Содержание
-
Информационная подготовка врачей
1 Семинар для врачей клинических фармакологов: «Фармаконадзор: неблагоприятные реакции при фармакотерапии» Санкт-Петербург, 29 мая 2008 СПбГМА им. И.И.Мечникова Лаборатория клинической фармакологии при СПбГУ асс. К.А. Горячкина
-
Врач – ключевое звено в системе фармаконадзора
2
-
3 Врач первым сталкивается с потоком новых лекарств, предлагаемых производителями и становится первым обладателем информации об их эффектах
-
МСС – основной метод фармаконадзора
4
-
Сообщение о НПР является конечным пунктом цепи
5 Пациент принимает лекарство У пациента возникает проблема (связанная или не связанная с лекарством) Пациент говорит о проблеме врачу (врач видит возникновение проблемы)
-
6 Врач оценивает случай Врач подозревает, что это может быть реакция на ЛС Решает, на какое именно ЛС Проводит оценку причинно-следственных связей Врач предпринимает действия Диагностические (лабораторные тесты, исключение других причин) Терапевтические (прекратить прием, уменьшить дозу ЛС, добавить другой препарат)
-
7 Врач принимает решение сообщить о НПР Должен найти, куда сообщить Должен решить, что именно сообщать Часто врач решает не тратить силы на сообщение
-
Формальные причины
8 Не распознают НПР Знают о них все (не считают чем-то особенным) Нет времени сообщать Не знают куда/как сообщать Не уверены, о чем сообщать 75% никогда не сообщали о НПР в региональный центр: 39% не были уверены в причинной связи 24% никогда не видели НПР 23% не знали о существовании центра регистрации НПР 18% нашли форму слишком сложной 1,4% опасались административных последствий 0,8% ссылались на вопросы конфиденциальности информации
-
Важно проводить планомерную разъяснительную работу с врачами
9
-
Что важно разъяснять:
10 Информация о НПР является конфиденциальной Вывод о наличии достоверной связи НПР и лекарства не удается сделать сразу – вначале происходит накопление информации о подозрении на эту связь Сообщать стоит и о НПР, которые только подозреваются
-
Что содержит форма-извещение:
11 Информация о больном (возраст, пол, этническая принадлежность, краткая история болезни) Информация о НПР (описание, результаты обследования пациента, время появления, лечение, исход) Информация о подозреваемом ЛС (название – торговое, международное, ингредиенты, производитель, доза, способ введения, время начала и окончания применения) Информация о всех других принимаемых препаратах (названия, дозы, пути введения, начало и конец терапии) Информация о факторах риска (нарушения функции органов, применение препарата в прошлом, наличие аллергии) Имя и адрес отправителя (для уточнения и верификации сообщения)
-
О чем сообщать:
12 Все эффекты новых препаратов (5 лет после регистрации) Неизвестные и неожиданные эффекты «старых» препаратов Серьезные НПР на все препараты (летальные исходы, жизнеугрожающие состояния, влекущие за собой инвалидизацию больного, потерю трудоспособности или требующие госпитализации, врожденные аномалии и злокачественные опухоли) Результаты наблюдений, в которых четко доказано, что препарат вызывает НПР Неожиданные терапевтические эффекты
-
В РФ необходимость информирования о НПР подкреплена законом
13 Сообщать «…обо всех случаях побочного действия ЛС и об особенностях взаимодействия ЛС с другими препаратами, которые не соответствуют сведениям о ЛС, содержащимся в инструкциях по их применению» «за несообщение или сокрытие сведений … лица, которым они стали известны по роду их профессиональной деятельности, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность» Закон «О лекарственных средствах», ст.43, 1998г.
-
Способы повышения мотивации врачей
14 Уведомление отправителя сообщения о получении от него информации о НПР Предоставление информации о НПР отправителю сообщения в виде бюллетеней, содержащих данные по данной проблеме Проведение встреч со специалистами в области НПР Регулярное предоставление врачам информации о новых НПР
-
Письмо «Уважаемый доктор!»
15 Традиционная форма массового уведомления врачей о новых НПР Распространяется службой мониторинга НПР, регулирующими органами или фармкомпаниями
-
Эффект информированности
16 Год-месяц Начало использования Уведомительные письма врачам Кол-во СС на 100 пациент-лет
-
Уведомительные письма («Уважаемый доктор!»)
17 Дороги и трудоемки Не всегда способны изменить практику назначений ЛС
-
Базы данных
18 Генерируются в процессе обработки поступающих сообщений Отражают актуальные проблемы Доступны для разностороннего статистического анализа Данные доступны в момент запроса Дешевле Менее трудоемкий способ информирования
-
Лекарственные информационные центры
19 Вопросы от врачей о конкретных клинических случаях применения ЛС, включая подозрения на НПР Анализ ВСЕЙ опубликованной литературы Обсуждение на «круглом столе» коллективом службы, при участии профессоров, врачей-клинических фармакологов и аспирантов Формирование официального ответа Кодирование информации Размещение информации в базе данных и/или перенаправление в базы данных службы мониторинга НПР
-
Взаимосвязь служб информационной поддержки и фармаконадзора
20 Врачебная клиническая практика Лекарствен-ный информационный центр База данных лекарственного информационного центра Центр мониторинга НПР База данных центра мониторинга НПР НПР
-
Электронные системы помощи в принятии врачебных решений
21 Различные регистры (списки лекарств, диагностические коды) Информационные базы данных (рекомендации по лекарственной терапии, взаимодействия, применение ЛС при нарушении функции почек, ЛС при беременности и лактации…) Алгоритмы и правила (навязчивые или ненавязчивые системы напоминания) Интеграция в электронную историю болезни (прямой доступ к информации о пациенте)
-
22 Упрощают доступ к информации Увеличивают безопасность медикаментозной терапии Уменьшают количество ошибок Увеличивают качество лечения Накапливают информацию для дальнейшего анализа
-
Возможности функционирования
23 При вводе ЛС можно получить информацию о взаимодействиях с другими назначенными ЛС «почечная кнопка» - при вводе данных в соответствующие поля считает скорость клубочковой фильтрации и цветом обозначает, дозу каких ЛС необходимо корректировать Системы напоминания о необходимых анализах/предосторожностях (по запросу или автоматические)
-
Процесс поддержания системы требует
24 Стандартизированный поиск литературы Стандартизированное оформление текста Совместная подготовка и анализ информации специалистами Использование международных кодов ЛС, заболеваний и прочей информации Регулярное обновление информации ( 4 раза в год) Поддержание веб-обслуживания
-
недостатки
25 Дороговизна Трудоемкость Недоступность компьютерных систем в больницах Отсутствие квалифицированного департамента технического обслуживания Отсутствие навыков работы с компьютерной информацией у врачей
-
В условиях растущего объема информации – вопрос ближайшего будущего
26
-
Благодарю за внимание!
27
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.