали на совет хозяина? (не прислушались к словам взрослых, кунятабыли такие маленькие , потешные, и дети решили посмотреть, как они будут подрастать в домашних условиях. ) – Что произошло с белогрудкиными котятами у мальчишек? (зачитываем по тексту)«..стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая по носу…» и др – Почему один из дней жизни Белогрудки писатель назвал “страшным днем”? - Какое чувство стала испытывать Белогрудка к людям после того как увидела, что её котёнка съела собака? (чувство ненависти, мести) - Вы обращали внимание на то, как ведут себя домашние животные в то время, когда у них маленькие дети?
-
5 часть Месть Белогрудки. - Только ли мальчишки во всем виноваты? ( В большей степени виноваты взрослые. Именно они должны были ознакомить детей с повадками зверей, рассказывать об охране природы, о том, что нельзя разорять птичьи гнезда, трогать руками их яйца и детенышей? – Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели детеныша Белогрудки? - Найдем в тексте рассказа, как Белогрудка мстит людям («…в ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур «… Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу…», «…снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули…», «…принялась разбойничать пуще прежнего…»)
-
–Почему из старательной матери Белогрудка превратилась в «сатану»? Человек вторгся в жизнь природы и тем самым нарушил ее покой, помешал равномерной жизни жильцов косогора. Поэтому Белогрудка мстит. А животное опасно в мести, даже самое безобидное. Оно не прощает. Человек должен быть разумным хозяином природы, ведь наше зло, вызов природе возвращается к нам бумерангом. – Жители деревни считали куницу виноватой? Только один охотник не считал Белогрудку виноватой.«Она не виновата. Её обидели, осиротили» – Как погибла Белогрудка? (маленькому зверьку кунице присущи все чувства, характерные человеку. Как настоящая мать она страдает без своих детей, она ищет и находит их, рискуя жизнью, а, потеряв их, не дорожит собой)
-
6 часть История с куницей - урок для жителей деревень. – Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели Белогрудки? «…помнят Белогрудку. Строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц» –А как бы вы хотели, чтоб закончился рассказ? – К чему призывает нас Виктор Петрович Астафьев в заключительной части рассказа? Человек должен быть разумным хозяином природы, а беззаботность и легкомыслие его могут привести к беде. «Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесном косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»
-
Ч Е Л О В Е К П Р И Р О Д А
- Как же надо относиться к природе? С помощью глаголов обозначим, как человек относился к природе с того момента, как появился боялся, охотился, молился, преклонялся, обожествлял, изучал, наблюдал, использовал, покорял, разрушал, восстанавливал, любовался, восхищался, воодушевлялся.
-
Чему меня научил этот рассказ? Пусть будущие поколеньяНе скажут с болью сожаленья:“Жил-был смешной пушной зверек,Но мир его не уберег”. Не каждая вещь может стать игрушкой. Поэтому прежде чем нести домой ежа, птенца, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно. Человек не должен вмешиваться в жизнь животных. Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
-
Рефлексия. Чем понравился вам урок или чем не понравился? Кого жалко: мальчишек, которые получили нагоняй от родителей, или собаку, которая погибла по вине мальчишек. А может быть, хозяек, потерявших свою живность, или куницу, которая потеряла детенышей и погибла сама. Домашнее задание: Нарисовать иллюстрации к рассказу. Написать письмо мальчишкам от имени Белогрудки. Просмотр видеофильма «Как прекрасен этот мир».
-
Интернетресурсы http://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&biw=1280&bih=923&prmd=imvns&tbm=isch&source=univ&sa=X&ei=0eu3TuqCFof_4QSIv-X2Aw&sqi=2&ved=0CB8QsA http://story.leadhoster.com/tale_story_astafev_korostel.htm http://www.youtube.com http://www.google.ru/#hl=ru&sugexp=ppwl&cp=13&gs_id=1j&xhr=t&q=%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA+%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.