Содержание
-
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №378 Санкт- Петербурга
Практический материал по геометрии на уроках математики в 1 классе ( часть первая) Составила Симанова А.А.
-
В новой программе повышается роль геометрического материала в обучении математике. Это характеризуется не только ознакомлением младших школьников с большим числом геометрических фигур, но и с усилением внимания к изучению свойств и отношений этих фигур и ознакомлением с геометрической формой предметов в реальном мире.
-
Знакомство с прямой и кривой линиями
1. Найдите похожие линии. 2. Как бы вы назвали каждую линию. 3. Сравните прямую линию и кривую. а) Путём наложения друг на друга. б) При помощи линейки.
-
Вывод.
1. Если линия и линейка совпадают, то этапрямаялиния. 2. Если линия и линейка не совпадают, то эта линиякривая.
-
Неограниченность прямой линии.
- Начертите три прямые линии: одну – слева направо ( по строке), другую – снизу вверх, третью – наискосок. - Можно ли каждую из этих линий продолжить в обе стороны? 1 2 3
-
Проверка и вывод.
1. Чертёж. 1 2 3 2. Прямая линия бесконечна, она не имеет ни начала ни конца.
-
Замкнутая кривая линия.
- Назовите, какие из этих линий прямые? - Какие из этих линий кривые? - Можно ли кривую линию продолжить? - Докажите. - Сделайте вывод. - Найдите замкнутые кривые линии. 1 2 3 4 5 6 7 8
-
Вывод.
Кривая линия не всегда бесконечна. Её можно соединить (замкнуть). Тогда эта линия будет называться замкнутая кривая линия.
-
Знакомство с отрезком.
1. Поставьте в тетради две точки на расстоянии 8 клеток одна от другой по строке. . . 2. Соедините эти точки разными линиями. . . 3. А могу я так соединить? . . - Сколько кривых линий можно провести через две точки? - Сколько прямых линий можно провести через две точки?
-
Вывод.
1. Через две точки можно много провести кривых линий. 2. Через две точки можно провести толькооднупрямую лини. 3. У этой линии есть начало и есть конец. Такая линия имеет название – отрезок.
-
Сравнение прямой линии и отрезка.
- Что начерчено под цифрой 1? 1) - Как вы узнали? Докажите. - Что начерчено под цифрой 2? 2) . . - Как вы узнали? Докажите.
-
Вывод.
- У линии №1 нет начала и нет конца. Это прямая линия. - У линии №2 есть начало и есть конец. Это отрезок.
-
Построение отрезков.
- Начертите отрезок по алгоритму. Алгоритм. 1. Ставлю точку – это начало отрезка. 2. Отсчитываю вправо ( влево, вниз, вверх) … клеток и ставлю вторую точку. 3. Соединю эти точки при помощи линейки. Я начертил (а) отрезок.
-
Проверка
. .
-
Нахождение отрезков.
1. Сколько отрезков на этом чертеже? - Покажите их. - Докажите, что это отрезки. 2. Сделайте такой же чертёж в тетради. . . . 3. Проведите ещё один отрезок через точки, которые уже есть на чертеже. - Какая получилась фигура? . .
-
Проверка.
- Получился треугольник.
-
Сравнение фигур.
Рассмотрите фигуры. Как они называются? Сравните эти фигуры. - Чем они похожи? - Чем они отличаются?
-
Проверка.
Первая фигура – окружность. Вторая фигура – треугольник. Они разные. У треугольника есть отрезки, есть углы и вершины, а у окружности их нет. В окружности есть только замкнутая кривая линия.
-
Выявление частей чертежа.
Найдите на чертеже три треугольника. - Есть ли среди них одинаковые? - Докажите. Сделайте в тетради такой же чертёж ( длина основания 10 клеточек).
-
Проверка.
1. Сколько треугольников?
-
Сравнение фигур.
Как называются эти фигуры? Сравните их между собой. - Похожи ли эти фигуры? - Чем они отличаются?
-
Проверка.
Окружность, квадрат. 2. - нет отрезков, нет углов, кривая линия замкнутая. -есть отрезки, есть углы, есть вершины.
-
Выявление частей чертежа.
Какие фигуры видите на чертеже? Сколько? Докажите. Есть ли среди них одинаковые? 4. Сделайте в тетради такой же чертёж.
-
Сравнение фигур.
Как называются эти фигуры? Сравните их между собой. - Похожи ли эти фигуры? - Чем они похожи? Это одинаковые фигуры? - Чем они отличаются?
-
Проверка.
1.Квадрат, треугольник. 2.Да. - есть отрезки, есть углы - есть отрезки, есть углы 3.Нет. - 4 отрезка ( стороны) - 4 угла, 4 вершины - 3 отрезка - 3 угла, 3 вершины
-
Построение отрезков
1.Поставьте в тетради три точки по образцу. 2.Соедините их так, чтобы получилось два отрезка. 3.Расскажите, как соединили точки двумя отрезками? . . .
-
Способы соединения точек
-
Сравнение фигур
1.Выберите из этих фигур две похожие. - Чем похожи выбранные фигуры? - Чем отличаются выбранные фигуры? - Почему фигура №2 не подходит к фигуре №1 и №3? №1 №2 №3
-
Нахождение отрезков
1.Покажите отрезки, которые есть на чертеже №1. - Сколько всего отрезков? 2.Покажи все отрезки на чертеже №2. - Сколько всего отрезков? 3.Сравни эти чертежи. - Чем они похожи? - Чем отличаются? №1 №2
-
Проверка
№1 – три отрезка №2 – три отрезка Похожи - по три точки, по три отрезка. Отличаются – точки расположены по- разному, получились разные фигуры.
-
Сравнение фигур
1.Рассмотрите эти фигуры. - Какая из них вам знакома? - Как она называется? 2.Какое сходство между этими фигурами? - Это одинаковые фигуры? - Чем они отличаются?
-
Выявление частей чертежа
1.Рассмотрите чертёж. - Сколько на чертеже треугольников? - Покажите их. - Сколько всего различных фигур? - Покажите их. 2. Сделайте такой же чертёж в тетради.
-
Образование равносоставленных фигур
1.Рассмотрите данные треугольники на чертеже. - Сколько отрезков в каждом из них? ( в №1 и №2)? - Есть ли среди них равные? Определите на глаз. - Какой самый большой отрезок? Покажите. 2.Найдите такие треугольники в конверте. - Проверьте, одинаковые ли они. - Сложите из них фигуру №1. ( №2) - Расскажите, как получили такую фигуру.
-
Упражнения с отрезками
1.Поставьте на прямой линии две точки и покажите на чертеже эти отрезки.
-
Варианты ответов
1. 2. 3. 4. .
-
Выявление частей чертежа
1.Сравните чертежи. - Чем они похожи? - Чем они отличаются? 2.Сколько отрезков проведено внутри каждого треугольника? - Почему получились разные фигуры? . . . . .
-
Знакомство с лучом
1.Рассмотри линии. - Назовите, какие линии вы узнали. - Покажите прямые линии. - Покажите отрезки. - Сравните прямую линию и отрезок. 2.Рассмотрите линии 5 и 7. - Это прямые линии? Это отрезки? Почему? 1 2 3 . . 4 5 6 7 . . . .
-
Вывод
Часть прямой линии, у которой есть начало, но нет конца, называется луч. Закрепление. Начертите в тетради луч по алгоритму. Алгоритм. 1.Ставлю точку. Это начало луча. 2.От этой точки в любом направлении проведу прямую линию. . . . .
-
Выявление частей чертежа
1.Начертите такой треугольник. 2.Проведите в нём отрезок так, чтобы получилось три треугольника.
-
Варианты ответов
-
Нахождение лучей
1.Проведите прямую линию и поставьте на ней две точки, как показано на чертеже. 2.Найдите на чертеже отрезок. - Докажите, что это отрезок. - Обведите его красным карандашом. 3.Что есть ещё на этом чертеже? - Сколько их? Покажите. - Докажите, что это лучи. . .
-
Проверка
2. . . 3. . . . . . . . .
-
Выявление частей чертежа
1.Начертите такой треугольник. 2.Проведите в нём отрезок так, чтобы получилось два треугольника и один четырёхугольник.
-
Варианты выполнения задания
-
Образование равносоставленных фигур
Сложите из двух треугольников такие же фигуры. План. 1.Анализ образца ( какие фигуры видите). 2.Подбор таких же фигур. 3.Складывание заданных фигур. 4.Обведение по контуру. 5.Сравнение полученных фигур с данными.
-
Выявление частей чертежа
1.Сделайте такой же чертёж. - Сколько треугольников? - Запишите. - Сколько всего фигур? - Запишите.
-
Проверка
-
Построение лучей
1.Проведите в тетради прямую линию. 2.Поставьте на ней две точки. Задание. 1 вариант – ниже начертить лучи. 2 вариант – ниже начертить отрезки.
-
Варианты ответов
1 вариант а) б) в)
-
2 вариант
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.