Содержание
-
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся : « Портфолио» Тема работы: «Математика и психология». Выполнила: Ученица 7А класса МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховского района Московской области Вербенко Елизавета Руководитель: Воробьева Галина Николаевна, учитель математики МОУ «Куриловская гимназия» 2008 – 2009 год
-
Цель работы:выяснить, нужны ли математические знания в психологии. Без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления. Колмогоров А. Н.
-
Содержание.
1. Тестирование –метод психологической диагностики. 2.Использование математических знаний при интерпретации результатов тестирования. 3) Заключение.
-
Почему одним людям постоянно сопутствует удача и успех, а другие всю жизнь недовольны собой? Отчего в одних семьях царит благополучие и покой, а другие напоминают поле битвы? Как произвести на собеседника хорошее впечатление и правильно построить деловой разговор? На эти и подобные вопросы ищут ответы психологи разных стран. Ими проводятся интересные эксперименты, создаются различные методики, призванные помочь нам разобраться во внутреннем мире человека, в его поведении . Наблюдения психологов помогают нам лучше понять себя и других, найти решение многих жизненных проблем. Используется ли математика в психологии? Чтобы разобраться в этом, я обратилась за помощью к школьномупсихологу Ковалевой Лесе Игоревне. Вот что я узнала из её рассказа.
-
Психология – наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы психики. Психика является свойством мозга. Психология исследует личность в общении и деятельности. Современная психология находится на стыке ряда наук, в частностиматематики. Для того, чтобы установить определенные психологические качества личности, используют тесты.
-
Тест– это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем развития психических функций и свойств личности. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений; наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
-
Процесс тестирования может быть разделен на четыре этапа: выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста; его проведение (определяется инструкцией к тесту); количественная обработка данных исследования интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования). Третий этап предполагает применение математического аппарата психологии – использование статистических приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов.
-
В психологии существует немало исследовательских методик и тестов, направленных именно на выявление индивидуальных черт конкретного человека. Не все они одинаково точны и надежны. Некоторые могут дать лишь приблизительные результаты, которые ни в коем случае нельзя рассматривать как окончательный «приговор». Тем не менее большинство тестов способны выявить общие тенденции личности, они способны помочь каждому из нас хотя бы в общих чертах разобраться в себе. Первый тест, который мне доверила провести школьный психолог Ковалева Л. И. - тест: «Сова» или «жаворонок».
-
Рядом с ответами я расставила заранее указанный балл, соответствующий выбранному ответу. Затем для каждого теста я нашла сумму всех баллов. Используя таблицу результатов, определила тип каждого учащегося. Я раздала шестиклассникам напечатанные вопросы теста и различные варианты ответов, учащиеся должны были выделить выбранный ответ.
-
Тест «Сова» или «жаворонок». Как известно, есть люди, которые предпочитают утренние часы для работы и других занятий. Этот тип людей называют - «жаворонками». «Совы » же деятельны по вечерам. Статистикой доказано, что «совы» в утренние часы делают в 2 раза больше ошибок, чем «жаворонки». У «голубей » наблюдаются особенности как «жаворонков», так и «сов». Например, они не любят очень рано вставать, но и ложиться поздно не хотят. Их работоспособность имеет два пика: в 10-12 часов и в 15-18 часов. Люди этого типа любят нормальный 7-8 часовой сон и придерживаются самого обычного режима дня. Люди разного типа заметно отличаются реакциями не только на физические и температурные нагрузки, но даже на лекарства и их дозы. Этот тест поможет определить свою принадлежность к одной из трех категорий и понять, в какое время вы наиболее работоспособны. Поэтому полезно знать свой тип поведения.
-
Первый вывод, который я сделала – психолог должен хорошо, без ошибок уметь считать, значит , математика необходима психологии.
Следующий тест был намного сложнее.
-
Для изучения устойчивости, сосредоточенности, объема и распределения внимания используется метод «корректурная проба». Учащимся предлагается бланк, в котором 20 строк и 40 букв. Необходимо в течении трех минутзачеркивать буквы.
-
-
Обработка результатов. Сначала подсчитывается количество букв, просмотренных за три минуты. Затем по формуле определяется показатель продуктивности и устойчивости внимания. = S S – показатель продуктивности и устойчивости внимания, N- количество просмотренных букв, n- количество ошибок( буква пропущена и не зачеркнута), t – время работы. Здесь используется умение работать с формулой.
-
Результат: S>1 – высокий уровень; 0,5
-
Количество человек проценты Всего в классе -15 человек 100 % Обследовано: 11 человек x % Зависимость прямая. Решим пропорцию: 15:11 =100:х, х=11·100:15 х=73,333… х≈73,3 Здесь очень важно знать правила округления чисел, принятые в математике.
-
Итак, по результатам проведенного теста получилось: Высокий уровень: 3 человека Средний уровень: 7 человек Низкий уровень: 1 человек Имеем : Всего обследовано: 11 человек - 100% Высокий уровень :3 человека - х% Зависимость прямая, решим пропорцию: 11:3 = 100:х, х=27,3 Аналогично для среднего уровня получили:63,6% , для низкого уровня -9,1%.
-
Общий результат психологом заносится в таблицу, а умению работать с таблицей так же учат на уроках математики.
-
Мне хочется привести в пример еще один тест, но он очень сложный, его проводила Ковалева Л. И. Мне был показан принцип обработки теста: Синдром «эмоционального выгорания учителя. Тем, кто принимал участие в тесте, предлагались 35 утверждений , например:1) « Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю», 2) «Я уверен, что моя работа нужна людям» и т.д. По каждому вопросу нужно было высказать свое мнение. Для оценки степени своего согласия с утверждением используется шкала: +2 «да», +1 «скорее да», 0 «не знаю», -1 «скорее нет», -2 «нет».
-
Бланк для заполнения –каждой строке соответствует симптом и соответствующие номера утверждений.:
-
Один из бланков ответов: При обработке результатов теста в первой строке ответ в пункте 8 заменить на противоположный. То же самое выполнить для пунктов:2,10, 12, 6,14 и во всей четвертой строке. Далее подсчитывается алгебраическая сумма баллов по строкам. Чем вышеитоговый балл в строке, тем выше выраженность данного симптома « эмоционального выгорания». Затем психолог интерпретирует результат. Первая строка - симптом неудовлетворенности собой. Как видно из таблицы, у этого учителя в первой строке самый высокий балл.
-
В данном тесте при обработке результатов используются положительные и отрицательные числа. Психологу необходимо знать определение противоположных чисел, правила сложения чисел с разными знаками, и , наконец ,психолог должен выбрать самыйвысокийитоговый балл. Значит, нужно уметь сравнивать: отрицательные числа, положительные и отрицательные ,положительные и ноль, отрицательные и ноль, положительные числа .
-
Заключение.
На примере только этих трех тестов я убедилась, что математика очень нужна психологии, а психолог должен быть хорошим математиком: уметь считать, работать с положительными и отрицательными числами, знать правила сравнения и округления чисел, уметь пользоваться формулами, заполнять таблицы, решать математические задачи на пропорции.
-
Литература.
1. Психология. Словарь. Составитель Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 2. Школьникам о математике и математиках. Сост. М. М. Лиман. – М.: Просвещение, 1981
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.