Содержание урока
| Комментарии о реализации требований нового ФГОС
|
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока. Слайд № 1 «Времен связующая нить».
Ребята, перед вами Баба-Яга – член международного совета консультантов. Откуда пришла Баба-Яга? (Из сказки.)
Жанром какого творчества является сказка? (Устного народного творчества.)
Какие виды сказок вы знаете?(Волшебные, о животных, бытовые.)
В руке у Бабы-Яги клубок, но это не просто смотанная шариком нить. Это клубок проблем и вопросов, которые нам предстоит распутать на уроке. Сегодня нас ждет знакомство с творчеством двух великих писателей. Это – Эзоп, живший в 6 веке до н.э. и Иван Андреевич Крылов (1768 – 1844 гг.). Определите их место на ленте времени.
(Дети показывают на ленте времени. На слайде появляются стрелки.)
Из сказки я возьму клубок, Чтоб верный путь найти он нам помог. Двух авторов сравним творенья. И связь времен мы установим без сомненья.
( На слайде в руке у Бабы-Яги появляется клубок, нить от которого тянется к портретам Эзопа и Крылова.)
|
Использование средств ИКТ для решения познавательных задач.
Использование знаково-символических средств представления информации.
|
III. Работа по теме урока.
Два писателя, жившие в разные периоды истории человечества, (Эзоп – Древний мир, Крылов – новое время) неразрывно связаны нитью времени, потому что оба они – баснописцы. Кто такой баснописец? (Писатель, сочиняющий басни.)
Вопрос для исследования. Слайд № 2 «Внимание, настоящий исследователь!»
Внимание, вопрос для настоящего исследователя: что такое басня? А где искать ответ на этот вопрос? Конечно, в басне.
2.Чтение басни Эзопа «Ворон и лисица» учителем (Стр. 61 учебника).
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».
Понравилась ли вам басня?
3.Чтение басни учащимися.
На что похожа басня? ( На сказку.)
Какой вид сказки? ( Сказка о животных.)
Сказка о животных – жанр более древний, чем басня. Сегодня мы выясним, чем сказка о животных отличается от басни.
Сравните размеры басни. Какая она? (Басня короткая.)
На слайде появляется таблица, которая в ходе беседы постепенно заполняется.
Что напоминает вам в басне поведение животных и их взаимоотношения? (Поведение людей.)
Какого испытания не выдержал Ворон? (Испытания лестью. Ворон любит славу, похвалу.)
Что такое лесть? (Ответы детей.)
|
Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера.
На уроке происходит овладение учащимися навыками смыслового чтения прозаических и поэтических текстов басенного жанра.
|
4.Лексическая работа.
Лесть – это неискреннее, лицемерное, угодливое восхваление.
Т.е. Эзоп в басне высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Этот прием, ребята, называется иносказанием. Значит басня – это какой рассказ? ( Иносказательный.)
Литературоведы называют иносказание специальным термином – аллегория.
Получив кусок мяса, что делает лисица? (Лисица поучает Ворона.)
Прочитайте слова Лисицы. («Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».)
Но поучает в басне не только Лиса, но и автор. Обратимся к кентавру Хирону (в конце учебника раздел «Музей», с. 155) и прочитаем, как басню завершил сам Эзоп. (Басня уместна против человека неразумного.)
Что заключается в этих строчках? (Вывод: Хвала уму – бесценному качеству, которое требуется, чтобы быть первым, уважаемым, чтобы твое мнение ценилось.)
Т.е. автор учит своего читателя, значит басня еще и какой рассказ? (Поучительный.)
Поучение – это главный вывод басни. Поучение в басне называется моралью.
|
Знакомство с литературоведческими понятиями.
|
5. Обобщение по таблице. Слад № 4 «Басня – это…»
Чем басня отличается от сказки о животных?
Чуть позже, ребята, мы вернемся к этой таблице и дополним ее.
6. Краткий рассказ о писателях. Слайд № 5 «Времен связующая нить»
Эзопа считают создателем басни как самостоятельного жанра литературы. Жил Эзоп в Древней Греции, был рабом. Достоверных сведений о его жизни почти не сохранилось. Существует легенда о золотой чаше, украденной из храма и подброшенной Эзопу. Так решили отомстить Эзопу его современники, видевшие в героях его басен свои пороки: жадность, зависть, глупость, хвастовство, тщеславие. За преступление, которое он не совершал, Эзоп был казнен.
И.А.Крылов родился в Москве. Читать и писать его научила мама. Будущему писателю не пришлось учиться в гимназии. В 11 лет он потерял отца, и мальчику пришлось идти работать писцом. Всю жизнь писатель занимался самообразованием и стал одним из самых образованнейших людей своего времени: знал 3 языка (французский, немецкий, итальянский), учил греческий, прекрасно рисовал и играл на скрипке. Начинал Крылов как переводчик басен, а потом уже стал их сочинять сам. Свою первую басню поэт написал в 37 лет. Всего им создано более 200 басен.
Нить времени соединила Эзопа и Крылова, потому что оба они баснописцы. Но что же еще связывает этих писателей? Ответ на этот вопрос мы снова найдем в басне.
|
|
7. Прослушивание басни Крылова «Ворона и Лисица».
8. Чтение басни учащимися (стр. 66 учебника).
Что заметили? (Сюжет одинаковый.)
Вам уже приходилось читать басню с похожим сюжетом, но другого автора? (Басня Эзопа.)
В двух баснях есть сходство, но есть и различия, которые мы сейчас будем искать.
| Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера.
|
9. Сравнительный анализ басен. Слайд № 7 «Настоящий исследователь, сравним басни?»
В ходе сравнительного анализа заполняется таблица.
Каким языком написаны басни? (Проза, стихи.)
Какие отличия в деталях? (Ворон и Ворона, кусок мяса, кусочек сыра.)
Сравним композиции двух басен. Что идет в начале сюжет или мораль? (У Эзопа сюжет, а потом мораль. У Крылова мораль, а потом сюжет.)
Сравним характеры героев басен. Какой Ворон и какая Ворона?
(Ворон и Ворона глупые.)
Какие в баснях Лисицы? ( Лисица Эзопа хитрая и мудрая. Лисица Крылова – хитрая.)
Скажите, а мораль у басен одинаковая? (Мораль разная.)
Слайд № 8 «Настоящий исследователь, проверь себя?»
У Эзопа.
У Крылова.
- Проза
- Ворон
- Кусок мяса
- Сюжет – мораль
Лисица хитрая и мудрая.
Мораль: вредна глупость
- Стихи (поэзия)
- Ворона
- Кусочек сыра
- Мораль – сюжет
Лисица хитрая.
Мораль: вредна лесть.
Итак, ребята, Эзопа и Крылова связывают и одинаковые сюжеты басен. Как вы думаете, почему? ( Крылов начинал как переводчик басен. Использовал сюжеты басен Эзопа. )
На какой жанр устного народного творчества опирался в своем творчестве Эзоп? ( На сказку о животных.)
| Формируются умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев
|
10. Работа по слайду № 9 «Сюжет или мораль? Подумай, что ценнее в басне?»
Сколько частей в басне? (Две части.)
В басне 2 части: основная часть, назовем ее сюжетная, берет начало из сказки о животных. Вторая часть – мораль.
А какая часть вам больше нравится? (Основная)
Басня была не только жанром письменной литературы, но и передавалась устно. Как вы думаете, какая часть лучше сохранялась, запоминалась? (Сюжет.)
Какую часть интереснее читать? (Сюжет басни, потому что это короткая сказка о животных.)
| На данном этапе формируется понимание литературы как явления мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
|
Мораль – это нравоучение. Не все люди любят слушать нравоучения. Скажите, а почему у Эзопа и Крылова в басне с одинаковым сюжетом мораль разная? (Ответы-предположения детей.)
Формулировки нравоучений менялись со временем, приспосабливались ко времени, становились более актуальными и современными. Авторы жили в разные исторические эпохи, в разных обществах. Даже социальное положение писателей было разным: Эзоп – раб, а Крылов – сын военного. Возможно, Эзопу встречалось больше глупых людей, которые видели в нем не писателя, а раба, А во времена Крылова в обществе, наверное, было много лицемерных, неискренних людей. Сравнивая сюжетную часть басни и мораль, любой читатель отдаст предпочтение занимательной части басни, но жанр басни обязывает автора делать в конце поучительный вывод. На мой взгляд, в умении формулировать мораль басни Крылов превзошел своего «учителя» Эзопа. Талант, мастерство Крылова-баснописца в том, что строчки морали из многих его басен прекрасно живут сами по себе, отдельно от его басен. Т.е. мораль, как будто «улетела» из басен в разговорную речь. Многие строки Крылова стали «крылатыми словами», почти пословицами. Например: «Когда в товарищах согласья нет,//На лад их дело не пойдет», «А Васька слушает, да ест», «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».
| Отвечая на данный вопрос, дети учатся признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
|
11. Игра « Найди пару». Слайд № 10 «Найди пару»
Сейчас мы поиграем в игру. Представьте на минутку, что вы баснописцы, которым надо сочинить басню на заданную тему. Вам надо подобрать пословицу, которую можно использовать для формулирования морали басни. Составьте пары мораль - тема.
МОРАЛЬ.
ТЕМА
- Проголодаешься, так достать хлеба догадаешься.
- Без ума голова, что фонарь без свечи.
- Лесть без зубов, а с костьми съест.
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- На языке мед, а под языком лед.
- Об уме и глупости.
- О льстецах и лицемерах.
- Об осмотрительности и осторожности.
- О находчивости, догадке, смекалке.
- О добре и зле.
( Дети находят пары. На слайде появляются стрелки-соединения.)
|
|
IV. Физкультурная минутка.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (Поиграть на дудочке.)
Сидит ворон на дубу. (Присесть, привстать, помахать руками.)
Он играет во трубу, Во серебряную. (Поиграть на дудочке.)
| Укрепление физического здоровья учащихся.
|
V. Обобщение по теме. 1.Слайд № 11 «Басня – это…»
В начале урока я обещала вернуться к этому слайду. Настало время его дополнить.
Басня – это краткий, иносказательный (аллегория), поучительный (мораль) рассказ или стихотворение.
2.Занимательная минута. Слайд № 12 «Кроссворд для самых внимательных читателей»
1.Ласковое обращение. 2.Ласковое обращение. 3.Близкая родственница. 4.Предсказательница. 5.Первый, лучший среди остальных или правитель государства.
Найди и обведи ключевое слово кроссворда. Дети обводят ключевое слово кроссворда и «превращают» кроссворд в ворону.
Мы попытались нарисовать ворону. А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Посмотрим на героев басни в изображении художника и скульптора. Слайд № 14 «Картинная галерея»
Рассматривание иллюстрации В.Серова «Ворона и Лисица» и фотографии скульптурного изображения героев басни в городе Сочи.
|
|
3. Кроссворд. Слайд № 15 «Подведем итоги».
1. Поучительный вывод басни – это… 2. Аллегория – это … 3. Героями басен чаще всего бывают … 4. Басни Эзопа – это проза, а басни Крылова – это…
|
|
VI. Итог урока.
Слайд № 16.
Нить нашего клубка протянулась от Бабы-Яги, персонажа устного народного творчества, к баснописцу Эзопу, поскольку басня возникла из жанра устного народного творчества – сказки о животных. От баснописца Эзопа нить протянулась к баснописцу Крылову, т.к. он в своем творчестве опирался на басни Эзопа. Куда же дальше протянется нить? (Нить можно протянуть к другим баснописцам, на творчество которых большое влияние оказало творчество И.А.Крылова.)
Правильно. А нить нашего клубка от баснописца Крылова вернулась к Бабе-Яге, т.е. в устное народное творчество. А почему? (Многие строчки его басен стали «крылатыми», почти пословицами.)
Так нить времени на нашем уроке связала творчество великих баснописцев с устным народным творчеством. Значит, где истоки художественной литературы? (В устном народном творчестве.)
Слайд № 16 «Двойная в басне польза»
Закончить наш урок хочется стихами древнеримского баснописца Федра:
Двойная в басне польза – возбуждает смех И учит жить разумными советами. А если упрекнут меня за то, что здесь Не только звери, а и деревья речь ведут, Пусть вспомнят: это все – смешной лишь вымысел.
| Формирование понимания литературы как явления мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
|
VII. Домашнее задание.
- Выучить басню И.А.Крылова наизусть. Нарисовать иллюстрацию к басне.
|
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.