Содержание
-
Урок литературного чтения для 3-го класса Выразительное чтение
Тема урока: «Выразительное чтение стихотворе-ния С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»» Цели Образовательные: - учить выразительному эмоциональ-ному чтению; Развивающие: - развивать чувственное восприятие произведения; Воспитательные: - воспитывать чуткое отношение к языку произведения. Образовательные технологии обучение в сотрудничестве.
-
Урок литературного чтения для 3-го класса. Выразительное чтение стихотворения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина и будем учиться выразительно читать. III. Работа над произведением. 1. Выразительное чтение стихотворения учителем (приём показа) Учитель выразительно читает детям стихо- творение. Учитель: Как хорошо вы слушали! Вам понравилось? Дети: Да, понравилось! Учитель: Может быть, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал эти стихи? Дети: Это стихотворение грустное и мне тоже стало грустно. Это стихо-творение похоже на песню.
-
Учитель: Все ли вам понятно в этом стихотворении или его нужно обсуждать всем вместе, чтобы в нем разобраться? Есть для вас что-нибудь непонятное в этом стихотворении? Дети: Нет, в этом стихотворении все понятно, обсуждать не нужно. 2. Анализ языка произведения. Учитель задает детям наводящие вопросы. Учитель: А никому не кажется, что в этом стихотворении есть неудачные места? Дети: Нет, таких мест нет. Учитель: Тогда объясните, почему автор пишет «колесом за сини горы солнце тихое скатилось»?. Разве солнце похоже на колесо? Онобольше похоже на мяч или на старинный медный пятак, - он и по форме и по цвету похож на неяркое осеннее солнце. Или вот послушайте, как неприятно звучит строка: «Дремлет взрытая дорога…»
-
Учитель: Столько звуков «р» в одной строке. Вам не кажется, что это неудачное место?. Перечитайте стихотворение, может есть ещё неудачные строки? Дети читают стихотворение. Дети отвечают: 1. «…ждать зимы седой…», Поэт хотел наверное сказать «белой», но так было бы не в ртфму, и он написал «седой». Как будто у зимы есть волосы. 2. Месяц не похож на жеребёнка. 3. Почему дорога мечтает о зиме, ведь зимой холодно и почему в последней строфе появляется «я»: «..ах, и сам я …»? Учитель: Как же так получается, в стихотворении столько неудачных мест, а вы говорили, что оно вам понравилось? Когда же вы были правы? Когда говорили, что оно вам понравилось или сейчас, когда нашли в нем столько неудачных мест? А ведь это стихотворение понрави-
-
вилось не только вам, а многим людям, читающим стихотворения С.Есенина. Дети: Наверное, мы что-то не поняли в этом стихотворении. Учитель: Будем разбираться в стихотво-рении? Дети: Да. 2. Словесное рисование. Учитель: перечитайте стихотворение и ответьте на такой вопрос: Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали? Дети: Дорогу, а за ней горы, туман… Учитель: Я бы тоже нарисовала дорогу, потому что это стихотворение о дороге. А часто ли в стихотворении встречается слово дорога? Дети: Один раз. Учитель: Верно, всего лишь один раз, во
-
второй строфе. А сказано ли что-нибудь о дороге в первой и в третьей строфах? Дети: Нет. Учитель: Значит, наша картина подходит только ко второй строфе? Дети: Нет, это стихотворение все о дороге. Учитель: Вы все согласны, ведь горы, нивы, рощи могут быть не только возле дороги? Дети: В последней строфе сказано, что жеребёнок запрягается в сани. Учитель: Правильно. Когда мы слышим жеребенок, сани, мы сразу вспоминаем зимнюю дорогу. Правда, у Сергея Есенина не жеребёнок запрягается, а месяц, который только-только под- нялся над землёй. Поэтому он рыжий. Когда месяц низко над землёй, да ещё в тумане, он бывает рыжим. Особенно, когда холодно. Правильно вы подмети-ли: когда мы читаем последнюю строфу, нам представляется зимняя
-
дорога. А на картине к стихотворению мы нарисуем зимнюю дорогу или нет? Если да, то какую? Дети: Мы нарисуем осеннюю дорогу. Учитель: Я тоже так думаю. В первой и во второй строфах поэт изображает позднюю осень. А сказано ли в первой строфе о дороге? Дети тянут руки. Один из них отвечает: Мне кажется, что поэт едет по дороге в телеге и описывает то, что видит вокруг: Нивы сжаты, рощи годы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. И поэтому солнце напоминает ему колесо, потому что он едет сам. Учитель: Да, действительно солнце похоже на колесо, потому что едущему на телеге сельскому жителю солнце прежде всего напоминает колесо.
-
4. Выявление отклоняющегося подтекста. Учитель:А какая дорога, гладкая, ровная? Дети: Нет, нивы уже сжаты, с полей по дороге возили урожай, её взрыли, разбили. Учитель: Верно, она взрыта потому, что уже давно туманы, сырость, а по ней возят с полей на телегах урожай. А сейчас вечер поздней осени настал. Как вы думаете, тепло бывает в такой вечер? Дети: Холодно. «Совсем, совсем немного ждать зимы седой осталось». Учитель: А как вы думаете, что в такой холодный вечер происходит с изъезженной, грязной дорогой, со всеми её ранами и шрамами? Дети: Он замерзает. Учитель: И вот по этой дороге, по замерз- шим буграм и колдобинам едет телега. Вчитайтесь в стихотворение, вслу-шайтесь в него. Может вы услышите, как трясёт телегу?
-
Дети: Да телега дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р». «Дремлет взРытая доРога Ей сегодня пРимечталось…» Учитель: А о чем же мечтает застывшая дорога? Дети: О зиме. Учитель: Верно, о зиме. А почему о зиме? Ведь зимой холодно, зимой как будто все умирает. Дети: Дорога устала. Она хочет отдох-нуть. Зимой выпадает снег, и её больше не будут ранить колёса. По ней, по снегу заскользят полозья саней. Сани как будто гладят дорогу. Учитель: Может теперь вам понятно, почему С.Есенин написал о зиме «седая», а не белая? Дети: Потому что зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокой-ной старости. Учитель: Вот сколько всего мы увидели, когда вчитались в это произведение,
-
вчувствовались. Может быть «ах и сам я..» тоже здесь не случайно? Дети: Да! С.Есенин тоже устал, он тоже мечтает о старости. Это стихотворение не о дороге. Это он все о себе написал. Ему было очень грустно. Учитель: Мне тоже так кажется. Вы сразу почувствовали грусть этого стихотворения, но не так сильно, как сейчас. Верно? Дети: Да. Учитель: Выходит, что это стихотворение безысходное, даже страшное, ведь так грустно и даже страшно мечтать о старости. Дети: В конце оно не очень грустное. Учитель: Почему? Дети: Там появляется жеребёнок. Учитель: Да, я тоже почувствовала это. Как будто поэт говорит: «Да, я тоже устал, и мечтаю о старости, но
-
жизнь продолжается: вот народился новый жеребёнок, он побежал по зимней дороге навстречу весне!» 5. Интонационные упражнения. (коллективная работа) Учитель: Определите место пауз, логичес-кое ударение, мелодику речи в первой строфе. Дети: Нивы сжаты, рощи голы/ грустно, печально СреднеНад землёй туман и сырость.// Колесом за сине горы Солнце тихое скатилось.// Учитель: Хорошо. А теперь, давайте поду-маем, с каким чувством нужно читать эти строки? Дети: С грустью, печалью, сожалением о том, что теплое лето и золотая осень прошли.
-
Учитель: С какой силой звучания будем читать? Дети: Не сильно тихо, и несильно громко. Учитель: Да, со средней силой звучания. А второе четверостишье? Дети: Дремлет взрытая дорога/ печально СреднеЕй сегодня примечталось.// надежда, ожидание Взволнованно Что совсем – совсем немного Ждать зимы седой осталось.// Учитель: И третья строфа? Дети: Ах, /и сам я в чаше звонкой Увидал вчера в тумане: ОживленноРыжий месяц жеребёнком, /с надеждой Запрягался в наши сани.//
-
6. Выразительное чтение учащихся. Учитель: Давайте прочитаем стихотво-рение, стараясь наполнить его чувствами, которые возникли у вас при его обсуждении. Дети читают. IV. Итог урока. Рефлексия. Учитель: Расскажите пожалуйста, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок? Что вы для себя открыли? Дети: Когда читаешь внимательно, вчув-ствовавшись, можно увидеть очень многое и многое для себя открыть. IV. Домашнее задание. Учитель: Наш урок подошел к концу. Запишите пожалуйста домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию к этому произведению.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.