Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Арифметическая и геометрическая прогрессии" по математике. Презентация состоит из 26 слайдов. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 3.1 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.55 Мб.
«Арифметическая и геометрическая прогрессии»урок алгебры в 9 классе
Учитель математики Семьянинова Е.Н.
МБОУ «Воронежская кадетская школа им. А.В. Суворова»
Слайд 2
Умение решать задачи – практическое искусство,
подобное плаванию или катанию на лыжах, или
игре на фортепиано;
научиться этому можно
лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.
Д. Пойа.
Слайд 3
В мире интересного
Французское слово «десерт» означает сладкие блюда, подаваемые в конце обеда. Названия некоторых десертов, пирожных и мороженного, также имеют французское происхождение.Например, мороженое «пломбир» получило свое название от французского города Пломбьер. Где оно впервые было изготовлено по особой рецептуре.
Слайд 4
Узнайте, как переводится французское слово «безе» (легкое пирожное из взбитых яичных белков и сахара)?
Слайд 5
Найдите сумму одиннадцати членов арифметической прогрессии, первый член которой равен – 5, а шестой равен – 3,5.
Слайд 6
молния - перевод французского слова «эклер» (пирожное из заварного теста с кремом внутри).
Слайд 7
Прогрессии в жизни и быту
В природе все продумано
и совершенно.
Слайд 8
Вертикальные стержни фермы имеют следующую длину: наименьший
5 дм., а каждый следующий – на 2 дм. длиннее. Найдите длину семи таких стержней.
Ответ: 77 дм.
Слайд 9
В благоприятных условиях бактерия размножается так, что за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд?
Ответ: 121
Слайд 10
Грузовик перевозит партию щебня массой 210 тонн, ежедневно увеличивая норму перевозки на одно и то же число тонн. Известно, что за первый день было перевезено 2 тонны щебня. Определите, сколько тонн щебня было перевезено на девятый день, если вся работа была выполнена за 14 дней.
18 тонн
Слайд 11
Тело падает с башни, высотой 26 м. В первую секунду проходит 2м, а за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Сколько секунд пройдет тело до удара о землю?
Ответ: 4 секунды
Слайд 12
За первый и последний дни улитка проползла в общей сложности 10 метров. Определите, сколько дней улитка потратила на весь путь, если расстояние между деревьями равно 150 метрам.
Ответ: 30 дней
Слайд 13
Из пункта А выехал грузовой автомобиль со скоростью 40 км/ч. Одновременно из пункта В навстречу ему отправился второй автомобиль, который в первый час прошел 20 км, а каждый следующий проходил на 5 км больше, чем в предыдущий. Через сколько часов они встретятся, если расстояние от А до В равно 125 км?
Ответ: 2 часа
Слайд 14
Амфитеатр состоит из 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше, чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр?
Ответ:1900
Слайд 15
Немного истории
Задачи на геометрические и арифметические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах».
Слайд 16
На связь между прогрессиями первым обратил внимание Архимед.
Слайд 17
В 1544 г. вышла книга немецкого математика М. Штифеля «Общая арифметика». Штифель составил такую таблицу:
2. Три числа образуют арифметическую прогрессию. Если к первому числу прибавить 8, получится геометрическая прогрессия с суммой членов 26. Найдите эти числа.
Решение:
Ответ: -6; 6; 18 или 10; 6; 2
Слайд 24
3. Уравнение имеет корни , а уравнение
– корни . Определите k и m, если числа – последовательные члены возрастающей геометрической прогрессии.
подсказка
Решение:
- геометрическая прогрессия
Ответ: k=2, m=32
Слайд 25
Теорема Виета: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Слайд 26
литература
Алгебра 9 класс. Задания дл обучения и развития учащихся/ сост. Беленкова Е.Ю. «Интелект - Центр». 2005.
Библиотека журнала «Математика в школе». Выпуск 23.Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. Худадатова С.С. Москва. 2003.
Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №46.
Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 9 класса/сост. Т.Е. Бондаренко. Воронеж. 2001.
Посмотреть все слайды
Конспект
МБОУ «Воронежская кадетская
школа им. А.В. Суворова»
Семьянинова Е. Н.
Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цели:
1) обобщить информацию по прогрессиям; совершенствовать навыки нахождения n-го члена и суммы n первых членов данных прогрессий с помощью формул; решение задач, в которых используются обе последовательности;
2) продолжить формирование практических навыков;
3) развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
Умение решать задачи – практическое искусство,
подобное плаванию или катанию на лыжах, или
игре на фортепиано; научиться этому можно лишь,
подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.
Д.Пойа.
I. Организационный момент. Объяснение целей урока. ( Слайд 2)
II. Разминка. В мире интересного. (Слайд 3-6)
Французское слово «десерт» означает сладкие блюда, подаваемые в конце обеда. Названия некоторых десертов, пирожных и мороженного, также имеют французское происхождение. Например, мороженое «пломбир» получило свое название от французского города Пломбьер. Где оно впервые было изготовлено по особой рецептуре.
Используя найденный ответ и данные таблицы, узнайте, как переводится французское слово «безе» (легкое пирожное из взбитых яичных белков и сахара)?
Найдите сумму одиннадцати членов арифметической прогрессии, первый член которой равен – 5, а шестой равен – 3,5.
38,5
-38,5
Молния
Поцелуй
Французское слово «безе» в переводе означает поцелуй. Второе из предложенных слов – «молния», является переводом французского слова «эклер» (пирожное из заварного теста с кремом внутри).
III. Прогрессии в жизни и быту. (Слайд 7)
Задачи на прогрессию - это не абстрактные формулы. Они берутся из самой нашей жизни, связаны с ней и помогают решать некоторые практические вопросы.
Вертикальные стержни фермы имеют следующую длину: наименьший 5 дм, а каждый следующий - на 2 дм длиннее. Найдите длину семи таких стержней. (Слайд 8)
Ответ: 77дм
В благоприятных условиях бактерия размножается так, что за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд? (Слайд 9)
Ответ: 121
Грузовик перевозит партию щебня массой 210 тонн, ежедневно увеличивая норму перевозки на одно и то же число тонн. Известно, что за первый день было перевезено 2 тонны щебня. Определите, сколько тонн щебня было перевезено на девятый день, если вся работа была выполнена за 14 дней. (Слайд 10)
Ответ: 18 тонн
Тело падает с башни, высотой 6 м. В первую секунду проходит 2м, за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Сколько секунд пройдет тело до земли? (Слайд 11)
Ответ: 4 секунды
Улиткаползет от одного дерева до другого. Каждый день она проползает на одно и то же расстояние больше, чем в предыдущий день. Известно, что за первый и последний дни улитка проползла в общей сложности 10 метров. Определите, сколько дней улитка потратила на весь путь, если расстояние между деревьями равно 150
метрам. (Слайд 12)
Ответ: 30 дней
Из пункта А выехал грузовой автомобиль со скоростью 40 км/ч. Одновременно из пункта В навстречу ему отправился второй автомобиль, который в первый час прошел 20 км, а каждый следующий проходил на 5 км больше, чем в предыдущий. Через сколько часов они встретятся, если расстояние от А до В равно 125 км? (Слайд 13) Ответ: 2 часа
Амфитеатр состоит из 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше, чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр? (Слайд 14)
Ответ: 1900
IV.Немного истории. (Слайд 15-16)
Задачи на геометрические и арифметические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах». На связь между прогрессиями первым, по-видимому, обратил внимание Архимед. В 1544 г. вышла книга немецкого математика М. Штифеля «Общая арифметика». Штифель составил такую таблицу (Слайд 17):
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
5
6
7
1
2
4
8
16
32
64
128
В верхней строке – арифметическая прогрессия с разностью 1. В нижней – геометрическая прогрессия со знаменателем 2. Расположены так, что нулю арифметической прогрессии соответствует единица геометрической прогрессии. Это очень важный факт.
А теперь представьте, что мы не умеем умножать и делить. Необходимо умножить, например, на 128.
В таблице над написано -3, а над 128 написано 7. Сложим эти числа. Получилось 4. Под 4 читаем 16. Это есть искомое произведение.
Другой пример.
Разделим 64 на . Поступаем аналогично:
64 6 -1 6 – (-1) = 7
7 128 64 : = 128
Нижнюю строчку таблицы Штифеля можно переписать так:
Можно сказать, что если показатели составляют арифметическую прогрессию, то сами степени составляют геометрическую прогрессию. (Слайд 18)
V. Кросснамбер. (Слайд 19-20)
Работа в группах.
Кросснамбер – один из видов числовых ребусов. В переводе с английского слово «кросснамбер» означает «кресточислица». При составлении кросснамберов применяется тот же принцип, что и при составлении кроссвордов: в каждую клетку вписывается один знак, «работающий» на горизонталь и на вертикаль.
В каждую клетку кресточислицы вписывается по одной цифре (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначаются буквами. Числа, подлежащие отгадыванию, - только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля (т.е. 42 нельзя записывать как 042).
Некоторые задания из кросснамберов могут показаться расплывчатыми и допускающими несколько (а иногда и очень много) ответов. Но таков стиль кросснамберов. Если бы они всегда давали только однозначные ответы, то это не было бы игрой.
а
б
в
г
д
е
ж
По горизонтали:
а) количество нечетных чисел натурального ряда, начиная с 13, сумма которых равна 3213;
в) сумма пяти первых членов геометрической прогрессии, четвертый член которой равен 3, а седьмой равен ;
д) сумма первых шести положительных членов арифметической прогрессии
- 127; -119; …;
е) третий член геометрической прогрессии (bn), у которой первый член равен 5, а знаменатель g равен 10;
ж) сумма -13 + ( -9) + ( -5) + … + 63, если ее слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии.
По вертикали:
А) сумма всех двузначных чисел, кратных девяти;
Б) удвоенный двадцать первый член арифметической прогрессии, у которой первый член равен -5, а разность равна 3;
В) шестой член последовательности, которая задана формулой n-го члена
;
Г) разность арифметической прогрессии, если .
VI. Решение нестандартных задач. (Слайд 21)
Дана геометрическая прогрессия 3; b2; b3;…, знаменатель которой - целое число. Найдите эту прогрессию, если
(Слайд 22)
Решение.
b2=3q, b3=3q2, тогда. Решим неравенство.
12q2 + 72q +35 =0
D1= 876
q =
Значит, q=-5; -4; -3; -2; -1
Искомые последовательности: 3; -15; 75;…
3; -12; 48;…
3; -9; 27;…
3; -6; 12;…
3; -3; 3;…
Три числа образуют арифметическую прогрессию. Если к первому числу прибавить 8, получится геометрическая прогрессия с суммой членов 26. Найдите эти числа. (Слайд 23).
Решение.
, в, с – искомые числа. Составим таблицу.
в
с
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
По условию сумма трёх чисел, образующих геометрическую прогрессию, равна 26, т.е. , , , в=6
Используем свойство членов геометрической прогрессии. Получим уравнение:
Ответ: -6; 6; 18 или 10; 6; 2
Уравнение имеет корни , а уравнение – корни . Определите k и m, если числа – последовательные члены возрастающей геометрической прогрессии. (Слайд 24-25)
Решение.
Так как числа образуют геометрическую прогрессию, имеем:
По теореме Виета
Получаем , , так как последовательность возрастающая.
Искомые числа: 1; 2; 4; 8.
Ответ: k=2, m=32
.
VII. Домашнее задание.
Решите задачи.
Найдите геометрическую прогрессию, если сумма первых трех членов ее равна 7, а их произведение равно 8.
Разделите число 2912 на 6 частей так, чтобы отношение каждой части к последующей было равно
В арифметической прогрессии составляет и . Сколько нужно взять членов этой прогрессии, чтобы их сумма равнялась 104?
Литература:
Алгебра 9 класс. Задания дл обучения и развития учащихся/ сост. Беленкова Е.Ю. «Интелект - Центр». 2005.
Библиотека журнала «Математика в школе». Выпуск 23.Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. Худадатова С.С. Москва. 2003.
Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №46.
Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 9 класса/сост. Т.Е. Бондаренко. Воронеж. 2001.
МБОУ «Воронежская кадетская
школа им. А.В. Суворова»
Семьянинова Е. Н.
Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цели:
1) обобщить информацию по прогрессиям; совершенствовать навыки нахождения n-го члена и суммы n первых членов данных прогрессий с помощью формул; решение задач, в которых используются обе последовательности;
2) продолжить формирование практических навыков;
3) развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью.
Умение решать задачи – практическое искусство,
подобное плаванию или катанию на лыжах, или
игре на фортепиано; научиться этому можно лишь,
подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.
Д.Пойа.
I. Организационный момент. Объяснение целей урока. ( Слайд 2)
II. Разминка. В мире интересного. (Слайд 3-6)
Французское слово «десерт» означает сладкие блюда, подаваемые в конце обеда. Названия некоторых десертов, пирожных и мороженного, также имеют французское происхождение. Например, мороженое «пломбир» получило свое название от французского города Пломбьер. Где оно впервые было изготовлено по особой рецептуре.
Используя найденный ответ и данные таблицы, узнайте, как переводится французское слово «безе» (легкое пирожное из взбитых яичных белков и сахара)?
Найдите сумму одиннадцати членов арифметической прогрессии, первый член которой равен – 5, а шестой равен – 3,5.
38,5
-38,5
Молния
Поцелуй
Французское слово «безе» в переводе означает поцелуй. Второе из предложенных слов – «молния», является переводом французского слова «эклер» (пирожное из заварного теста с кремом внутри).
III. Прогрессии в жизни и быту. (Слайд 7)
Задачи на прогрессию - это не абстрактные формулы. Они берутся из самой нашей жизни, связаны с ней и помогают решать некоторые практические вопросы.
Вертикальные стержни фермы имеют следующую длину: наименьший 5 дм, а каждый следующий - на 2 дм длиннее. Найдите длину семи таких стержней. (Слайд 8)
Ответ: 77дм
В благоприятных условиях бактерия размножается так, что за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд? (Слайд 9)
Ответ: 121
Грузовик перевозит партию щебня массой 210 тонн, ежедневно увеличивая норму перевозки на одно и то же число тонн. Известно, что за первый день было перевезено 2 тонны щебня. Определите, сколько тонн щебня было перевезено на девятый день, если вся работа была выполнена за 14 дней. (Слайд 10)
Ответ: 18 тонн
Тело падает с башни, высотой 6 м. В первую секунду проходит 2м, за каждую следующую секунду – на 3 м больше, чем за предыдущую. Сколько секунд пройдет тело до земли? (Слайд 11)
Ответ: 4 секунды
Улиткаползет от одного дерева до другого. Каждый день она проползает на одно и то же расстояние больше, чем в предыдущий день. Известно, что за первый и последний дни улитка проползла в общей сложности 10 метров. Определите, сколько дней улитка потратила на весь путь, если расстояние между деревьями равно 150
метрам. (Слайд 12)
Ответ: 30 дней
Из пункта А выехал грузовой автомобиль со скоростью 40 км/ч. Одновременно из пункта В навстречу ему отправился второй автомобиль, который в первый час прошел 20 км, а каждый следующий проходил на 5 км больше, чем в предыдущий. Через сколько часов они встретятся, если расстояние от А до В равно 125 км? (Слайд 13) Ответ: 2 часа
Амфитеатр состоит из 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше, чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр? (Слайд 14)
Ответ: 1900
IV.Немного истории. (Слайд 15-16)
Задачи на геометрические и арифметические прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах». На связь между прогрессиями первым, по-видимому, обратил внимание Архимед. В 1544 г. вышла книга немецкого математика М. Штифеля «Общая арифметика». Штифель составил такую таблицу (Слайд 17):
-4
-3
-2
-1
0
1
2
3
4
5
6
7
1
2
4
8
16
32
64
128
В верхней строке – арифметическая прогрессия с разностью 1. В нижней – геометрическая прогрессия со знаменателем 2. Расположены так, что нулю арифметической прогрессии соответствует единица геометрической прогрессии. Это очень важный факт.
А теперь представьте, что мы не умеем умножать и делить. Необходимо умножить, например, на 128.
В таблице над написано -3, а над 128 написано 7. Сложим эти числа. Получилось 4. Под 4 читаем 16. Это есть искомое произведение.
Другой пример.
Разделим 64 на . Поступаем аналогично:
64 6 -1 6 – (-1) = 7
7 128 64 : = 128
Нижнюю строчку таблицы Штифеля можно переписать так:
Можно сказать, что если показатели составляют арифметическую прогрессию, то сами степени составляют геометрическую прогрессию. (Слайд 18)
V. Кросснамбер. (Слайд 19-20)
Работа в группах.
Кросснамбер – один из видов числовых ребусов. В переводе с английского слово «кросснамбер» означает «кресточислица». При составлении кросснамберов применяется тот же принцип, что и при составлении кроссвордов: в каждую клетку вписывается один знак, «работающий» на горизонталь и на вертикаль.
В каждую клетку кресточислицы вписывается по одной цифре (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначаются буквами. Числа, подлежащие отгадыванию, - только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля (т.е. 42 нельзя записывать как 042).
Некоторые задания из кросснамберов могут показаться расплывчатыми и допускающими несколько (а иногда и очень много) ответов. Но таков стиль кросснамберов. Если бы они всегда давали только однозначные ответы, то это не было бы игрой.
а
б
в
г
д
е
ж
По горизонтали:
а) количество нечетных чисел натурального ряда, начиная с 13, сумма которых равна 3213;
в) сумма пяти первых членов геометрической прогрессии, четвертый член которой равен 3, а седьмой равен ;
д) сумма первых шести положительных членов арифметической прогрессии
- 127; -119; …;
е) третий член геометрической прогрессии (bn), у которой первый член равен 5, а знаменатель g равен 10;
ж) сумма -13 + ( -9) + ( -5) + … + 63, если ее слагаемые – последовательные члены арифметической прогрессии.
По вертикали:
А) сумма всех двузначных чисел, кратных девяти;
Б) удвоенный двадцать первый член арифметической прогрессии, у которой первый член равен -5, а разность равна 3;
В) шестой член последовательности, которая задана формулой n-го члена
;
Г) разность арифметической прогрессии, если .
VI. Решение нестандартных задач. (Слайд 21)
Дана геометрическая прогрессия 3; b2; b3;…, знаменатель которой - целое число. Найдите эту прогрессию, если
(Слайд 22)
Решение.
b2=3q, b3=3q2, тогда. Решим неравенство.
12q2 + 72q +35 =0
D1= 876
q =
Значит, q=-5; -4; -3; -2; -1
Искомые последовательности: 3; -15; 75;…
3; -12; 48;…
3; -9; 27;…
3; -6; 12;…
3; -3; 3;…
Три числа образуют арифметическую прогрессию. Если к первому числу прибавить 8, получится геометрическая прогрессия с суммой членов 26. Найдите эти числа. (Слайд 23).
Решение.
, в, с – искомые числа. Составим таблицу.
в
с
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
По условию сумма трёх чисел, образующих геометрическую прогрессию, равна 26, т.е. , , , в=6
Используем свойство членов геометрической прогрессии. Получим уравнение:
Ответ: -6; 6; 18 или 10; 6; 2
Уравнение имеет корни , а уравнение – корни . Определите k и m, если числа – последовательные члены возрастающей геометрической прогрессии. (Слайд 24-25)
Решение.
Так как числа образуют геометрическую прогрессию, имеем:
По теореме Виета
Получаем , , так как последовательность возрастающая.
Искомые числа: 1; 2; 4; 8.
Ответ: k=2, m=32
.
VII. Домашнее задание.
Решите задачи.
Найдите геометрическую прогрессию, если сумма первых трех членов ее равна 7, а их произведение равно 8.
Разделите число 2912 на 6 частей так, чтобы отношение каждой части к последующей было равно
В арифметической прогрессии составляет и . Сколько нужно взять членов этой прогрессии, чтобы их сумма равнялась 104?
Литература:
Алгебра 9 класс. Задания дл обучения и развития учащихся/ сост. Беленкова Е.Ю. «Интелект - Центр». 2005.
Библиотека журнала «Математика в школе». Выпуск 23.Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. Худадатова С.С. Москва. 2003.
Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. №46.
Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 9 класса/сост. Т.Е. Бондаренко. Воронеж. 2001.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.