Содержание
-
Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы
-
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины.
-
Огромную возможность для развития нравственных качеств учащихся дают пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять.
-
Жить — родине служить. Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа. Отца с матерью почитать — горя не знать. Семьей дорожить — счастливым быть. Дружно за мир стоять — войне не бывать.
-
“Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
-
Друг - ценный клад, недругу никто не рад. Красна птица перьем, а человек ученьем. Сильный победит одного, знающий — тысячу.
-
“Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти. Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый. Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
-
-
Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине. Воспитывая у детей это чувство, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.
-
Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
-
-
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет.
-
-
В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
-
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.
-
-
Так, изучая стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага.
-
-
Высокое патриотическое чувство передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ждет участь Волка.
-
-
При изучении романа “Дубровский” шестиклассники должны увидеть в А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.
-
-
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. Их подвиг вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, отстаивание ее чести и независимости.
-
-
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.
-
При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.
-
На уроке можно провести параллель между данным рассказом и следующими произведениями: А.Толстой “Русский характер”, Э. Хемигуэй “Старик и море”, Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”.
-
Большую роль играют помещенные в учебнике литературы стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний
-
Заключение
Особенность нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и к окружающим людям, то мы можем считать свою задачу выполненной.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.