Содержание
-
Значение гигиены в охране и укреплении здоровья детей и подростков
-
Вопросы гигиенического обеспечения детей и подростков имеют свои особенности: Их разработкой занимается гигиена детей и подростков. Она изучает влияние различных факторов окружающей среды на организм детей и подростков. Создает теоретические основы для решения гигиенических проблем, возникающих на данном этапе развития человека. Разрабатывает практические мероприятия, направленные не только на сохранение и укрепление здоровья детей, но и обеспечение их оптимального роста и развития.
-
В задачи гигиенический дисциплины входят изучение и решение гигиенических проблем: Режим дня, Питание, Обучения, Физическое и трудовое воспитание детей, Профессиональная ориентация подростков, Планировка и обустройства детских учреждении, Использование предметов детского обихода – одежды, обуви, игрушек, книг и.тд.
-
Биологические особенности детей: Незавершенность развития, так как организм находится в процессе роста и развития . Различный уровень морфофункционального развития в разные возрастные периоды, неравномерность темпов роста и развития. Гетерхронность, т.е., неодновременность развития отдельных органов и систем и функций организма. Половой диморфизм, т.е., обусловленность роста и развития полом.
-
Пластичность. Большая подверженность действию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов, в связи с чем серьезными могут оказаться воздействия даже малой интенсивности, которые для взрослых являются зачастую несущественными. Недостаточные адаптивные возможности к изменяющимся факторам окружающей среды.
-
Различные возрастные периоды развития детского организма характеризуется своим уровнем морфофункциональных и психологических возможностей организма (зрелости) и чувствительности к действию различных факторов окружающей среды. Поэтому гигиенические нормативы, устанавливаемые для факторов окружающей среды, а также мероприятия по оптимизации условий жизнедеятельности не могут быть абсолютно одинаковыми в различные возрастные периоды. Они дифференцируются в зависимости от возраста и пола ребенка. В связи с этим гигиену детей и подростков нередко называют возрастной гигиеной.
-
Биологическая возрастная периодизация
-
Социальная возрастная периодизация
-
Особенности роста и развития детей в разные возрастные периоды Процесс развития детского организма характеризуется постоянно происходящими количественными и качественными изменениями. Под количественными изменениями- ростом - понимают увеличение размеров и массы отдельных органов и тканей и организма в целом.
-
Под качественными изменениями – развитием- подразумевают структурную дифференцировку тканей и органов и расширение и совершенствование их функций. Рост и развитие представляют собой неотделимые стороны процесса развития, хотя и протекают неравномерно в различные возрастные периоды. При этом количественные и качественные изменения в одних и тех же тканях или органах не могут идти одновременно интенсивно, что обусловлено особенностями энергообеспечения организма. При условии процессов роста замедляется дифференцировка и, напротив, при усилении дифференцировки замедляет рост.
-
Рост и развитие отдельных систем организма также происходят неравномерно. Весьма интенсивно в первые годы жизни идет морфофункциональное становление опорно – двигательного аппарата. У новорожденного ребенка кости имеют малую плотность, упруги и эластичны, содержат мало кальция и фосфора. Окостеневшими являются лишь диафизмы трубчатых костей.
-
Точки окостенения имеются в телах позвонков и остистых отростках. Головка бедра, запястье, а также на 39% позвоночник состоят из хрящевой ткани. В течение первого года жизни особенно интенсивно растут кости черепа, его объем увеличивается в 2,5 раза, а толщина стенок – в 3 раза. К 3 годам объем мозговой части составляет уже около 80% объема черепа взрослого человека.
-
Мышечная ткань У новорожденных представлена тонкими мышечными волокнами с большим количеством ядер. На первом году жизни характерен интенсивный рост и развитие мышц туловища и нижних конечностей, обеспечивающих поддержание тела в вертикальном положении и положении сидя, а также ходьбу. Затем начинают развиваться мышцы рук и других частей тела. В результате к 3 годам ребенок способен свободно ходить или бегать.
-
К 7 годам дети могут выполнять различные физические упражнения, заниматься, хотя и с некоторыми затруднениями, рисованием, лепкой, плетением, а также обучаться письму. В 8 – 10 лет, в силу продолжающегося развития нервного аппарата мышц, дети начинают овладевать навыками и быстрого письма. В 12 – 15 лет значительно увеличиваются мышечная сила и выносливость, общая масса мышц нарастает за счет роста их в толщину.
-
С возрастом, 17 – 18 лет, за счет нарастания мышечной массы, а также в результате тренировок становится возможным выполнение более тяжелей и длительной физической работы. Продолжает совершенствовать координация движений.
-
Сердечно – сосудистая система в процессе роста и развития подвергается существенным изменением. У новорожденного сердца имеет небольшую массу (в среднем всего 25 гр.), толщина левого желудочка превышает толщину правого желудочка лишь в 1,4 раза. Мышечные волокна узкие, содержат много ядер, плохо развита соединительная ткань. Сердечная мышца богато васкуляризована и имеет много нервных стволов. Артерий и капилляры обладает широким просветом, путь кровотока короткий. Эти особенности облегчая работу сердца, обеспечивает в 2 раза более быстрый чем у взрослого, кругооборот крови.
-
Частота сердечных сокращений со 120 – 140 в минуту в первые месяцы жизни снижается до 85 – 90 всем – 10 лет, однако ритм сокращений по – прежнему остается неустойчивым. Параллельно росту сердца, но с некоторым отставанием, идет рост сосудов и относительное сужение их просвета. Систолическое артериальное давление возрастает и к 7 – 10 годам составляет что через 105 мм рт. ст.
-
Система органов дыхания у детей раннего возраста имеет значительные отличия от дыхательной системы взрослых. Верхние дыхательные пути, трахея и бронхи узкие, слизистая их обильно васкуляризована. Легочные альвеолы недоразвиты, ацинус имеет всего лишь одну камеру. Общая поверхность легочных альвеол в 30 раз меньше чем у взрослых. Кровоток в легких более интенсивен.
-
Орган зрения в течение своего развития претерпевает значительные изменения. Ввиду слабости аккомодационного аппарата фиксация взора становится устойчивой к концу первого месяца жизни, а способность координации глазных яблок появляется лишь к 6 месяцам. К 7 – 10 годам рефракция глаза становится соразмерной (эмметропической), но аккомодационный аппарат еще недостаточно развит. В связи с этим значительное нагрузка на орган зрения, соправождающаяся продолжительной аккомодацией, зачастую приводят к развитию близорукости которая к завершению школы выявляется более чем у 28% учащихся.
-
Здоровье детей и подростков и факторы, его обусловливающие. По определению ВОЗ, получившему широкую известность, «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов».
-
Отличительными особенностями детского организма является непрерывные процессы роста и развития. Поэтому под здоровьем детей и подростков понимают не только отсутствие болезней но и такое состояние жизнедеятельности организма, при котором физическое развитие соответствует его биологическому возрасту и проявляются в гармоничном единстве физических и интеллектуальных характеристик, а также адекватном формировании адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста и созревания.
-
Критерий для оценки здоровья детей и подростков предложенные С.М. Громбахом: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболевании; уровень достигнутого физического и нервно – психического развития и степень его гармоничности; уровень функционирования органов и систем организма; степень резистентности организма к действию неблагоприятных факторов.
-
Состояние здоровья детей определяется многими факторами, которые можно условно подразделить на следующие группы: биологические; социальные; экологические; медицинское обеспечение. По данным ВОЗ, степень участия биологических факторов в формировании здоровья человека составляет 15 – 20%, экологических – 20 – 25%, социальных 50 – 55% и медицинского обеспечения 10 - 15%
-
Методы изучения и оценки физического развития. Физическое развитие является одним из наиболее информативных и чувствительных критериев состояния здоровья ребенка. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и .функциональных характеристик организма, отражающих процессы роста и развития ребенка в каждом конкретном возрастном периоде.
-
Для изучения физического развития применяют два метода исследований: индивидуализирующий и генерализующий. Индивидуализирующий используется для изучения и оценки физического развития отдельного индивидуума. Он заключается в систематическом и длительном наблюдении за физическим развитием ребенка от его рождения до достижения 18 лет. Генерализующий метод заключается в одномоментном массовом обследовании больших контингентов детей с целью изучения и оценки физиологического развития различных возрастно-половых групп детского населения.
-
Для изучения физического развития используются три группы показателей: соматоскопические , соматометрические и физиометрические. Ксоматоскопическимотносятся показатели, оцениваемые при осмотре ребенка: тип телосложения, степень жироотложения, тонус и развитие мускулатуры, форма костяка, позвоночника, грудной клетки, ног, стопы, развитие вторичных половых признаков. Соматометрические показатели определяют путем измерения различных параметров тела: длины тела, туловища, конечностей, массы тела, окружности грудной клетки, головы, плеча, бедра, количества зубов и т.д.
-
Физиометрические показатели характеризуют функциональное состояние организма. Обычно используют определения жизненной ёмкости легких, мышечной силы кистей рук и силы мышц спины ( становую силу ), артериального давления и частоты сердечных сокращений. Оценку полученных данных приводят, сравнения их с возрастными стандартами физического развития, разработанными для конкретных регионов, так как физическое развитие детей проживающих в различных климато-географических местностях имеет свои особенности. Для оценки физиологического развития используют различные методы: индексов, сигмальных отклонений по шкале Z-score, шкалам регрессии, комплексный, центильный и другие.
-
Метод индексов, один из наиболее ранних методов оценки физического развития, основы на подсчете так называемых индексов, которые представляют собой отношение величин различных соматометрических показателей, чаще всего массы и длины тела.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.