Содержание
-
Тема:Физическое развитие детей и методы его оценки.Лектор: д.м.н., профессор Т.Мамаев
Кафедра Общественного здравоохранения
-
План лекции 1. Определение и понятие о физическом развитии ДиП. 2.Показатели физического развития ДиП. 3.Методы оценки физического развития ДиП. 4.Факторы, влияющие на физичеое развитие ДиП.
-
1. Определение и понятие о физическом развитии ДиП. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки состояния здоровья детей и подростков.
-
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого физическое развитие - это совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.
-
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний. Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера.
-
В настоящее время в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции: завершение акселерации роста и развития; увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставанием в биологическом развитии; уменьшение широтных и обхватных размеров тела и функциональных показателей.
-
Вторая половина 20-го века характеризовалась определенными морфо-психологическими изменениями процессов развития человека: астенизация (увеличение доли лиц астенического телосложения); грацилизация (уменьшение широтных и обхватных размеров тела и общей массы скелетной мускулатуры); андрогиния (сглаживание половых различий); ювенилизация (увеличение доли людей с высоким уровнем интеллекта, слабой нервной системой и склонностью к интроверсии).
-
2.Показатели физического развития ДиП Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. К показателям физического развития ДиП относятся соматоскопические соматометрические, физиометрические признаки
-
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки. Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития.
-
Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; Масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
-
Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений.
-
Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные
-
Соматоскопия включает: 1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры; 2) определение степени жироотложения;
-
3) оценку степени полового созревания; 4) оценку состояния кожных покровов; 5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта; 6) осмотр зубов и составление зубной формулы.
-
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют: жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.
-
Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).
-
1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.
-
2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности
-
Полученные средние величины являются стандартами физического развития соответствующих групп детского населения. 1. Стандарты физического развития должны быть региональными. 2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна,
-
3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту этнической принадлежности, месту проживания и состоянию здоровья. 4. Из группы наблюдения должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: 5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.
-
3.Методы оценки физического развития детей и подростков При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма: 1) гетероморфность и гетерохронность развития; 2) наличие полового диморфизма и акселерации; 3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.
-
К методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования: 1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма; 2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития; 3) учет возможностей асимметрии распределения показателей; 4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.
-
Методы индивидуальной оценки физического развития. 1.Метод сигмальных отклонений Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы.
-
2. Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних.
-
3. Метод шкал регрессии Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки
-
Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и по уровню зрелости они опережают свой собственный хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение. В связи с этим, употребляя термин «возраст ребенка», следует иметь в виду одно из двух взаимосвязанных понятий: «хронологический возраст» и «биологический возраст».
-
Хронологический возраст – это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу – день, месяц, год. Биологический возраст – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития
-
Биологический возраст в значительной степени определяется хронологическим возрастом. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет. Количество детей с замедленным темпом биологического развития, т.е. с отставанием биологического возраста от календарного, может составлять 10-20%. Чаще всего этих детей выявляют перед поступлением в школу или во время обучения. .
-
Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечается повышенная отвлекаемость и нарушение работоспособности. В ходе учебного процесса выявляется более выраженное напряжение зрительного анализатора, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
-
Ускоренный темп биологического развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков.
-
У школьников с ускоренным темпом биологического развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует хронологическому. Среди них больше доля страдающих гипертонией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения
-
Определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа. На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
-
Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавок длины тела за последний год, уровню оссификации скелета («костный возраст»), срокам вторичной дентитации (сроки прорезывания и смены молочных зубов на постоянные), изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек.
-
В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно («зубной возраст»). В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях телосложения (отношение окружности головы к длине тела, «Филиппинский тест»).
-
В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек.
-
При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове. «Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.
-
Для установления степени полового развития определяется: у девочек – развитие волос в подмышечной области (Axillaris-Ax), развитие волос на лобке (Pubis-P), развитие молочных желез (Mammae-Ma), время появления первой менструации (Menarche-Me); у мальчиков – развитие волос в подмышечной области, развитие волос на лобке, мутация голоса (Vocalis-V), оволосение лица (Facialis-F), развитие кадыка (Larings-L).
-
На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии – для оценки массы тела и окружности грудной клетки, центильные шкалы – для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук и таблицы толщины кожно-жировых складок.
-
4.Факторы, влияющие на физическое развитие ДиП. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:
-
1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
-
2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.); 3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).
-
Все вышеперечисленные факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но и в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится ребенок, во многом формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.