Содержание
-
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЕЛИЧИНАМИ
-
Величины, с которыми знакомятся дошкольники, и их характеристики
Длина - это характеристика линейных размеров предмета. Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением или наложением (совмещением). При этом всегда можно либо приблизительно, либо точно определить, «на сколько одна длина больше (меньше) другой». Масса - это физическое свойство предмета, измеряемое с помощью взвешивания. Кроме взвешивания, массу можно приблизительно определить прикидкой на руке («барическое чувство»). Площадь - это количественная характеристика фигуры, указывающая на ее размеры на плоскости. Для измерения площади в качестве промежуточной мерки можно использовать любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру (без зазоров). В дошкольном возрасте дети сравнивают площади предметов, не называя этот термин, с помощью наложения палеток. И, визуально, путем сопоставления занимаемого ими места на столе, земле.
-
Емкость - это характеристика мер жидкости. Время - это длительность протекания процессов. Время - это процесс, который не воспринимается сенсорикой ребенка непосредственно: в отличие от массы или длины, его нельзя потрогать или увидеть. Инструментом измерения времени являются календарь и часы.
-
Этапы знакомства дошкольников с понятием величины
1этап. Выделение и распознавание свойств и качеств предметов. Сравнение их без измерения. Сравнивать без измерения можно: длину (на глаз, приложением и наложением), массу (прикидкой на руке), емкости (на глаз), площади (на глаз и наложением), время (ориентируясь на субъективное ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса: времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток - по движению солнца).
-
2-й этап. Сравнение величин с использованием промежуточной мерки. Мера может быть произвольно выбрана ребенком из окружающей действительности (для емкости - стакан, для длины - кусочек шнурка, для площади - тетрадь). До изобретения общепринятой системы мер человечество активно пользовалось естественными мерами - шаг, ладонь, локоть. и т. п. От естественных мер произошли - дюйм, фут, аршин, сажень, пуд и т. д. При использовании промежуточных мер целесообразно познакомить ребенка со способом счета мер через посредство меток. В качестве метки может быть использован любой предмет - палочки, фигурки, пуговицы, кубики.
-
3-й этап. Знакомство с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы, часы и т. д.).
-
Знакомство с календарем.
Педагог организует беседу: -Мы с вами знакомились с единицами измерения времени и к нам в гости приходили зима, весна и лето. Что я забыла? (Осень.) - Какую единицу измерения времени образуют четыре сезона? (Год.) Затем педагог предлагает детям вспомнить, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом сезоне. Всего в году 12 месяцев, и для того, чтобы легче было определять месяц и число, люди придумали календарь. Календарь - это вот такая таблица, где выписаны все месяцы и обозначено, сколько в каждом месяце дней. - У кого дома на стене висит календарь? Кто где видел календари?Какие бывают календари? (надо принести на занятие отрывной и перекидной календари).
-
представление о сутках и о неделе
Упражнение Цель. Уточнять содержание понятия сутки. Способ выполнения. Беседа: - Назовем такую последовательность - утро, день, вечер, ночь... - Скажите, как это назвать одним словом? (Сутки.) Время, которое проходит от утра до утра следующего дня - это сутки. Примечание. Начало суток для детей этого возраста и уровня развития лучше соотносить с утром. Психологически для них день начинается утром и заканчивается, когда они ложатся спать.
-
представление о сутках и часах
Упражнение Цель. Учить применять знания о частях суток, познакомить с часами. Способ выполнения. Педагог предлагает игровые ситуации: - Как вы думаете, для чего нужно помнить название частей суток? (Чтобы назвать, какое сейчас время суток.) А еще? Вот представьте себе, что однажды договорились Незнайка с Гунькойрыбу ловить: в пять часов решили встретиться. Гунька всю ночь не мог спать, боялся проспать! Прибегает к условленному месту, а Незнайки еще нет. Ждал Гунька, ждал, не дождался. Прибегает к Незнайке, а тот спит. Рассердился Гунька, а Незнайка удивляется: чего сердиться - до пяти часов еще сколько ждать: и выспаться успеешь, и погулять, и еще уйму дел сделать! Педагог выставляет на фланелеграфе модель часов со стрелками, поставленными на 5 часов. - Как выдумаете, уже время пить чай или еще можно спать? На дворе раннее утро или уже вечер? Как люди отличают показания часов? Вывод. Если не добавлять слова, указывающие на время суток, будет трудно договариваться между собой.
-
Знакомство с названиями дней недели.
Педагог предлагает послушать загадку: Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем. Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом. Попрощается последний, Появляется вновь первый. - О каких братцах идет речь? - Что такое неделя? (Неделя - семь дней.) Педагог помогает детям назвать дни недели. Побуждает прислушаться к слову и подсказывает, как объяснить его происхождение там, где это ясно по смыслу слова: Вторник - второй. Среда - средний, середина. Четверг - четвертый. Пятница - пятый. Затем педагог объясняет названия: понедельник - первый «по неделе», по ходу недели, суббота - «саббат», отдых в переводе с древнего еврейского, день отдыха в те времена.
-
Календарь, неделя, месяц.
Упражнение Цель. Научить выделять недели в структуре календаря и соотносить их со структурой «месяц». Способ выполнения. Работа с календарями. Внимание детей обращают на то, что все календари построены так, что сразу видна неделя (столбик) и сразу видно, сколько полных недель в месяце (4 столбика - 4 недели). - Что значит «полная неделя»? (От понедельника до воскресенья.)Задание. По календарю определить, сколько полных недель в этом месяце, в следующем. - Найдите месяц, в котором столько же полных недель. Месяц, в котором 4 понедельника, 5 понедельников. Месяц, в котором 5 воскресений. Может ли быть 6 воскресений? 6 суббот? 6 понедельников? Попробуйте определить, какой день был пятого числа этого месяца? Десятого числа? Какой день будет 8 Марта? 1 Мая? 1 сентября, когда вы все пойдете в школу?
-
Знакомство с часами.
Цель. Учить ориентироваться в показаниях часов со стрелками. Материалы. Модель часов со стрелками. Способ выполнения. Беседа, сопровождаемая предметными действиями. - Какие виды часов вы знаете? (Песочные, солнечные, механические,электронные.) Рассказ об истории возникновения часов. - Сегодня мы будем учиться определять время по механическимчасам. Но сначала сделаем себе часы. Дети вырезают из заготовленного заранее печатного листа часовой круг и приклеивают его на картон. При выборе стрелок обращают внимание на их длины и их роль. Ориентируясь на настоящие часы (с арабским циферблатом), дети выбирают стрелки и подписывают цифры на своих моделях. Затем педагог показывает несколько основных положений стрелок (12 часов, 3 часа, 6 часов, 9 часов), дети воспроизводят их на своих моделях. Затем дети ставят время по указанию педагога: 5 часов, 7 часов и т. д. Обратное задание: Который час? (6 часов, 10 часов, 4 часа и т. п.) Работа проводится только с целыми часами, отмечается положение стрелок.
-
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.