Содержание
-
Студент (ка) 3-го курса «ДПП»Кашкарева И.А.
Развитие логический операций у детей дошкольного возраста (на материале программы «Детство»)
-
Актуальность темы
Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддъяков, И.Я.Лернер) показали: -навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе -ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил -овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы -учиться станет легче, а следовательно и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение
-
мышление
-высшая форма отражения мозгом окружающего мира - неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида -возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы -является высшим интеллектуальным процессом
-
Виды мышления
Наглядно (предметно) – действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Этот вид мышления применяется при изготовлении разнообразных материальных объектов. Начинает функционировать уже в раннем возрасте, когда дети строят сооружения из песка, лепят фигурки, делают куклы…
-
Наглядно – образное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над образами предметов. Является творческим и применяется в изобразительном искусстве, в литературе и техническом творчестве.
-
Словесно-логическое и Абстрактное мышление - наиболее сложный вид мышления. Оперирует отвлеченными мыслями, возникающими на основе суждений, умозаключений и понятий. Знания, полученные посредством словесно – логического мышления, всегда истинные, убедительные, доказательные и непротиворечивые. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.
-
Логические операции и формы мышления
Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Мы познаем любой предмет, только приравнивая его к чему то и отличая от чего-то. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления, на образующие его части. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов частей и признаков в единое целое. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенный свойства предметов и явлений. Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают общими, частными и единичными. Единичное суждение – это суждение, в котором речь идет о каком то индивидуальном понятии, например: «Москва – столица России». Общие суждения – в них утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: « Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: « Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление – значит уметь высказывать о нем правильное содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем.
-
Проблемность обучения в ДОУ
1.Контрастность в развитии дошкольников: некоторые дети опережают сверстников в развитии. Необходим индивидуальный подход в обучении. 2.Недостаточность занятий по ФЭМП – 1 раз в неделю. Это должно компенсироваться повседневной игровой деятельностью. 3.Уделение игре большей роли: ВВД и формирование взаимоотношений
-
Цель работы с детьми:Овладение дошкольниками на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления
-
Задачи
1.Обучить логическим операциям: анализ, синтез, сравнение, умению использовать частичное отрицание (не), классифицировать и упорядочивать. 2. Обучить умению рассуждать и доказывать; развивать произвольность внимания, познавательный интерес и творческое воображение. 3.Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.
-
Программа «Детство»(программа развития и воспитания в детском саду)
Цели программы: -обогащенное развитие детей дошкольного возраста -обеспечение единого процесса социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить»
-
Математический блок «Первые шаги в математику» (авторы З.А.Михайлова, Т.Д.Рихтерман) + пособие «Математика до школы»: I часть (авторы А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт) методические рекомендации, развивающие игры с дидактическими средствами, варианты работы с моделями и схемами II часть (авторы З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая) описание игр-головоломок для работы с детьми
-
Математический блок «Первые шаги в математику» с I младшей группы (2-3 года) до подготовительной группы (6-7 лет) Разделы: «Свойства» «Отношения» «Числа и цифры» «Сохранение (неизменность) количества и величин» «Алгоритмы» По каждому разделу сформулированы «представления» и «познавательные и речевые умения», определены основные задачи развития математических знаний и уровни освоения программы
-
Особенности развивающей среды
Игровой материал разного уровня сложности I уровень: -лото, парные картинки, мозаики: магнитная, геометрическая, плоскостная, кубики: 2-9 шт., игры с моделированием и строительные наборы - II младшая и средняя группы II уровень: -игры на сравнение по разным свойствам (цвет, форма, размер, функции), группировки по свойствам, на воссоздание целого из частей (пазлы, «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино») + 15% игр для детей с опережающим развитием
-
Игры, развивающие мысль ребенка и приобщающие к умственному труду
«Палочки Кьюизенера» «Блоки Дьенеша» серия «Логические кубики»: «Уголки», «Составь куб», «Собирайка» серия «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Хамелеон», «Цветное панно», «Уникуб» «Математический планшет» «Логическая мозаика», «Конструктор-мозаика», «Конструктор геометрический» «Логика и цифры» серия «Логический экран»
-
Занятия с детьми
Проблемно-игровые По подгруппам Интегративного характера Комплексные (во взаимосвязи и контексте других содержательных видов деятельности: экология, развитие речи, конструирование, изобразительная) Содержат игры, творческие задания, практические упражнения, пальчиковую гимнастику, моделирование, элементы драматизации)
-
Где используется занимательный и дидактический математический материал?
на занятиях; в самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности воспитателя и детей в утренний и вечерний отрезок времени, при подготовке к занятиям; на прогулке; дома, родителями с детьми; в ходе праздников и развлечений.
-
Организация совместной и самостоятельной деятельности
-
Работа с детьми Педагоги Родители Дети слабые сильные
-
Формы Работы с родителями
Консультации о разном дидактическом и занимательном математическом материале, рекомендации по подбору Индивидуальные беседы Собрание с показом совместной деятельности Совместные игры с детьми и родителями (II половина дня) Математические состязания, викторины между командами родителей и детей Совместный выбор развивающих игр для группы Подбор и выставка методической литературы Разъяснительная и образовательная работа (лекции, семинары, деловые игры)
-
Вывод
Специальная работа, цель которой - формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в их поведении и психике: *возрастает самоконтроль; *появляется самостоятельность деятельности.
-
Развитие логического мышления, умения классифицировать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, познавательных и творческих способностей, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения Обучение дошкольников в процессе игры приводит к тому, что стремление к получению радости от игровой деятельности постепенно переходит в радость учения.
-
«Приохотить ученика к учению – гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его.» К.Д. Ушинский«Развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения» В.В. Давыдов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.