Содержание
-
Об инструментальных аспектах обучения детей счету в ДОУ Выполнила: Скоробогатова М.В
-
Три основных взгляда на генезис понятия числа: • образование числа есть формальный синтез логических операций – классификации и сериации(упорядочивание)(Ж. Пиаже); • понятие числа – результат предметных действий ребенка с величинами (П.Я. Гальперин, Л.С. Георгиев,В.В. Давыдов и др.); • в основе понятия числа лежит развитие эмпирического обобщения и рассудочно‐эмпирического мышления (Ф.Н. Блехер, Л.В. Глаголева, А.М. Леушина, З.С. Пигулевская,Я.Ф. Чекмарев и др.)
-
Концептуальная идея методики А.М.Леушиной, заключается в понимании того, что переход в обучении к числовому этапу происходит через сравнение предметных групп по признаку количества и определения этого количества словом‐числительным.
-
В ФГОС ДО в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает формирование первичных представлений о свойствах и взаимоотношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, числа, часть и целое, пространство и время, движение и покой,причинаи следствие и др.) .
-
Примерные основные образовательные программы дошкольного образования конкретизируют данное содержание. Так, в Примерной основной образовательной программе «Успех» (2014) рекомендуется: • у детей 3–4 лет формировать первичные представления о равенстве‐неравенстве групп предметов, создавать условия для приобретения опыта по установлению взаимно‐однозначного соответствия; • у детей 4–5 лет формировать первичные представления о свойствах предметов, в том числе о количестве, на основе чувственного опыта, об образовании чисел в пределах пяти,о количественных отношениях и результатах сравнения между натуральными (последовательными) числами; создавать условия для приобретения опыта по обобщению предметов по одному или нескольким признакам, образованию чисел в пределах пяти, элементарному счету; • у детей 5–6 лет формировать первичные представления о числах до пяти, об образовании чисел в пределах десяти, о цифрах, об отношениях между последовательными числами в пределах первого десятка; создавать условия для приобретения опыта элементарного счета, понимания закономерности построения числового ряда; • у детей 6–8 лет формировать первичные представления о числах первого десятка при наглядном восприятии, об образовании чисел второго десятка и способах их сравнения, о двузначных числительных, о равенстве‐неравенстве между числами в пределах двух десятков, об арифметических действиях сложения и вычитания и их свойствах, о простых арифметических задачах; создавать условия для приобретения опыта осознания математических понятий и зависимостей.
-
В разных программах дошкольного образования количественным материалом для обучения детей счету выступали числа первого и второго десятка: • «Программа воспитания и обучения в детском саду» – счет до 10 (до 20); • «Развитие», «Радуга», «Успех» – счет до 20; • «Детство» – счет до 10 (20, 30); • «Из детства – в отрочество» – счет до 10 (и более); • «Школа 2100» – счет до 10; • «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» – счет до 20 (и более).
-
Всегда первый этап обучения счету, начинается со сравнения двух множеств
-
Второй этап операция сосчитывания. «всего»
-
Связь между каждым сосчитываемым предметом и словом числительным подчеркивается определенным образом – педагог, а затем и дети, называя числительные, совершают движения: • прикосновение рукой к каждому сосчитываемому предмету; • прикосновение указкой к каждому сосчитываемому предмету; • переставление с места на место иди сдвигание каждого сосчитываемого предмета; • передача предметов по одному другому лицу(Один, два, три, четыре, пять. Вот тебе пять цветков.) • отграничивание каждого последующего элемента множества ребром ладони; • поворот туловища и кивок головы в сторону сосчитываемого предмета; • прослеживание сосчитываемых предметов взглядом; • обобщающий круговой жест рукой, охватывающий все множество в целом, в конце счета (или сдвигание двумя руками сосчитанных предметов для того чтобы объединить их в группу); перемещение сосчитываемых предметов в пространстве (Один, два, три, четыре, пять. Пять цветков ставим в вазу.)
-
Видысчета: -количественным, -порядковым, -счетом групп предметов, -предметов в различном расположении, -отсчитыванием определенного количества предметов из группы.
-
Правила количественного счета • Перед началом счета показать правую руку и направление движения слева направо. • Начинать счет с первого элемента слева. • Называя числительное, соотносить его только с одним элементом множества. • Не пропускать ни одного предмета. • Сопровождать каждое называемое числительное прикосновением к предмету, или указательным движением руки (указки), или поворотом корпуса и кивком головы. • Последнее названное числительное относить ко всему множеству в целом. • Совершать заключительный, обобщающий круговой жест рукой. • Отвечать на вопрос «Сколько?», называя итоговое число вместе с существительным исловом «всего».
-
Правила порядкового счета • Перед началом счета показывать правую руку и направление счета слева направо или справа налево. • Начинать счет либо с крайнего правого, либо с крайнего левого элемента в зависимости от направления счета. • Называя слово числительное, соотносить его только с одним элементом множества. • Не пропускать ни одного предмета. • Сопровождать каждое называемое слово числительное прикосновением к предмету, или указательным движением руки (указки), или поворотом корпуса и кивком головы. • Отвечать на вопрос «Который по счету?»,называя прилагательное, существительное и числительное, а также направление счета (Красный флажок -третий, считая слева направо) . • Относить последнее числительное только к одному предмету.
-
Правила счета предметов в различном расположении • Запомнить элемент, с которого начался счет. • Считать правой рукой. • Сохранять направление счета (слева на право, справа налево, по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки, сверху вниз,снизу вверх, по наклонной). • Не пропускать ни одного предмета. • Не сосчитывать один и тот же элемент дважды. • Называть итоговое число вместе с существительным (с прилагательным, существительным и направлением счета, если это порядковый счет).
-
Правила отсчитывания • Внимательно выслушать, сколько и каких предметов необходимо отсчитать и что с ними надо сделать. • Повторять, сколько и каких предметов необходимо отсчитать и что с ними надо сделать. • Выполнив задание, рассказать, что и как делал (сказать, сколько и каких предметов отсчитал и что с ними сделал). • Рассказывая, называть число, предмет и его признак (согласовывать числительное, существительное и прилагательное в роде, числе и падеже). • Важно показать детям старшего дошкольного возраста относительность словесного обозначения числа – одно и то же число(как и цифра) может быть отражено в речи с помощью разных слов. Например, число 1 в речи может выражаться словами «один»,«единица», «раз», «кол», «единственный»; число 2 – «два», «двойка», «пара»; число 5 –«пять», «пятерка», «пяток» и т.д.
-
Важные составляющие обучения счету, на которые воспитатель детского сада должен обратить внимание, прежде чем организовывать соответствующую образовательную деятельность. А именно: цель счета, наглядный материал форма расположения множества, которые обеспечат оптимальные возможности для реализации каждого вида счета; В заключение следует отметить, что овладение счетом позволяет ребенку успешно социализироваться, обеспечивает его готовность к обучению в школе (умение измерять, решать арифметические задачи на основе овладения приемами вычисления).
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.