Содержание
-
В мире русских БЫЛИН
-
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли...» Л.Н. Толстой
-
БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины являетсягероическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).
-
Виктор Михайлович Васнецов картину «Богатыри» писал почти двадцать лет Богатыри – главные герои былин
-
В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли. Прочитай выразительно начало «Былины о Добрыне Никитиче»:"Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря Добрыни Никитича. Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание."
-
В древностисказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»
-
Слово "гусли" свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово "гусли" выражает совокупность струн. "Гусль" (гусли) в смысле "струны" происходит, очевидно, от старославянского "гYctu" ("гудеть"). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн. Давайте послушаем, как играют гусли «Сказ о Земле Русской» В. Малярова
-
В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличие от духовых и ударных.
-
Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они "яворчатые" или чаще "яровчатые". Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.
-
И звонких гуслей беглый звук;Все смолкли, слушают Баяна:И славит сладостный певецЛюдмилу-прелесть, и Руслана,И Лелем свитый им венец. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
-
Эпитет гуслей "яровчатые" преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли "звончатые" вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. "Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали" ("Слово о полку Игореве").
-
Старинные гусли В то время гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годинович и новгородский гость Садко. Гусли шлемовидные
-
В. М. Васнецов - «Баян»
-
Происхождение слова «богатырь» Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор. Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»
-
Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец»
-
В.М. Васнецов «Илья Муромец»
-
Ученые классифицируют богатырей на старших и младших Старшие богатыри: Святогор, Вольга Святославич, Самсон, Сухан, Полкан, Колыван Иванович, Дон Иванович, Дунай Иванович и др. Младшие богатыри: Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.
-
«Старшие» являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.
-
Самой старой считается былина о Святогоре-богатыре или Колыване, как его еще прозывают
-
Андрей Мазин «Святогор»
-
Был тот Святогор- богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.
-
Хорош был Святогор, да не нужен ему был никто. Не защищал он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»
-
ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ
-
Вольга Святославович, или Волх Всеславьевич
-
Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных К. А. Васильев «ВОЛЬГА»
-
Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. Некоторые исследователи придают Вольге мифическое значение: по их мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. К. А. Васильев «ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВИЧ»
-
К. А. Васильев «Меч Вольги»
-
«Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь. Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и говорит матери: — Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный, да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов».
-
«Запечалились богатыри, задумались: «Как одолеть стену высокую, ворота железные?» Молодой Вольга догадался: обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами. Ударили они на Салтанову силу, словно гром с небес. А у турецкого войска сабли затуплены, мечи повыщерблены. Тут турецкое войско на убег пошло. Прошли русские богатыри по Золотой Орде, всю Салтанову силу кончили».
-
И.Билибин. «ВОЛЬГА СО СВОЕЙ ДРУЖИНОЙ»
-
Добрыня Никитич В. Васнецов «Бой со змеем»
-
Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира - Забаву Путятичну
-
-
Виктор Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»
-
“Добрыня и Баба Горынчища”. (А. Н. Фанталов, 1994)
-
Дмитрий Хижняк «Добрыня Никитич»
-
Алеша Попович
-
На пиру у князя Владимира Алеша Попович спасает от Тугарина Змеевича княжескую жену Апраксию, а народ русский - от тягот- податей неимоверных
-
К.А. Васильев «Алеша Попович с невестой»
-
-
Илья Муромец
-
Хлеба ест по три калачика, пьет на три медных пятачка. Однако побеждает всегда, во всех боях да схватках. Ему в бою смерть не писана.
-
Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев .
-
«А свершилось то во городе во Муроме, А содеялось в селе Карачарове, У крестьянина, у чернопахотника, У того ли у Ивана Тимофеевича, У свет Ефросиньи Александровны Появился-родился желанный сын. Был он долго ждан ,да на радость дан. Кум в пляс идет - вся земля гудёт,На аршин под каблук прогибается.Из-под ног от сапог - топоток-стукоток Вырывается, рассыпается. Тут и бабка Таланиха не выдержала, На круг плясовой она повыскочила:«Пошла плясать по соломушке, Раздайся, народ, по сторонушке... Уж как топну я, проломись, доска! Проломись, доска, провались, тоска!»
-
«И встал! И пошел! И открыл Илья!И впустил Илья перехожих калик.Заходили калики к Илье ладком,Становилися перед ним рядком,Доставали три чарки золоченые,Наливали питья в них медвяногоОт пчел с цветов да с лугов, да с лесов. В нем вся сила земная исцелительная.Подавали питье Илье Муромцу:“Ты испей, добрый молодец, маленечко,Не побрезгуй ты меду каличьего!” Принимал-выпивал угощенье Илья.Расходилася кровушка по жилочкам.Уж такое ли веселье поднималось в душе,Уж такие ли мысли зазвенели в голове,Уж такая ли радость пала на сердце…»
-
Илья Муромец и Соловей-разбойник
-
«Илья Муромец» Реконструкция по методу Герасимова
-
ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».
-
Микула Селянинович
-
Есть былины о Микуле Селяниновиче, пахаре, крестьянине, что пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей
-
В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина. Непривычно дороги и красивы орудия пахоты: «У оратая кобыла соловая, Гужики у нее шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота».
-
В былинах Микулу Селяниновича, труд его русский народ настолько возвысил, что никто не мог сравниться с ним по силе и могуществу
-
К.А. Васильев «Вольга и Микула» «Удивился Вольга, поклонился пахарю: — Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища... Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на неё верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: — Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с неё вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трёх дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять».
-
В былинах славится не только сам Микула, но и весьрод Микулов Василиса Микулишна
-
Друзья! А вы помните мультфильм о верной и храброй Василисе Микулишне?
-
Садко
-
Садко
-
Садко играл на гуслях, пел голосом дивным. И однажды сам Царь морской заслушался и в гости к себе его пригласил
-
К.А. Васильев «Садко и владыка морской»
-
-
-
«Садко» Рисунок К. В. Лебедева
-
Калики перехожие Как герои былинного эпоса
-
КАЛИКИ (калеки перехожие)
старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. В Древней Руси слово “калика” или “калека” обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего во святых местах.
-
Среди героев русского эпоса наравне с богатырями, безусловно, нужно называть калик перехожих. Древних русских паломников, которые были не только постоянными действующими лицами, но и создали свой богатейший репертуар духовных стихов и особых каличьих былин.
-
Замечательный образец каличьей поэзии – былина «Сорок калик со каликою», в основе которой лежит утверждение высоких моральных качеств калик
-
«Сорок калик со каликою»
А из пустыни было Ефимьевы, Из монастыря из Боголюбова, Начинали калики нарежатися Ко святому граду Иерусалиму, Сорок калик их со каликою. Становилися во единой круг, Оне думали думушку единую, А едину думушку крепкую; Выбирали болшева атамана Молоды Касьяна сына Михаилыча.
-
Отрицательные герои русских былин
-
В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.
-
В русских былинах и сказках это образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Это персонаж древнего змееборческого мифа, родственный Змею Горынычу, Огненному Змею и т.п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности, язычества. Само имя Тугарин соотносится с упоминаемым в летописи половецким ханом Тугорканом (XI век). «...Стал там станом злой враг Тугарин, Змея сын. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь — как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит» .
-
Русский былинный персонаж, выступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом. В образе Соловья - Разбойника соединены черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
-
Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев. Свист Соловья, "Одихмантьева сына", разными исследователями трактуется по-разному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие - посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего - татарской, на что указывает отчество Соловья (Будимирович). Сила свиста такова, что: "Темны лесушки к земле приклонилися, Что есть людишек, мертвы лежат"... СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
-
Горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Харкая и выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых позднее епризнали обыкновенные земные возвышенности и болота. Мифический змей в народных сказаниях смешивается с сатаною. Подобно богу-громовнику, он создает себе сподвижников, высекая убийственные молнии из камня-тучи. Низвергнутые божественною силою, эти грозовые бесы упадают с неба светлыми огоньками вместе с проливным дождем. Змей Огненный
-
В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны». Появляется он в сопровождении грозного шума: «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят» . . Змей Огненный
-
Дорогие ребята! А теперь ответьте на вопросы викторины.
-
Владимир Красно Солнышко
Назовите имя князя, правившего в былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы
-
Как назывался город, где правил князь Владимир? Стольный Киев-град
-
Калики перехожие
На Руси было множество странствующих людей. Как их называли?
-
Он являлся сыном попа Левонтия
Почему Алешу назвали Поповичем?
-
Кто не имел золотой казны, а имел лишь гусельки яровчатые? Садко
-
Змей Огненный, Тугарин Змеевич, Соловей Разбойник
Назовите отрицательных персонажей былин
-
Илья Муромец
Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет?
-
Родом он из города Мурома
Почему Илью прозвали Муромцем?
-
Садко
Назовите самого известного и музыкально одаренного героя новгородских былин
-
С Тугариным Змеевичем
С кем дрался Алеша Попович?
-
Змея Огненного
Кого победил Добрыня Никитич?
-
конец nvznatalja@rambler.ru Использованы материалы сайта http://rsi. by. ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.