Содержание
-
Особенности развития представлений о времени у дошкольников
Подготовила презентацию Воспитатель МАДОУ №55 Хабарова Марина Анатольевна
-
План
Содержания понятия ориентировка во времени Значение развития временных представлений у дошкольников Физиологические и психологические механизмы восприятия времени Особенности развития временных представлений у детей
-
Временные ориентировки
Величина или количественный показатель прожитых лет Время Субъективное объективное Неконкретное точное
-
Время
В переводе с древнерусского славянского языка обозначает « вращение»- « Время» Особенности времени: Текучесть- нельзя остановить Необратимость- нельзя повернуть вспять Непрерывность- нельзя разбить на отдельные элементы Отсутствие наглядности- вызывает трудности
-
Временными характеристиками природных явлений являются
Продолжительность Последовательность Частота Ритм Темп
-
Единицы времени
Взяты из природы Год Сутки Придуманы человеком Час Минута Секунда
-
Особенности понимания
Дети переоценивают длительность времени Терминология детей при измерении времени очень однообразна- Когда за мной мама прейдет Временные ориентировки понимают приблизительно Путают смысл слов «вчера», «завтра»
-
Значение
Планировать деятельность во времени(сначала –потом) Менять темп(быстро- медленно) Ритм(часто-редко) своих действий в зависимости от наличия времени Правильно обозначать в речи временные понятия Определять время по часам
-
Качества личности
Организованность Собранность Целенаправленность Точность школа
-
Чувство времени
Развивается в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу общепринятые эталоны времени оценки времени- режим.
-
Особенности развития временных отношений
-
Анализ программ
-
Истоки
-
Радуга
-
Детсво
-
Развитие
-
2 мл.гр.
Методика ознакомления с частями суток -различать и называть утро, день, вечер, ночь. Наглядный материал Картинки с действиями людей и животных в разное время суток
-
Методика
Программная задача решаем в повседневной жизни, на конкретных примерах из жизни детей. Названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте.
-
-
Вопросы к детям
Что нарисовано нам картинке? Когда мы делаем зарядку? А что еще мы делаем утром? А когда вы возвращаетесь из садика домой? Что вы еще делаете вечером? Что вы делаете вечером дома?
-
-
Закрепление
Выучить стихи о частях суток Утренний прием Прогулка- наблюдение
-
Наглядный материал
Игрушки- зайчик, картинки с изображением зайца в разное время суток- рассказ
-
Вопросы к детям
Что делает зайчик утром,днем,вечером,ночью? Обсудить с детьми , что когда изображено на картинках(фотографиях)?
-
У детей картинки. Воспитатель задает вопросы Найдите и покажите картинку с изображением утра? Что ты видишь на своей картинке? Когда это бывает?
-
Возьмите на заметку
Перед дневным сном не говорить: « Спокойной ночи», а желать « Спокойного сна»
-
Стихи и загадки
Солнце ярко встает, Петушок в саду поет, Наши детки просыпаются, В детский садик просыпаются,
-
Дети вышли на прогулку, Наблюдение ведут, Солнце в небе ярко светит, Птички весело поют.
-
За окном уже темнеет, Бабушка на кресле дремлет. Посмотри скорей в окно: Огоньков полным- полно.
-
Спят медведи и слоны, Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже.
-
Дидактические игры
« Когда это бывает»- наглядный материал, фото, стихи. Правило игры: Рассказать какое время дня изображено на картинке Ход игры. Подгруппа детей. Вопросы к детям. После того как пройдет утро, что наступит?
-
А затем? А что вы делаете днем? А вечером?
-
«Назови пропущенное слово»
Дети образуют круг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская название частей суток: Мы завтракаем утром, а обедаем…. Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой….
-
Рекомендации воспитателям
Утром побеседуйте с детьми о том, что они вчера делали, когда пришли из детского сада. В какие игры играли вечером? Какую передачу смотрели по телевизору?
-
Помоги Мишутке составить рассказ
-
-
Назови части суток по порядку
Вечер- ночь-утро-день
-
Найди ошибку
Утро- вечер-ночь-день Усложнение наглядного материала Изображение действий ребенка Изображение природы и деятельности людей Изображение только природных явлений
-
Часть занятия
В:Дети ,вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: « Пора вставать уже утро!» Что вы делаете утром? Когда вы приходите в детский сад Что вы делаете в д/с уторм? Гимнастика,завтрак,занятие- утром. Где солнышко утром,днем,вечером. Цветные знаки.
-
-
Средняя -Старшая группа
Формируем понятие-сутки Последовательность частей суток утро-день –вечер-ночь Объяснять значение слов : вчера, сегодня, завтра- связывая с конкретной деятельностью детей
-
Сутки
1 часть занятия Необходимо обратить внимание детей на объективные показатели символизирующие время- нахождение солнца, освещенность земли, цвет неба.
-
Каждое утро над землей встает солнце: начинается….. Как люди называют это время дня? Что бывает утром? Солнце поднимается выше, день приближается к (полдню).Что люди делают в полдень?
-
Затем начинает опускаться к западу и наступает (вечер) Что люди делают вечером? Вот солнце ушло за горизонт, стало темно появились звезды, наступила ночь. Что делают ночью? Вот и день прошел
-
Наглядный материал
Картинки подбираем соответствующие рассказу.
-
Утро-день-вечер-ночь- сутки
Вопросы: Что наступает когда начинается утро? После чего начинается утро? Назовите части суток по порядку. Сколько частей суток вы знаете?- 4 части Время , которое проходит от утра до утра последующего дня- сутки
-
Исследования психологов
Психологически день для детей начинается утром и заканчивается, когда они ложатся спать
-
Как можно применить знания о частях суток
Игровые ситуации: Как вы думаете, для чего нужно помнить названия частей суток? Представьте себе, вы спросили у Незнайки: «Хочешь поиграть в футбол?» А он ответил «Хочу! Когда?»- подвести детей к правильному пониманию и употреблению названий частей суток
-
Придумайте разговор между – героем сказки, мультфильма.
-
Загадки
Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю, Скучно, скучно мне одной, А зовут меня
-
Воспитателю на заметку
4 картинки одного и того пейзажа в разные части суток, ставятся в один ряд. По каждой картинке необходимо провести беседу, когда это бывает. Вопросы к детям: Сколько частей суток нарисовано на всех этих картинках?
-
Утро, день,вечер,ночь,все …. части. Необходимо уточнить: « Все 4 части носят название сутки» Сколько в сутках частей? Как они называются? Каков порядок их следования
-
Постелен ковер, Рассыпан горох, Ни ковра не поднять, Ни горох не собрать
-
Легенда
Солнце – это бог, который едет по небу на огненной колеснице, вечером он переходит с колесницы на лодку и уплывает далеко за море, поэтому наступает ночь. Когда люди больше узнали о мире, в котором они живут, построили телескопы и смогли наблюдать за небесными телами: Солнцем ,Луной, планетами – они поняли, что день и ночь наступают по другой причине
-
Земля движется вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси Посмотрите ,где – день, А где ночь.
-
Земля вокруг своей оси, где день , Наступит ночь
-
Беседа
«Что вы знаете о сутках» Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как вы узнаете ,что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня(вечера) .
-
Вчера,сегодня,завтра
Задача которая закрепляется на конкретных примерах из жизни. Все сутки сменяют друг друга. Кончились одни сутки, наступают другие. Сутки, которые прошли, называют (воспитатель выделяет интонацией) «вчера». Вчера у нас было физкультурное занятие. Сутки, которые идут сейчас, называют «сегодня»
-
Сегодня у нас занятие по математике. Сутки , которые еще не наступили, называют « завтра» Завтра у нас будет рисование.
-
Возьмите на заметку
Каждый день обсуждайте с детьми -Что было вчера? -Какое у нас сегодня занятие? -Что будет завтра?
-
« Домик дней»
Проводится беседа с использованием наглядного материала
-
За 1 день дом построить нельзя Необходима последовательность Кто строит дом? Какая техника работает на стройке? Как она помогает строителям? Как вы думаете можно за 1 день построить дом?
-
Используйте строительный материал
Сюжетно-ролевая игра « Стройка» Давайте посчитаем сколько нас в группе. Какой дом мы с вами построим, чтоб мы все смогли в нем жить. Многоэтажный. Сегодня(выделить интонацией) мы будем строить 1 этаж.
-
Подскажите какой этаж строили вчера(1)? А какой завтра будем строить этаж(2)? Сегодня мы строим 2 этаж Какой этаж мы строили раньше(вчера)? А какой будем строить завтра? Основная работа воспитателя: закрепить понятия:вчера,сегодня,завтра
-
Вопросы на закрепление
Как называются сутки ,которые недавно прошли? Как называются сутки, которые скоро наступят?
-
« Вчера, сегодня, завтра»
Воспитатель кидает мяч всем играющим по очереди, говорит короткую фразу, поймавший мяч отвечает на вопрос: - Мы лепили когда…. - Мы пойдем гулять в парк когда……. Данное упражнение начинает складывать у детей элементарное знание от текучести и непрерывности времени.
-
-
Составьте составить рассказ о том, что делали сегодня, что будут делать завтра
-
Что я делаю вечером
-
Ночь
Ночью светит луна Покажи луну Какое небо ночью Как бывает ночью
-
День-ночь
Изобрази движениями, как ты спишь, как ты что-то делаешь днем (потанцевать, попрыгать). Покажи ладошками луну, солнце. Покажи как спит цветок, какой он днем.
-
Назови какие предметы нужны ночью, днем
-
Когда это бывает
-
Быстро- медленнов игровой форме
«Не торопись!» « Поспеши!» Кто быстрее оденет куклу! Какой зверь бегает быстрее?
-
Карусель, вертится медленно, потом быстрее
-
-
-
-
Назовите самых быстрых (медленных)животных
-
Почему одно животное двигается быстро, другое медленнее Длина ног, ширина шага.
-
Кто быстрее соберет игрушки ?
Кто быстрее добежит и принесет флажок?
-
Старшая - подготовительная
Воспитатель предлагает детям загадку: Братцев этих ровно семь, Вам они известны всем, Каждую неделю кругом Ходят братцы друг за другом Попрощается последний, Появляется вновь первый
-
Страничка истории
7 Неделя как промежуточная единица времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Ее возникновение было связано с суеверным почитанием числа 7- по числу видимых небесных тел- Меркурий,Венера,Марс,Юпитер,Сатурн, Луна,Солнце
-
Понедельник-Луны Вторник-Марса Среда- Меркурия Четверг- Юпитер Пятница- Венеры Суббота- Сатурн Воскресенье- Солнце
-
Происхождение недели связано с 4 фазами Луны 1 фаза зарождение серпа до формы луны в виде полукруга 2 фаза- от полукруга до полного круга 3 фаза- от круга вновь к форме полукруга 4 фаза- от полукруга вновь в форме серпа
-
-
На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, у славян называлась седмицей или неделей. В русском языке названия дней недели связано с их порядковыми номерами, с религиозными обычаями Еженедельный праздничный день назывался « неделей»- днем , когда «не делают»
-
Дни недели под порядковыми номерами. Суббота получила название от тех времен, когда этот день был у некоторых народов выходным- саббат- отдых.
-
О каких братцах идет речь Что такое неделя Сутки часто называют словом « день» Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из 7 дней имеет свои названия
-
Где еще встречается число 7 7 цветов радуги 7 гномов 7 козлят 7 богатырей Нарисуйте радугу- назовите дни недели
-
-
Сколько дней в недели Назови их по порядку Как проходит ваша неделя Дни недели в прямом И обратном порядке
-
Воспитателю необходимо на последующих занятиях объяснить детям, что неделю можно разделить на: Дни когда вы ходите в детский сад Дни когда вы дома: Выходные/ рабочие
-
-
Моделирование структуры неделя
Счетные палочки 2 цветов Положите 7 палочек перед собой. Покажите 1, пусть это будет понедельник. Какие надо взять палочки, чтобы их расположение стало похоже на неделю. Назовите дни недели по порядку
-
Пн- красный Вт-оранжевый Ср-желтый Чт- зеленый Пт- голубой Сб-синий В- фазан
-
Карточки с порядковыми номерами Какой день недели является 4 или 5 по счету? Между какими днями находится названный день? Сколько дней прошло до названного, какой день наступает раньше?
-
Неделя стройся
Детям раздаются карточки с символами дней недели. По сигналу они выстраиваются. Карточки- цветные символы Проверить правильно ли они выстроились. Усложнение Неделя стройся с любого дня недели (пятницы). Можно разделить детей на 3 группы-
-
Расставьте по порядку карточки- как называется 1 день
-
Задачи
Завтра мы пойдем в кукольный театр, какой это будет день. Вчера у нас было музыкальное занятие, какой это был день.
-
Месяцы
Читаем детям стихотворение С.Я.Маршака « 12 месяцев» Знакомим с месяцами по сезонам Осенние месяцы- Сентябрь,Октябрь,Ноябрь. Зимние- Декабрь,Январь,Февраль. Весенние- Март,Апрель,Май. Летние- Июнь,Июль,Август.
-
Рассмотреть характеристики зимних, весенних, летних, осенних месяцев. Декабрь- новый год, холодный, студенный ( в зависимости от географического положения) Январь- новогодние каникулы Февраль- снежен Май- просыпается природа.
-
-
-
-
-
Вопросы к детям Какие осенние(…..) месяцы вы знаете Назовите месяцы по порядку Для закрепления : загадки,пословицы,поговорки,сказки
-
-
В году 12 месяцев- з месяца в каждом сезоне Осень- ………. Зима- …….. В конце каждого месяца рекомендуются со всеми детьми проводить беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней. Сравнивать истекший месяц с предыдущим. В ходе беседы определить количество прошедших месяцев с начала года, уточнить их название, порядковый номер.
-
Год- 4 сезона, год составляет 12 месяцев. Для того чтобы было легче определять месяц и число, люди придумали календарь. Календарь это таблица, где выписаны все месяцы и обозначено, сколько в каждом месяце дней. Люди придумали разные виды календарей.
-
Календарь
Знакомим с разными видами календарей
-
Каждый листок в календаре это день. Что вы видите на листке календаря -цифра показывает число. Какое число? Под цифрой написано какой это день недели. Мы с вами будем использовать цветные полоски, вместо названия дней недели. Для каждого дня полоска определенного цвета. Кончатся сутки и когда вы завтра придете в д/с мы снимем этот листок, и узнаем какой день недели и число будет.
-
2 занятии уточнить сколько листков календаря мы сняли посчитать. Сколько в месяце недель ,дней. Спросить название месяца Какой это месяц в году Работа с календарем помогает осознать детям текучесть, повторяемость календарного года и его необратимость- прошедший год не возвращается, начинается новый.
-
Развитие чувства времени
-
-
Солнечные часы
Когда тень самая длинная?- солнце низко Когда тень короткая- солнце высоко. Если солнце высоко, какое время суток?(полдень) Если солнце низко? (вечер- утро) Разметили место вокруг колышка на разные промежутки и назвали время, за которое тень идет от одной отметки до другой часами. Количество делений-12. Люди считали на основе числа 12
-
Недостаток солнечных часов? Всегда ли можно ими пользоваться? Механические часы работают без солнца. Если возможность покажите механизм работы часов. Что двигает механизм часов? Пружина. Если часы не заводить, то они остановятся. Заводят на сутки. Есть часы механические
-
Воспитателю на заметку
Изготовьте макет часов с детьми. Покажите основные положения стрелок:12.3,6,9.
-
Какой формы циферблат Одинаковой ли длины стрелки Как они двигаются Какая стрелка двигается быстро какая медленно
-
Знакомство с песочными часами
1.2.3.4.5 1 минута Учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности 1 минута – 60 сек,секунда совсем короткая, скажешь « раз» и секунда прошла, а в минуте таких секунд 60. Покажите детям таких секунд 60.
-
Песочные часы- текучесть минуты(темп работы детей)
Разрезать бумагу на полоски, сосчитайте сколько полосок успели нарезать.(квадраты, треугольники) Одевать куклу 1 минуту и рассказать, сколько вещей успели надеть на куклу; сравнить, что быстрее делать-одевать или раздевать куклу. Сложите узор за 1 минуту.
-
Познакомьте детей с секундомером. Движение по кругу стрелки совершается за 1 минуту. Дайте детям задание: Посидите тихо 1 минуту. Составьте узор за 1 минуту из палочек. Разложите 10 палочек в течении 1 мин. Рисовать палочки на клетчатой бумаге по строчкам за 1м.
-
3-5 минут
Сколько раз песочные часы надо перевернуть минутные часы, сколько кругов сделает стрелка на секундомере, пока пересыплется весь песок в 3-минутных песочных часах. Сколько вещей надевали за 1 м.на куклу , сколько за 3м. Посидите 3 м. тихо. Поднять руки 3 м. 5 мин.- сколько раз надо перевернуть минутные часы.
-
5 мин.на часах
-
Длинная стрелка- минутная, короткая часовая. За час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая стрелка пройдет расстояние от одной цифры к другой. На последующих занятиях закрепите знания о циферблате,стрелках.
-
Почему стрелки разной длины? Что показывает длинная стрелка? минуты Покажите на своих часах минутную Что показывает короткая стрелка? Часы Чтобы узнать сколько минут прошла минутная стрелка, надо считать от 12,поставьте мин. На 12, а часовую на1. Который час на ваших часах? Обведите минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.