Содержание
-
Сергей Есенин.
Презентация подготовлена Трошкиной Е.П.
-
Есенин — Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916; "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов.
-
Литературный дебют. Успех.
С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в "Суриковском литературно-музыкальном кружке", членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение "Береза"). Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым.
-
Служба в армии.
В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ("с высочайшего соизволения") санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.
-
Революция.
В начале 1918 Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм ("Иорданская голубица", "Инония", "Небесный барабанщик", все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием "преображения" жизни. Размышляя, "куда несет нас рок событий", поэт обращается к истории (драматическая поэма "Пугачев", 1921).
-
"Москва кабацкая"
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Рейх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд" (сборники "Исповедь хулигана", 1921; "Москва кабацкая", 1924).
-
Айседора.
Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой.
-
Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.
-
На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием "быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР". В этот период (1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения "Отговорила роща золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим понемногу...", цикл "Персидские мотивы", поэма "Анна Cнегина" и др. Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки.
-
Трагический финал.
Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев" в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. При этом в очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого) не был счастливым.
-
В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убивают инсценировав самоубийство.
-
Не бродить, не мять в кустах багряных...Не бродить, не мять в кустах багряныхЛебеды и не искать следа.Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда.
-
Работа над поэмой.
Непосредственно к работе над «Пугачевым» Есенин приступает, как это явствует из дат на рукописи, в феврале- марте 1921года. Однако собирать материалы он начал значительно раньше. Есенин отмечал, что он «несколько лет... изучал материалы», прежде чем приступил к поэме. Работа Есенина над драмой совпадала с его поездкой в Среднюю Азию, которую он специально планировал. Поэт проехал по некоторым из тех мест, где происходило восстание Пугачева.
-
Во время поездки и стоянок поэт мог услышать из уст народа рассказы, легенды, песни, сказы о Пугачеве. Трудно представить, чтобы, работая в это время над драмой, он не интересовался сведениями о народном вожде. Во всяком случае в поэме Есенина наряду с другими фольклорными жанрами чувствуются следы народных исторических песен.
-
Образ Пугачева привлекает наше внимание с первого его монолога -в сцене появления в яицком казачьем городке, которой открывается пьеса: Яик, Яик, ты меня звал Стоном придавленной черни... О, помоги же, степная мгла, Грозно свершить мой замысел! Героический образ Пугачева раскрывается Есениным в лирическом плане. Это делает его особенно человечным и земным. Он лишен даже малейших внешних атрибутов «вождя». Внимание поэта сосредоточено на раскрытии диалектики души своего героя.
-
Пугачев Есенина движим неподдельной, все время нарастающей тревогой за судьбы своих соотечественников. Ему больно видеть, как кругом «стонет Русь от цепких лапищ». В самое сердце ранят его при встрече с бедным казаком- сторожем слова о народном горе на Руси: «Всех связали, всех вневолили, с голоду хоть жри железо». И слыша, как стонет родная страна от невыносимого царского гнета, он смело зовет своих соотечественников: Вытащить из сапогов ножи И всадить их в барские лопатки...
-
С особой лирической силой Есенин подчеркивает любовь своего героя к родине, его заботу о судьбах простых людей. Вместе с тем в сердце есенинского Пугачева клокочет непримиримая ненависть и гнев к дворянам- угнетателям.
-
В есенинском «Пугачеве», раздумьях его героев о судьбах родины и народы улавливаются те противоречивые мысли, думы, чувства об исторических путях крестьянской Руси, которые в годы рабства над пьесой так волновали самого поэта.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.