Презентация на тему "Модель взаимоотношение в системе: врач-больной. Партеналистская и автономная"

Презентация: Модель взаимоотношение в системе: врач-больной. Партеналистская и автономная
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Модель взаимоотношение в системе: врач-больной. Партеналистская и автономная" по медицине, включающую в себя 31 слайд. Скачать файл презентации 0.28 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по медицине

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Модель взаимоотношение в системе: врач-больной. Партеналистская и автономная
    Слайд 1

    Модель взаимоотношение в системе «врач-больной» партеналистская и автономная Выполнила студентка СД- 63 З/О Митибаева Н.В.

  • Слайд 2

    Исторически первая модель взаимоотношений врача и пациента, в силу их естественного неравенства, ограниченной свободы пациента и его явной зависимости от врача, получила название патерналистской (от лат. pater – отец).

  • Слайд 3

    В соответствии с ней врач принимал на себя обязанность не только действовать, но и в значительной мере решать, что лучше для пациента. А крайние формы патернализма вообще лишали пациента права выбора как в отношении лечащего врача, так и в отношении стратегии и тактики лечения. Такая модель во взаимоотношениях между врачом и пациентом активную роль отводила врачу, пациент же в полном смысле слова был “терпящей стороной” .

  • Слайд 4

    Существование патерналистской модели во взаимоотношениях между врачом и пациентом на протяжении двадцати четырех столетий было обусловлено также и уровнем развития медицинской науки, и даже тоталитарными режимами, которые ограничивали права человека и сковывали его активность. Вместе с тем не только “автономия” пациента, но и “автономия” врача в патерналистской модели не была абсолютной.

  • Слайд 5

    Вся история медицины отражает жесткие нравственные требования и запреты, которые были положены в основу практической деятельности врача: -“Святость жизни”, -“Благоговение перед жизнью”, -“Не навреди”, - “Не убий” и т.д. Суть патерналистской модели в самом общем виде сводится к тому, что врач не только принимает на себя обязанность действовать, исходя из блага пациента, но и самостоятельно решает, в чем именно это благо состоит.

  • Слайд 6

    Таким образом, патернализм несет в себе насильственное ограничение свободы личности, обусловленное “заботой” о ее благополучии.

  • Слайд 7

    Примеры иллюстрируют характер возникающих при этом проблем: Врач не сообщил пациенту о том, что у него рак, так как больной неоднократно заявлял, что при таком диагнозе покончит с собой. Свой поступок врач объясняет нежеланием нанести ущерб больному. Врач отказывает в проведении аборта женщине, будучи убежденным, что впоследствии она будет жалеть об аборте. Врач игнорирует просьбу больного решить вопрос о способах его лечения без его участия, полагая, что больной сам должен решать, что ему лучше. Ни в одном из этих случаев нет и признаков принуждения. И тем не менее решения, принятые врачами, проникнуты духом патернализма.

  • Слайд 8

    Некомпетентность больного, его страх и растерянность перед непривычной обстановкой, инструментами, манипуляциями, непонятной терминологией, его угнетенное психосоматическое состояние и вместе с тем его порой наивная вера в силу медицины и надежда на врача -все это заставляет больного трепетать перед людьми в белых халатах (иногда даже перед санитаркой не в меньшей степени, чем перед врачом) и ставит его в положение зависимости от них.

  • Слайд 9

    Врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление. Последнее слово в выборе мер лечения остается за врачом.

  • Слайд 10

    Подразумевается, что больной может быть не согласен с назначенными процедурами, однако он не вполне компетентен в этом вопросе и впоследствии поймет правильность выбора, сделанного врачом, то есть при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним.

  • Слайд 11

    Очевидно, что патерналистская модель в отношении человека, который нередко более образован в целом, чем врач, не может быть приемлемой.

  • Слайд 12

    Более того, она начинает «играть» не за врача, а против него, поскольку достигает результата, прямо противоположного и желаемому, и имевшемуся прежде, – отрицание врача и недоверие к нему, поскольку то же самое «ты», сказанное незнакомым человеком, пусть даже он и врач, ставит его в положение нарушителя канонов элементарной этики, созданной современным обществом.

  • Слайд 13

    Более глубокая этика диалога в сочетании с принципом информированного согласия вытесняет патернализм, преобладавший в традиционной модели медицинской этики.

  • Слайд 14

    Современная модель биомедицинской этики предпочитает не абсолютизацию приоритетов со стороны врача (биолога–экспериментатора) или со стороны пациента (обследуемого), а согласованность и сотрудничество в обосновании прав и обязанностей обеих сторон, активное привлечение пациентов к принятию решений в выборе методов лечения, особенно в случаях риска для здоровья и жизни человека.

  • Слайд 15

    Эта модель взаимоотношений врача и пациента, несомненно, является более адекватной характеру и уровню тех проблем, которые стоят перед биоэтикой и требуют своего разрешения (проблемы эвтаназии, трансплантологии, новые репродуктивные технологии и т.д.).

  • Слайд 16

    Именно поэтому по рекомендации ВОЗ разработана и широко внедряется новая – автономная модель взаимоотношений врача и пациента.

  • Слайд 17

    Автономная модель взаимоотношений врача и больного- Модель, исходящая из принципа автономии пациента, предполагает совершенно иной тип отношений.

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    В этом случае врач должен опираться на представления самого пациента о том, что является благом для него, а точнее - решать этот вопрос в диалоге с ним, не рассматривая собственные представления как единственно правильные

  • Слайд 20

    По-другому при этом решается и вопрос об информировании пациента. Если в патерналистской модели оно ставится в зависимость от доброй воли или желания врача, то в данном случае выступает как его обязанность, соответственно по- лучение информации становится правом пациента знать обо всех существующих способах лечения его заболевания и о риске, связанном с каждым из них.

  • Слайд 21

    Право выбора и ответственность уже не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом

  • Слайд 22

    Этическими основаниями новой доктрины являются уважение к автономии личности (ее праву на самоопределение) и стремление к обеспечению блага пациента.

  • Слайд 23

    При этом следует учитывать: компетентность пациента, которая зависит от множества факторов - начиная от его общей культуры вплоть до психоэмоционального состояния; 2) информированность пациента, предполагающая его право знать всю правду о состоянии своего здоровья и методах лечения; 3) добровольность принятия решения, которая иногда бывает мнимой (больной дает согласие, опасаясь в противном случае ухудшения медицинской помощи и отношения медперсонала).

  • Слайд 24

    Модель предусматривает равноправное партнерство в диалоге “врач - больной”. Тем самым повышается и ответственность пациента в принятии решения о лечении, профилактике заболевания, медицинской реабилитации.

  • Слайд 25

    Вместе с тем, реализуя право каждого гражданина на информирование о со- стоянии его здоровья, врач не должен упускать из виду один из основных принципов медицинской этики - “Не навреди”.

  • Слайд 26

    Несомненно, модель автономии пациента более эффективна, чем патерналистская, но успеха в ее применении можно добиться, лишь соблюдая профессиональный кодекс, публикуя сведения о правах пациентов, а также создавая та- кую общественную атмосферу, которая способствовала бы терапевтическому диалогу.

  • Слайд 27

    Новое, автономное понимание прав пациента затрагивает и отношения в системе “больной - медсестра”.

  • Слайд 28

    Медсестра гарантирует охрану частных интересов пациента, обязуясь оберегать от посторонних информацию конфиденциального характера

  • Слайд 29

    Таким образом автономная модель предполагает принятие надежного в этическом отношении медицинского решения, основанного на взаимном уважении врача и больного и их активном совместном участии в этом процессе, требующем компетентности, информированности пациента и добровольности принятия решения

  • Слайд 30

    Использованная литература: 1. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич Минск, 2008

  • Слайд 31

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке