Содержание
-
Со школьных лет чувствовал я красоту русского языка. В нём меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений.
-
Выпишите из текста местоимения:
Я, ты, он, она- Вместе целая страна, Вместе дружная семья. В слове мы сто тысячя!
-
MЕСТОИМЕНИЕ
как часть речи
-
Что нам известно о местоимении из курса начальной школы?
Самостоятельная часть речи. Указывает на предметы, но не называет их. Изменяется по падежам, числам, родам. В предложении выполняет роль подлежащего и дополнения.
-
Цели уроков :
Расширить свои знания о местоимении как части речи и о его синтаксической функции. Знать о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте. Уметь находить местоимения в речи, определять их роль в тексте. Уметь правильно употреблять местоимения в письменной и устной речи.
-
Вместо имени
-
Местоимение
-
Обладают грамматическими признаками существительных ( личные, относительные, неопределённые, отрицательные, возвратное) - род ( она, нечто ) - падеж ( о нас, никому ) - одушевлённость ( я, кто ) / неодушевлённость ( что ) - число ( оно, они ) местоимения, указывающие на предметы
-
Обладают грамматическими признаками прилагательных ( притяжательные, определительные, неопределённые, отрицательные, указательные, вопросительные) - род ( мой, такая ) - падеж ( твоего, об этой ) - число (свой, чьи-то ) местоимения, указывающие на признаки
-
Мало в русском языке ( сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, нисколько ) - род не имеют начальная форма - число-И.П., ед. ч. местоимения, указывающие на количества
-
Вместо имени
-
Синтаксические роли местоимения
Я иду по полю. (подлежащее ) Приглашаю тебяв гости. ( дополнение ) Осуществи свои мечты! ( определение ) Я – это ты…Я сам таков. Теперь он мой! ( сказуемое ) Несколько раз я там была. (обстоятельство )
-
Вместо имени
-
Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам
-
Личные Возвратное Вопросительные Относительные Неопределённые Отрицательные Притяжательные Указательные Определительные
-
Личные местоимения
Указывают на участников речи 1 лицо:Я, МЫ 2 лицо: ТЫ, ВЫ 3 лицо:ОН, ОНА, ОНО, ОНИ
-
Возвратное местоимение
Указывает на то лицо, о котором говорят. Себя Не имеет формы И.П. В косвенных падежах изменяется как местоимение Ты Не имеет формы числа, лица, рода
-
Вопросительные местоимения
Употребляются в вопросительных предложениях. Кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.
-
Относительные местоимения
Служат для связи простых предложений в составе сложного. Не содержат вопрос употребляются только в повествовательных и побудительных предложениях Кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.
-
Неопределённые местоимения
Указывают на неопределённые предметы, признаки, количество. Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь.
-
Отрицательные местоимения
Служат для отрицания наличия какого-либо предмета, признака, количества или усиления отрицательного смысла всего предложения. Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
-
Притяжательные местоимения
Указывают, какому лицу принадлежит предмет. Мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их .
-
Указательные местоимения
Служат для выделения среди других какого-либо определённого предмета, признака, количества. Тот, этот, такой, таков, столько .
-
Определительные местоимения
Указывают на обобщённое качество предмета. Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой .
-
Вместо имени
-
Переписать текст, заменяя местоимения существительными и другими местоимениями, устраняя речевые повторы и недочёты
Много в жизни своей я бродяжничал, но в какое бы новое место ни приходил, везде мне хотелось построить себе дом и долго жить долго. Так я обыкновенно и приступал к изучению любого края, будто бы я избирал себе место, где бы мне поставить свой дом. ( М.Пришвин ).
-
Проверьте себя
Много в жизни своей Пришвинбродяжничал, но в какое бы новое место ни приходил, везде ему хотелось построить себе дом и долго жить долго. Так писатель обыкновенно и приступал к изучению любого края, будто бы он избирал себе место, где бы емупоставить свой дом. ( М.Пришвин ).
-
Исправьте речевые ошибки
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся. Троекуров не обиделся на Дубровского за то, что тот убил медведя. Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. Мальчик снял с головы шапку и подбросил её вверх. Экскурсовод ознакомила нас с темой экскурсии, и от неё мы узнали много интересного. С темой экскурсии нас ознакомила экскурсовод, от неё мы узнали много интересного.
-
Вывод: Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.
-
Роль местоимений в речи
Являются средством связи предложений в тексте. Позволяют избегать неоправданного повтора слов.
-
Вместо имени
-
Устраните речевые повторы, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями. Подчеркните местоимения как члены предложения.
Оставшись одна, Тётка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тётке незаметно и овладевала Тёткою постепенно. В Тёткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры. ( А.П.Чехов ).
-
Подведём итоги урока
На что , кроме предметов, может указывать местоимение? Какова синтаксическая роль местоимения? Как изменяются местоимения? На какие разряды по значению и грамматическим признакам делятся местоимения? Какую роль играют местоимения в нашей речи? Каким образом появилось название этой части речи? Дайте определение местоимения. Приведите примеры местоимений.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.