Содержание
-
Рекурсия
-
Общее определение
Реку́рсия — метод определения класса объектов или методов предварительным заданием одного или нескольких (обычно простых) его базовых случаев или методов, а затем заданием на их основе правила построения определяемого класса. Другими словами, рекурсия — частичное определение объекта через себя, определение объекта с использованием ранее определённых. Рекурсия используется, когда можно выделить самоподобие задачи.
-
Рекурсия типов данных:
Описание типа данных может содержать ссылку на саму себя. Подобные структуры используются при описании списков и графов. Пример описания списка : class element_of_list;// необходимо по правилам C++ class element_of_list { element_of_list *next; // ссылка на следующий // элемент того же типа int data; // некие данные // };
-
Рекурсия функций
Рекурсия функции— это вызов функции (процедуры) из неё же самой, непосредственно (простая рекурсия) или через другие функции (сложная рекурсия), например, функция A вызывает функцию B, а функция B — функцию A. Количество вложенных вызовов функции или процедуры называется глубиной рекурсии.
-
Общий вид рекурсии:
Если(простейший случай) тогда Решить напрямую Иначе Делать рекурсивный вызов до появления простейшего случая
-
Задача о вычислении Факториала
Вычисление факториала – пример задачи, в которой мы можем использовать рекурсию. Факториал n Это произведение всех натуральных чисел до n включительно. К примеру: 5! = 5 * 4 * 3 * 2 * 1 = 120 4! = 4 * 3 * 2 * 1 = 24 3! = 3 * 2 * 1 = 6 2! = 2 * 1 = 2 1! = 1 0! = 1
-
Однако мы можем выразить факториал рекурсивно, через другие факториалы: 5! = 5 * 4! 4! = 4 * 3! 3! = 3 * 2! 2! = 2 * 1! 1! = 1 * 0! 0! = 1
-
Пример реализации функции на с++
int factorial(int n) { if (n == 0) { // простейший случай return 1; } else { // Рекурсивный вызов int value = factorial(n - 1); return n * value; } }
-
Ханойские башни:
В одном из буддийских монастырей монахи уже тысячу лет занимаются перекладыванием колец. Они располагают тремя пирамидами, на которых надеты кольца разных размеров. В начальном состоянии 64 кольца были надеты на первую пирамиду и упорядочены по размеру. Монахи должны переложить все кольца с первой пирамиды на вторую, выполняя единственное условие — кольцо нельзя положить на кольцо меньшего размера. При перекладывании можно использовать все три пирамиды. Монахи перекладывают одно кольцо за одну секунду. Как только они закончат свою работу, наступит конец света.
-
Помочь уничтожить мир!
Данная задача имеет элегантное рекурсивное решение: Итак, нам необходимо перенести n дисков со стержня (a) на стержень (c). Допустим у нас есть функция перенесения n-1 диска, тогда задача легко разрешима. Для этого вначале перенесем n-1 диск со стержня (a) на стержень (b), применяя рекурсивный вызов той же функции, затем перенесем n-ый диск со стержня (a) на стержень (c) и наконец перенесем n-1 диск со стержня (b) на стержень (c). Работа выполнена.
-
Функция на с++
void Step(int n, char a, char b, char c) // n - количество колец; // a, b, c - башни; { // т. к. на каждом шаге количество колец будет уменьшаться на один, // это условие будет условием выхода из рекурсии if (n
-
Цена рекурсии
Использование рекурсии может сократить размер исходного кода программы и сделать код более элегантным и понятным. Однако рекурсия имеет и свои недостатки…
-
Пример: Вычисление чисел фибоначчи
long fib( int n ) { if( n
-
Повторное вычисление значений
Рассмотрим визуализацию рекурсивного подсчета чисел фибоначчи: Можно заметить, что F(3) вычисляется три раза. Если рассмотреть вычисление F(n) при больших n, то повторных вычислений будет очень много. Это и есть основной недостаток рекурсии — повторные вычисления одних и тех же значений
-
Улучшения
Для избавления от вычисления одних и тех же значений можно где-то хранить уже посчитанные значения, например как это сделано ниже с использованием итераций вместо рекурсии. long F(unsigned int n) { long F_1 = 1, F_2 = 0, F_cur; if(n
-
Требовательность к памяти
Алгоритмы, использующие рекурсию весьма требовательны к памяти. Вернемся к примеру с рекурсивным вычислением факториала. При выполнении этого алгоритма образуется стек, в который записываются результаты работы функции на каждой итерации. Однако чем большее число мы будем вычислять, тем больше нам потребуется памяти.
-
Рекурсия и стек
Каждый шаг рекурсии представляет собой независимый алгоритм (отдельный «экземпляр» функции). В случае ветвящейся рекурсии один такой алгоритм порождает несколько подобных, поскольку все они выполняются на одном процессоре, возникают «отложенные шаги», которые необходимо выполнить «потом». Возникает вопрос, а где, собственно, говоря, сохраняются данные об этих отложенных шагах. В случае использования обычной рекурсии само текущее состояние алгоритма, его локальные данные (например, индекс цикла перебора вариантов) и задают поведение текущего шага рекурсии «в будущем». При рекурсивном вызове это состояние запоминается в стеке, при возвращении – автоматически продолжает текущий шаг от точки «замерзания». Но то, что делается автоматически, можно реализовать в явном виде с использованием специально организованного программного стека, если помещать в него набор данных, соответствующих начальному состоянию каждого следующего шага. Тогда рекурсивный алгоритм становится простым циклическим.
-
Схема рекурсивного алгоритма с явным стеком
stack S; // Явный стек data D0={…}; // Начальное состояние – первый шаг S.push(D0); // Поместить в стек while(S.size()!=0){ // Цикл извлечения шагов из стека data D=S.pop(); // Извлечь из стека данные нового шага … // Очередной шаг if (тупик) continue; if (успех) break; for (int i=0; i
-
Волновой алгоритм
Рекурсивный алгоритм дает нам последовательность выполнения шагов, известную как «рекурсивный обход дерева», которая определяется свойствами стека, его реализующего. Имеется другая последовательность обхода, которую образно можно представить в виде волны, распространяющейся от корня дерева к вершинам. Такой обход уже нельзя назвать рекурсивным, потому что ее нельзя реализовать с помощью механизма явного рекурсивного вызова функции. Тем не менее, идея разветвляющегося алгоритма с идентичными шагами остается в силе. Для того, чтобы шаги алгоритма выполняются «по слоям», нужно вместо явного стека использовать аналогичную очередь шагов алгоритма.
-
Задача поиска минимального пути
Идея «волны» иногда позволяет резко сократить число просматриваемых вариантов в сравнении с рекурсивным перебором. Например, алгоритм определения кратчайших путей на графе можно решить, представив его как распространение «волны» из исходной вершины. Такая волна, проходя через вершины, запоминает в них длину пройденного пути. Перечислим «составные части» такого алгоритма: - прохождение волны через вершину моделируется помещением ее в очередь; - волновой алгоритм извлекает вершины из очереди и помещает в нее некоторую часть «соседей», в которые эта волна распространяется; - при распространении волны в соседнюю вершину в нее помещается длина пути из начальной: она равна длине пути до текущей (которая уже содержится в текущей вершине согласно этому же алгоритму) плюс расстояние до «соседа»; - волна распространяется в непройденные волной вершины; - волна распространяется в пройденные вершины, если новое расстояние меньше старого, в этом случае она вызывает «повторную волну»; - зацикливание алгоритма и повторное прохождение волны в обратном направлении исключается предыдущим условием.
-
Пример реализации
// Поиск кратчайших путей на графе – волновой алгоритм #define N 100 int A[N][N]; // матрица расстояний до соседей int W[N]; // матрица расстояний от начального void main(){ int nc=0,ncmp=0; for (int i=0;i Q; // Очередь номеров вершин Q.in(n0); // Поместить исходную в очередь while(Q.size()!=0){ // Пока очередь не пуста int ni=Q.out(); // Извлечь номер очередной вершины if (W[ni]==-1) continue; // ошибка - она еще не пройдена nc++; // подсчет трудоемкости алгоритма
-
Продолжение
for (i=0;iW[ni]+A[ni][i]) { //или сосед с более длинным путем W[i]=W[ni]+A[ni][i]; // Уменьшить длину пути до него Q.in(i); // Поместить в очередь (вторая волна) } ncmp++; // подсчет трудоемкости алгоритма } } for (i=0;i
-
Резюме
Таким образом, Всегда полезно подумать о замене рекурсии на циклические алгоритмы. Однако в некоторых случаях решение задачи без рекурсии может быть чрезвычайно сложным и прирост производительности не будет стоить потраченных усилий.
-
Если (Вы чего-то не поняли) то:Запустите презентацию сначала.Иначе:Спасибо за внимание, на этом презентация закончена!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.