Содержание
-
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
-
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения
-
Критический мыслитель
Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
-
Технология РКМЧП позволяет решать задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности; развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание; социальной компетентности
-
Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Трехфазная структура урока:
-
Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений Пробуждение (вызов) интереса к изучаемой теме Активизация интеллектуальной деятельности Постановка учеником собственных целей обучения Стадия вызова
-
Стадия осмысления активное получение новой информации; осмысление новой информации; соотнесение новой информации с собственными знаниями; отслеживание процесса познания и собственного понимания.
-
Стадия рефлексии целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще непознанного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
-
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
-
Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся. Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками. Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций. Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний. Облегчение социализации учащихся. Технология критического мышления предполагает:
-
Формирование целей урока
-
«Ключевые слова» «Белые пятна» «Таблица» «Корзина» идей, понятий, имен…» Приёмы, которые можно использовать на стадии вызова: «Паучок» (кластер) «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы, что…"
-
«Взаимоопрос» «Взаимообучение» «Пометки на полях» «Двухчастный дневник » Приёмы, которые можно использовать на стадии осмысления: Приём «Сводная таблица»
-
«Кластер» «Синквейн» «Эссе» «Шесть шляп критического мышления» Прием “Пресс-конференция” Приёмы, которые можно использовать на стадии рефлексии:
-
Основные приемы ТРКМПриемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
-
Таблица Донны Огл«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
-
Инсерт (условные значки)
-
«Концептуальная таблица»
-
Прием «Чтение с остановками».Примерные вопросы.
19 ▪ По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?
-
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)автор Эдвард де Боно
«Плюс»(+)записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
-
Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает общее задание по теме Каждый член группы получает «свой» объект исследования Сбор информации об объекте Обмен информацией в группе Выделение общего для запоминания основной части таблицы Заполнение таблицы Написание совместного исследования по теме Презентация исследования 1 3 4 5 6 2 7 8
-
«Верные – неверные утверждения». А.П.Чехов, 10 класс.
22 А.П.Чехов пользовался псевдонимами «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Ему принадлежит афоризм «Красота спасет мир». А.П.Чехов по образованию был врачом. Первая удачная постановка пьесы Чехова принадлежит К.С.Станиславскому. Главное действующее лицо пьесы «Вишневый сад» - Фирс. Разница между суммой цифр года рождения и суммой цифр года смерти писателя равна единице.
-
Кластеры (гроздья)
-
"Дерево предсказаний"
-
«Бортовые журналы»
-
«Двухчастный дневник»
-
«ТРЕХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК» ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ. - ЧТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ ДЛЯ ГЕРОИНИ? - КАКИЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА В ТЕКСТЕ ПОМОГУТ ПОНЯТЬ ЕЕ ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРОНИКНУТЬ В ТАЙНЫ ЕЕ ДУШИ? УЧАЩИЕСЯ ЗАПОЛНЯЮТ ТРЕХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК. (ЭТА ФОРМА РАБОТЫ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА ДОМА)
-
Сюжетные таблицы
-
Прием «Зигзаг».
29 1 Рабочая группа 1 Экспертная группа 2 Экспертная группа 3 Экспертная группа 4 Экспертная группа
-
Ромашка Блума
Простойвопрос Уточняющийвопрос Оценочныйвопрос Творческийвопрос Вопросинтерпретация Практическийвопрос ?
-
Простые вопросы(фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы– «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующиевопросы (объясняющие) –побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы(сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы(прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
-
Прием «ФИШБОУН»
Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод
-
Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
-
СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка– это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка– это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка– это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
-
35 Синквейн по пьесе М.Горького «На дне»
-
36 Даймонт
-
Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях: на оценку «3» - обязательный минимум; на оценку «4» - задания на понимание процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи; на оценку «5» - два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез и др. Домашнее задание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.