Содержание
-
ТЕМА УРОКА
Возвратное местоимение СЕБЯ
-
Повторение изученного материала
Что называется местоимением? Назовите личные местоимения. Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н? Как пишутся местоимения с предлогами?
-
Поставьте местоимения в нужной форме
Появился у (он ), блестит надо (я ), проявлять заботу обо (я ), думать о (он ), прибыл с (они ), у (он ) в оранжерее, расстилаться над (они ), беседовать с (они ), трава подо (я ), объясниться с (он ), сожалеть о (он ), подарим (они ).
-
Проверьте себя
Появилсяу него, блестит надомной, проявлять заботу обо мне, думать о нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над ними, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём, подарил им.
-
Отгадайте загадки,о каких местоименияхидёт речь?
-
О каких местоимениях идёт речь?
В каком местоимении два звука, но буква одна? Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? Сколько личных местоимений в слове семья? Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
-
Я [й’а] ямы семь я якорь тыква
-
Знакомство с теоретическим материалом
В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола. В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).
-
-
Сравните
Девочка облила себя водой. Девочка облилась водой.
-
Просклоняйтесамостоятельноместоимение себя
И.п. – Р.п. – Д.п. – В.п. – Т.п. – П. п. –
-
Склонение местоимения СЕБЯ
-
Синтаксическая функция: в предложении возвратное местоимение себя чаще всего выполняет роль дополнения.
-
Запомните!
Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речине имеетрода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.
-
Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый
-
Работа с учебником:прочитайте теоретический материал
Упражнение Дополнительное заданиевыполнитеморфологический разбор.
-
Проверь себя!
1. Для себя(Р.п.) жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить. 2. Некричи о себе (П.п.), пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 3. Нет лучше шутки, чем над собой (Т.п.). 4. Кто только о себе (П.п.) хлопочет, тот о других и знать не хочет.
-
Небольшая физзарядка – для вас хорошая РАЗРЯДКА.
-
- Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы. - Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов? Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе. Задача: подчеркните фразеологизмы как члены предложения.
-
Этот человек себе на уме. Всё устроилось само собой. Наездник не скоро пришёл в себя после того, как упал с лошади. Читай про себя. После болезни мальчик на себя не похож.
-
Подберите к данным словам синонимы, слова или словосочетания, содержащие местоимение себя, объясните значение слов и выражений
Эгоист – Читать молча, не вслух – Проявлять выдержку, терпение – Лишаться самообладания – Судить по своим силам или вкусам – Стать замкнутым, необщительным – Плохо выглядеть, находиться в душевном, нервном расстройстве – Быть скрытным, хитрым, иметь «заднюю» мысль –
-
ОТВЕТЫ:
эгоист –себялюбец; читать молча, не вслух – читать про себя; проявлять выдержку, терпение –владеть собой; лишиться самообладания–выходить из себя; судить по своим силам или вкусам –судить по себе; стать замкнутым, необщительным– уйти в себя; плохо выглядит, находится в душевном, нервном расстройстве –не похож на себя; скрытен, хитер, имеет «заднюю» мысль – себе на уме.
-
Дополнительный материал.- Назовите лицо, на которое указывает местоимение себя. Определите падеж возвратного местоимения.
Она не могла простить себе, что уехала от дочери. Ни в чем не повинные люди чувствовали себя виноватыми и нервничали на каждой длинной стоянке. Сколько помнил себя Серпилин, он почти все время учился.
-
Подведение итога
Что вы сегодня на уроке узнали нового? Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?
-
Домашнее задание: теоретический материал – параграф 6, записи в тетради; письменно - упр. .
Описать, какой случай произошел с вами? Построение рассказа: Экспозиция – где? когда? кто? Завязка – однажды… как-то раз… Развитие действия – что задумали ..; ваши действия ..; действия котенка ( напрмер ). Кульминация рассказа – приходит мама… Развязка. Включить в рассказ описание интерьера, диалог. Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д. СОДЕРЖАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.