Содержание
-
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики
Подготовила: Воспитатель Шилова Е.А.
-
Актуальность темы
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
-
Роль логического мышления
Способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом. Логическое мышление — это умение оперировать абстрактными понятиями, это мышление путем рассуждений и опровержений. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования для развития логического мышления. Условия развития мышления ребенка - предметная деятельность и общение, целенаправленные воздействия взрослого. Формировать и развивать логическое мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста
-
Занимательный математический материал
Сущность занимательности - новизна, необычность, неожиданность. Занимательный математический материал: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения.
-
Цель - развитие логического мышления детей. Задачи: 1. Формирование логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. 2. Развитие у детей: речи (умения рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения. 3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе. желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
-
Логические приемы умственных действий - сериация
Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
-
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета. Синтез— соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств Являясь противоположными по своей сути, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе.
-
Логические приемы умственных действий – анализ и синтез
Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета). Одна фигура отличается от всех других. Какая? Чем она отличается? А в этих фигурках найдите лишнюю, отличающуюся от всех других. Почему она лишняя?
-
Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Для конструирования используются различные мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту.
-
Формирование аналитико-синтетического процесса через использование игр геометрического конструктора «Танграм» «Монгольская игра» «Пифагор» «Колумбово яйцо» «Волшебный круг»
-
Фигуры, составленные из плоскостных геометрических конструкторов
-
1 задание - найти только те геометрические фигуры, которые понадобятся для составления зайчика, собачки. 2 задание – найти предмет, который составлен из фигур в рамочке. (божья коровка)
-
Задание – сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках.
-
Логические приемы умственных действий - сравнение
Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
-
Найди двух одинаковых котят Найди Буратино, который отличается от других Упражнения на сравнение
-
Задания на развитие зрительного и пространственного восприятия
Задания на поиск геометрических фигур. Нужно найти круги, овалы и квадраты на картинке слева, ромбы и круги на картинке справа.
-
Логические приемы умственных действий - классификация
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации». Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить: по общему названию; по размеру; по цвету; по форме; по другим признакам не математического характера: что можно есть и что нельзя; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу;
-
Классификацию по признакам нематематического характера хорошо закреплять через дидактические игры по типу «Лото».
-
Задания на подбор смысловой пары Задания из серии «Выбери подходящую картинку» достаточно сложные. Здесь проверяется умение рассуждать, делать умозаключения.
-
Логические приемы умственных действий - обобщение
Обобщение — это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов.
-
Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры.
Задание: выявить закономерность в расположении фигур и нарисовать фигуру в пропущенной клетке.
-
Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур.
1 признак 2 признака Четыре признака: форма туловища, головы, количество усов, направление хвоста.
-
Загадки и задачи — шутки математического содержания
Загадки: Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (ножницы) Четыре братца под одной крышей живут. (стол) Нас семь братьев, летами все равные. А именем разные. Отгадай, кто мы? (дни недели) Кто в году четыре раза переодевается? (земля) Задачи-шутки: Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое) На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (Переложить крайнюю.) Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)
-
Развивающая среда
Настольно-печатные игры: Игра «Заплатки»
-
Игры на объемное моделирование:
-
Игра «Стройка» Игра «Грузовички» Выбрать карточку-задание. Так сложить детали-формочки в кузов грузовика, чтобы все детали поместились в кузове машины, не выступая за его края.
-
Развивающая среда
Палочки Кьюизенерапозволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Первый этап
-
Развивающая среда
Палочки Кьюзенера – второй этап. С помощью палочек Кьюзенера можно решать логические задачи.
-
Развивающие игры Воскобовича
-
Развивающие игры Воскобовича
«Цветной квадрат» Воскобовича
-
«Прозрачный квадрат» 1 + 2 = 3
-
Развитие логических приемов мышления должно строится в соответствии с принципами: сознательности; активности; последовательности; посильности и доступности; прочности; наглядности; «опережающих знаний». Использование игрового занимательного математического материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.