Содержание
-
Корнеева Ольга Владимировна МКОУ»Ильмень-Суворовская СШ» Октябрьского района Волгоградской области ПОРТФОЛИО «Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики»
-
Разрешите представиться Работаю в МОУ «Ильмень-Суворовская СШ» С 1977 года, тогда она была восьмилетней школой. В 1985 году реорганизована приказом районного отдела народного образования в среднюю школу. Директором была назначена Шевцова Любовь Алексеевна. За годы существования школы более500 учащихся получили среднее образование, 2 ученика закончили школу с золотой медалью, 8 человек с серебряной. Среди них военные и врачи, педагоги и рабочие, предприниматели и психологи. 6 учителей школы – ее выпускники. Наш поселок: Ильмень-Суворовский – хутор, расположенный на берегу Цимлянского водохранилища в 70 км от районного центра п. Октябрьский.. Расстояние до Волгограда - областного центра составляет 140 км. Численность населения – 1100 человека (по последнейпереписи).
-
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Верхнерубежная малокомплектная начальная школа МКОУ «Ильмень-Суворовская СШ» Молокановская малокомплектная начальная школа Объединяющий фактор: Контингент обучающихся на средней ступени формируется из выпускников 4-х классов как данной школы, так и других школ Возникающая в связи с этим проблема: разнородный состав обучающихся Возможный способ решения: развитие учебной самостоятельности, дифференциация обучения по уровням самостоятельности
-
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В качестве результата образования в настоящее время задается не объем предметных знаний, а новообразования в личности обучающегося. Данные новообразования касаются как всех проявлений психики ребенка (познавательной, эмоциональной и волевой сферы), так и его личностных качеств. Обращение к личности ребенка, как результату деятельности вызвано, в частности, идеей современного образования - «учение через всю жизнь». Способность к самообразованию в большей мере обеспечивается учебной самостоятельностью ребенка. Одной из ведущих идей «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» является предоставление каждому обучающемуся возможности достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе. Одним из способов реализации данной идеи вижу дифференцированное по уровням учебной самостоятельности обучение. При таком обучении ребенок сам определяет для себя круг задач, в решении которых он может быть успешен. История проблемы развития учебной самостоятельности насчитывает более ста лет, что свидетельствует о ее значимости для науки и педагогической практики. В работах различных авторов рассматриваются понятия учебной самостоятельности и приемы ее развития; самостоятельной учебной деятельности и способы ее организации. В практике работы приходится сталкиваться с тем, что дети успешно справляющиеся с различными видами работ под руководством учителя, пасуют в ситуациях, связанных с самостоятельным принятием решения. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТИВОРЕЧИЙ (ПРИЧИН), КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим я веду поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
-
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ, ВЫВЕДЕННОЙ НА ОСНОВЕ НАЗВАННОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ.Данное противоречие определило проблему, которая заключается в построении такой дидактической модели урока (включающей метод обучения, формы его реализации, определенные педагогические средства, конкретные педагогические приемы, учебные материалы и желаемый результат), в условиях которой будет происходить развитие учебной самостоятельности обучающихся ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. Цель: построить дидактическую модель урока на основе выявления инструментов и механизмов деятельностного подхода обучения, способствующих развитию учебной самостоятельности школьников на уроках математики и апробировать данную дидактическую модель Задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, раскрывающую специфику и структуру учебной самостоятельности обучающихся, особенности деятельностного подхода в обучении математике, показатели и критерии уровня развития учебной самостоятельности; Систематизировать сведения о влиянии деятельностного подхода при обучении математике на развитие учебной самостоятельности; Построить дидактическую модель урока на основе анализа изученной литературы Внедрить в практику разработанную дидактическую модель Разработать диагностическую процедуру, позволяющую определять уровни развития учебной самостоятельности и исследовать развитие уровня учебной самостоятельности школьников на уроках математики.. Продиагностировать особенности протекания познавательных процессов в зависимости от уровня учебной самостоятельности
-
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. Для обоснования зависимости развития учебной самостоятельности обучающихся от использования деятельностного подхода на уроках математики была составлена программа и тематика мероприятий. Изучение психолого-педагогической, методической литературы 1.Чтение научно-методического журнала «Завуч»; 2.Чтение приложения газеты «Первое сентября» по математике; 3.Чтение предметного журнала «Математика в школе»; 4.Обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, инновационным технологиям. Программно-методическое обеспечение: а) научно-методическая работа; б) опытно-экспериментальная работа. 1.Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся; 2.Организация проектно-исследовательской работы учащихся. 1.Разработка и апробация программ по предпрофильным курсам. Изучение информационно-коммуникативных технологий. 1.Освоение новых компьютерных программ ТСО (мультимедийный проектор, сенсорная интерактивная доска, компьютер); 2.Разработка пакета текстового материала в электронном виде; 3.Разработка комплекта раздаточного материала по математике (карточки с заданиями).
-
Самообобщение опыта по исследуемой теме 1.Разработать конспекты уроков по исследуемой теме; 2.Разработать индивидуальные задания для сильных учащихся; 3.Разработать комплект входных и выходных контрольных работ для отдельных уроков. Участие в методических школьных и районных объединениях. 1.Проведение открытых уроков для учителей школы; 2.Выступление на заседаниях МО с самоанализом открытых уроков; 3.Общение с коллегами в школе, районе. Повышение квалификации по своему предмету 1.Решение задач, тестов и др. заданий по математике повышенной сложности или нестандартной формы; 2.Посещение уроков своих коллег; 3.Классификация и решение заданий по ЕГЭ по математике.
-
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Управление учебной деятельностью является механизмом обучения. При этом знания это средства; которые по отношению к деятельности играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия. Такой подход объясняется тем, что личность формируется и проявляется только в деятельности, в частности учебная самостоятельность обучающихся развивается в самостоятельной учебной деятельности. То есть действует формула «от действия к мысли» Учебная деятельность проектируется и организуется не для учителя, а для обучающегося, то есть обучающийся выступает субъектом учебно-познавательной деятельности. За счет субъектного участия в учебной деятельности формируются те способы действия, которые обеспечивают учебную самостоятельность детей, поэтому конечной целью обучения является формирование способа действий; Учебная деятельность обеспечивает переход от ситуационно порожденных мотивов (в процессе «открытия новых знаний» под управлением учителя) в устойчивые личностные побуждения (в процессе самостоятельной работы над решением конкретных задач) Ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач, причем в учебной задаче главное значение имеет не ответ (единственное требование к нему – быть правильным), а процесс его получения, так как способ действий и развитие личности формируется только в процессе решения учебных задач. Это позволяет сделать нам вывод о том, что учебные задачи будут являться инструментом развития учебной самостоятельности. Результатом использования деятельностного подхода в обучении математике должно стать овладение учащимися не простой совокупности умений и навыков, а математической деятельностью, которая даст им способы, ведущие к открытию и обоснованию некоторого научного или учебного факта. Вывод: к механизмам развития учебной самостоятельности будем относить деятельность (учебную, самостоятельную, математическую); к инструментам – урок, задачи (УПЗ и частные)
-
Воспроизводящая самостоятельность Проявляется в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение. При решении задачи используется имеющийся образец, или правило, или метод и т. п., если же задача не соответствует образцу, то ученик решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались. Вариативная мостоятельность Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное. Частично –поисковая самостоятельность Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела математики формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов математики; в умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти “собственное правило”, прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; в варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения и т. п. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности – умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т. п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность. Творческая самостоятельность Выражается в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения; в постановке гипотез и их проверке; в проведении собственных исследований и т.п. поэтому целесообразно выделить высший, четвертый уровень самостоятельности – творческую самостоятельность. УРОВНИ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
-
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Сделать учебную работу настолько возможно интересной для ребёнка и не превратить её в забаву — это одно из труднейших и важнейших задач дидактики». ( К.Д.Ушинский) Скажите, разве математика скучная наука? Учителя математики-главные виновники, но вовсе не потому, что большинство из нас сухари. Многолетние наблюдения показали, что среди математиков «зануд» ничуть не больше, чем среди литераторов или историков. Наш учебный материал куда менее занимателен, чем литературный или исторический; к тому же для усвоения его, кроме желания и старания ученика, требуется, чтобы не обошла его стороной «божья благодать» на сей предмет. Вот и приходится прикладывать максимум усилий, чтобы дать всем детям минимум знаний, который предусмотрен школьной программой. А если учесть, что основная часть наших выпускников поступает в вузы, где надо сдавать математику, причём в объёме, куда превосходящем школьную программу, то станет понятно, почему нам порой некогда вспомнить, что мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренить в ней, но сделать это, не побеспокоив душу, - нельзя! Но хотя математика не владеет таким арсеналом средств воздействия на чувства, как литература, история и т. п., но всё-таки и у нас есть кое-что. Готовясь к уроку я так подбираю материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. Кроме того, я стараюсь преугадать те моменты, когда эта деятельность может начать угасать, и предусматриваю методы её стимуляции путём чего-нибудь неожиданного, необычного, удивительного, азартного, весёлого, т. е. такого, что вызывает естественный, живой интерес у учащихся, что прогоняет с урока скуку. Уже несколько лет на своих уроках я это делаю путём введения в них занимательных элементов. Занимательные элементы на уроке могут быть напрямую связаны с изучаемой темой, а могут быть с ней совсем не связаны.
-
Урок будет продуктивнее, если занимательный материал органично вольётся в него, а не будет «торчать» инородным телом. Не надо увлекаться занимательностью, а применять изредко, чередуя с другими формами работы,при подборе материала руководствоваться интересами большинства учащимися класса: кому-то пообещать показать фокус, кому-то — логическую задачу; с кем-то поиграть в «крестики-нолики», ну а где-то и Омара Хайяма почитать. Какой бы приём занимательности ни использовался на уроке, самое главное — соблюсти разумный баланс между «развлекаловкой» и кропотливым трудом, ибо малейший перекос в сторону первой может привести к тому, что «заигранные» дети не окажутся готовыми работать серьёзно. При формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом учащихся. Кроме занимательных элементов на уроках математики я использую и дидактические игры. Дидактическая игра — одна из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их творческую деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Основная цель проведения дидактических игр на уроке — обучающая. В процессе игры дети усваивают новые знания, у них формируются математические умения и навыки. Школьник, выполняя игровые действия, непроизвольно, преднамеренно выполняет большое число математических действий, упражнений, задач. Возникающие в игре положительные мотивы и эмоции активизируют деятельность детей, направленную на развитие произвольного внимания, памяти, умений анализировать, наблюдать, фантазировать, обобщать. Кроме того, ряд познавательных игр способствуют интенсивному развитию у детей воображения и творческого мышления.
-
Дидактические игры дают возможность осуществлять связь уроков математики с жизнью. Ряд игр позволяеи детям увидеть практическое применение математических знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя различные профессиональные «функции» лётчика, водителя машин, оператора ЭВМ, космонавта, конструктора и т. д. В этом смысле дидактические игры выполняют профориентационную роль. Таким образом, в процессе дидактической игры развиваются три функции обучения: образовательная, развивающая и воспитательная. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются педагогом в целях воспитания и обучения детей. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам: - игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. - игры, требующие воспроизведения действий. Они направлены на формирование вычислительных навыков. - игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ним. - игры, включающие элементы поиска и творчества. Среди составляющих дидактические игры выделяют: - дидактическую задачу; - игровые действия; - правила игры; - подведение итогов, результаты. Дидактические игры делятся на следующие виды: - игры с предметами; - настольно-печатные; - словесные игры. Дидактическую игру можно проводить на любом этапе урока. В начале урока игры проводятся с целью организации стимулирования активности учащихся, в середине — усвоение темы, игры в конце урока могут носить поисковый характер. На любом этапе урока игры должны отвечать следующим требованиям: быть интересными, доступными, увлекательными, включать учеников в разные виды деятельности.
-
Необходимо учитывать психолого- педагогические особенности во время проведения дидактических игр: 1.Во время игры в классе должна быть атмосфера доверия. Учитель должен быть доброжелательным, тактичным, уметь поощрять и одобрять действия детей. 2.Игра должна быть хорошо подготовлена. Если в процессе игры требуется наглядность, то необходимо её подготовить. 3.Учителю следует проявлять внимательность к подготовленности учащихся к игре, особенно к творческим играм, где детям представляется большая самостоятельность. 4.При определении состава команд для игры необходимо, чтобы в каждой группе должен быть лидер. Современное содержание математического образования направлено на творческое развитие школьников. Дидактическая игра на уроках математики является одним из способов развития творческих способностей у школьников. В результате применения дидактических игр обогащается словарный запас детей, развивается речь, активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к математике и воспитываются нравственные качества. И главное — огромный эффект: ни одного скучающего на уроке. Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляется материал и доводят его до автоматизированного навыка математические знания. Дидактическая игра играет существенную роль в жизни детей школьного возраста. Но игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету и творческих способностей школьников. Свою творческую работу я хочу закончить четверостишиями-рубаи Омара Хайяма. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало! Прекрасно- зёрен набросать полям! Прекрасно — в души солнце бросить нам! Но подчинить ДОБРУ людей свободных Прекраснее, чем волю дать рабам!
-
ДИАПАЗОН ОПЫТ И СТЕПЕНЬ ЕГО НОВИЗНЫ Диапазон опыта – урок Новизна опыта уровень – усовершенствование: дидактическая модель урока, способствующая развитию учебной самостоятельности в виде двублочной структуры, предусматривающей смену управления учителем самостоятельной учебной деятельностью обучающихся от непосредственной к опосредованной РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА В 2016-17 учебном году с учащимися 9 класса в количестве 8 человек проводилась диагностика по определению уровня развития творческих способностей на основе использования дидактических игр на уроках математики. Результаты показали, что высокий уровень творческих способностей на начало года продемонстрировали 12% школьников, средний — 36%, низкий — 52%. Для достижения цели формирующего этапа эксперимента были разработаны и внедрены в учебный процесс дидактические игры, которые были направлены на: 1. подготовку к изучению нового материала; 2. изучение нового материала; 3. закрепление изученного материала. В конце года была использована методика оценки уровня развития творческих способностей учащихся 9 класса, аналогичная методики, применяемой в начале года.
-
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА Результаты показали, что высокий уровень творческих способностей продемонстрировали 28%, средний — 40%, низкий — 32%. Для доказательства результативности опыта приводится исследование развития уровня самостоятельности (в ее деятельностном аспекте) на основе разработанной диагностики. В качестве критериев диагностики была положена структура учебной самостоятельности по В.В. Давыдову, а в качестве показателей степень проявления того или иного компонента учебной самостоятельности. Для изучения особенностей психических процессов использовался комплекс стандартных методик, диагностирующих процессы внимания, памяти, воображения и мышления . Проведенное исследование позволило сделать следующий вывод: значимые различия в особенностях протекания отдельных психических процессов между группами учащихся с различным уровнем сформированности учебной самостоятельности существуют. Так, учащиеся с творческой и частично-поисковой самостоятельностью обладают более высоким уровнем избирательности и произвольности внимания. Кроме того, результаты опосредованного и непроизвольного запоминания у данной группы выше. Учащиеся с творческой и частично-поисковой самостоятельностью имеют большую лабильность мышления, нежели учащиеся с воспроизводящей и вариативной самостоятельностью. Однако, следует отметить, что уровень развития творческих способностей учащихся значительно повысился. Во время проведения уроков отмечен интерес учащихся к изучаемому материалу и то, что они достаточно легко усваивают учебный материал. Дидактические игры, используемые на уроках математики не только вовлекли детей в учебную деятельность, но и развивали в них самостоятельность, ставили их в условия поиска, пробуждали интерес к победе.
-
ЛИТЕРАТУРА Беспалько В.П. –Педагогика, М., 1989. Выготский Л.С. – Психология, М., ЭКСМО-Пресс, 2000. Гальперин П.Я. – Методы обучения и умственного развития ребенка, М., 1985. Гузеев В.В. – Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии, М., НИИ школьных технологий, 2004. Давыдов В.В. – Теория развивающего обучения, М., 1996 Давыдов В.В. – Учебная деятельность и развивающее обучение // лекция, 1996 Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. – Урок в развивающем обучении: Книга для учителя, М.: Вита, 2002.. Лернер И.Я. –Проблемное обучение, М., 1974. Махмутов М.И. – Организация проблемного обучения в школе, М., Просвещение, 1977. Пидкасистый П. И. – Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении, М., педагогика, 1980. Столяр А.А. – Педагогика математики, Минск, высш. Школа, 1986. ФГОС Хутороской А.В. Дидактическая эврика. Теория и технология креативного обучения // Школьные технологии, 2004, №5
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.