Презентация на тему "Всё о загадках"

Презентация: Всё о загадках
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.7
11 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Всё о загадках" по литературе, включающую в себя 19 слайдов. Скачать файл презентации 2.13 Мб. Средняя оценка: 4.7 балла из 5. Для учеников 2-4 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: Всё о загадках
    Слайд 1

    ВсЁ о загадках

  • Слайд 2

    Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадка– это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

  • Слайд 3

    Исторические корни загадок   Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

  • Слайд 4

    Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок.

  • Слайд 5

    Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим.

  • Слайд 6

    Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

  • Слайд 7

    Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:   Он и сочен, и душист, а снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.   (Апельсин) Растет у окошка в глиняной плошке Зеленый ежик без головы и без ножек. (Кактус) Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз) Какими бывают загадки

  • Слайд 8

    2. Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления. Например: Голубая простыня весь свет одевает. (Небо) В поле сережки на одной ножке. (Овес) Один костер весь мир согревает. (Солнце)  Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник)

  • Слайд 9

    3. В загадку включено отрицательное сравнение. Например: Не зверь, не птица, а нос, как синица.   (Комар) Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер) Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

  • Слайд 10

    4. Загадки, в описании которых использованы метафоры. Например: На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты) Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился.   (Рукавица) На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)

  • Слайд 11

    Этот тип загадок включает:       а) Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.  Корень мой находится в цене; В очерке найди приставку мне; Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а) В списке вы мой обнаружите корень; Суффикс – в собрании встретите вскоре; В слове рассказ вы приставку найдете; В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание) 5. Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

  • Слайд 12

    б)  Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово; Например: С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка) С «Г» -  он будет частью слова, С «И» - немного схож с пластом, С «Н» - не конь и не корова, Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)

  • Слайд 13

    в)  Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос); Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила) Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского». А как прочтешь наоборот –  под парусами он плывет. (Краб – барк)

  • Слайд 14

       г) Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза); Например: Известное я блюдо, когда прибавишь «М», Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха) Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает. А если букву «Д» прибавит, На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

  • Слайд 15

    д) Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово; Например: Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис) Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Захочешь – превращусь в название Блестящей шелковистой ткани я.   (Атлас – атлас)

  • Слайд 16

    6. «Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик) На дворе в кадушке заквакали подружки, Потом прыг из ушата…Кто же это?   (Лягушата)  Лесной барабанщик, длинноухий трусишка, Обожает морковку... Кто это? (Зайчишка)

  • Слайд 17

    7. «Загадки – шутки» Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов?   (Ты-к-вы) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?    (Оно, тот) Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?   (Он – но)

  • Слайд 18

    8. Фонетические загадки Мама, папа или бабушка? Кто из них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? (В отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки) Гусли или балалайка? Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше? (В отгадке ударный слог третий) Налим или сом? У какой рыбы нет чешуи? (В отгадке все согласные звуки звонкие)

  • Слайд 19

    Решетняк Л.А., МБОУ СОШ № 3 г. Костомукша Республика Карелия

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке