Презентация на тему "Социальная медицина"

Презентация: Социальная медицина
Включить эффекты
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.51 Мб). Тема: "Социальная медицина". Предмет: медицина. 32 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Социальная медицина
    Слайд 1

    Социальная медицина (гигиена) – наука, практика, учебная дисциплина

    Общественное здоровье и здравоохранение М.Х. Шрага, Кафедра дополнительного образования Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Областной ЦГСЭН в Архангельской области, Архангельский областной ИППК работников образования

  • Слайд 2

    М.Х. Шрага, профессор Поморского государственного университета, д.м.н., Факультет психологии и социальной работы, Кафедра социальной работы

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Социальная медицина (гигиена)

    1. Есть точка зрения, что в Европе она зародилась случайново время эпидемии чумы. 2. Врачи увидели, что пациенты выздоравливали быстрее, когда они не оставались со своей болезнью один на один, а собирались в специальные группы, где больным читались лекции о личной гигиене, правильном питании и профилактике заболевания. 3. Медики поняли, что нужно лечить не отдельных граждан, а заниматься проблемами охраны здоровья всего общества в целом. 4. Этот концепт и лег в основу социальной медицины (общественного здравоохранения).

  • Слайд 5

    ДЖЕЙМС ЛИНД И ЦИНГА (1747)

    1. Цинга годами была основным заболеванием и причиной смерти среди моряков дальнего плавания. 2. Капитан королевского судна «Солсбери» Дж. Линд в мае 1747 г. провел первый в истории клинико-эпидемиологический эксперимент, назначив 12 морякам, больным цингой. 6 разных режимов питания. 3. Через 6 дней два моряка, получавшие в избытке апельсины и лимоны, выздоровели и приступили к службе. 4. Состояние остальные больных ухудшалось. 5. Дж. Линд пришел к выводу, что именно цитрусовые способны излечивать и предотвращать цингу. 6. В 1757 г. он опубликовал результаты своих наблюдений в книге «Исследование о характере, причинах и лечении цинги».

  • Слайд 6

    ДЖЕННЕР И ОСПА

    1. Эдуард Дженнер (1749-1823), сельский врач из английского графства Глостер, заинтересовался рассказами сельских жителей о том, что скотницы никогда не болеют человеческой оспой. 2. Однажды Э. Дженнер втер содержимое оспенного пузырька на руке доярки Сары Нельме в поврежденную кожу руки местного подростка Джеймса Фипса. 3. Э. Дженнер впервые применил вакцинацию как метод, заменивший прививку (vaгio1аtion), известную еще в Древнем Китае (320 г. до н. э.) и представляющую собой воздействие на людей содержимого оспенных пузырьков. 4. Сопротивление вакцинации в обществе было сильное.

  • Слайд 7

    ВОДА И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

    1. Между 1848 и 1854 гг. в Лондоне было несколько вспышек холеры. 2.Самое большое количество заболевших было зарегистрировано в тех районах города, куда вода поставлялась частными компаниями, которые использовали загрязненные участок реки Темзы. 3.В 1854 году в Лондоне от холеры умерло 500 человек – все они жили на ул. Броуд, куда вода подавалась из загряненного аодоема. 4. Личный врач королевы Виктории Джон Сноу убедил власти изменить систему подачи воды и эпидемия прекратилась в течение нескольких дней.

  • Слайд 8

    СИНОНИМЫ ТЕРМИНА «СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА»

    1.Социальная гигиена; 2. Медицина общественная (community medicine); 3. Общественное здоровье (public health); 4. Превентивная медицина (preventive medicine); 5. Профилактическая медицина (preventive medicine); 6. Коммунальное здравоохранение (community medicine); 7. Государственная медицина (social medicine); 8. Общественное здоровье и здравоохранение I (public health medicine); 9. Здравоохранение общественное II (community health).

  • Слайд 9

    АКАДЕМИК РАМН Ю.П.ЛИСИЦЫН, 1998г.

    1. Речь идет об одном предмете - о социальных проблемах здоровья и здравоохранения, то названия «социальная гигиена» и «социальная медицина» тождественны. 2. Менее всего спорное название предмета - "социальная гигиена (социальная медицина)" - наука (учебная дисциплина) о закономерностях общественного здоровья и здравоохранения, или еще проще - наука об общественном здоровье и здравоохранении.

  • Слайд 10

    Структура (основная проблематика) предмета «социальная медицина»

    1. История здравоохранения. 2. Теоретические проблемы здравоохранения и медицины. 3. Условия и образ жизни населения. 4. Социально-гигиенические проблемы. 5. Общие теории и концепции медицины и здравоохранения. 6. Состояние здоровья населения и методы его изучения(эпидемиология). 7. Медицинская (санитарная) статистика. 8. Проблемы социальной помощи. 9. Социальное обеспечение и страхование здоровья.

  • Слайд 11

    Структура «нового общественного здравоохранения (Т.Тульчинский,В.Варавикова, 1999г)

    1. История здравоохранения. 2. Концепция «нового» общественного здравоохранения. 3. Методы измерения и критерии оценки состояния здоровья населения и системы здравоохранения. 4. Изучение и контроль инфекционных заболеваний. 5. Неинфекционные заболевания и борьба с ними. 6. Здоровье семьи. 7. Специализированная помощь населению. 8. Гигиена питания.

  • Слайд 12

    Тенденции развития (начало)

    1. Своего наивысшего развития социальная гигиена достигла в XIX. 2. К концу же 19 в. получили распространение идеи социал-дарвинизма, евгеники, психологии, психиатрии. 2.1. Объяснение данных медицинской статистики сводилось к наследственности и борьбе за существование. 2.2. В социальной политике не стало места цели улучшения жизни каждого человека и бедных слоев населения в первую очередь. 2.3. Была сформулирована цель создания наилучших условий для воспроизводства здоровых лиц. 2.4. От борьбы против эпидемий (тифа, холеры, туберкулеза и проч.) и за соблюдение элементарных санитарных условий в общественных учреждениях (тюрьмах, публичных домах, больницах и проч.) и пропаганды личной гигиены - к борьбе с венерическими заболеваниями, алкоголизмом, психическими и умственными дефектами.

  • Слайд 13

    Тенденции развития (окончание)

    4. В 1978 году в Алма-Ате (СССР) состоялся конгресс Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ), 4.1. Представители всех стран за исключением США, подписали обращение, призывающее правительства взять на себя ответственность за здоровье своих граждан и обеспечить населению необходимое медицинское обслуживание; 4.2. Представители США утверждали, что ответственность за свое здоровье и здоровье членов своей семьи должны нести сами граждане, а не правительства. NB! К сожалению эту точку зрения навязывают и в нашей стране, к примеру так называемые валеологи!! 5. В XXI в. вновь наметилось оживление интереса к “социальному” содержанию вопросов общественного здоровья, связанное, например, с осмыслением роли нормальной семьи в воспитании здорового поколения или с исследованием воздействия на молодежь массовой культуры.

  • Слайд 14

    Основная идея (методология) социальной медицины – все заболевания социально обусловлены

    1. Системный анализ и системный подход – методология комплексного изучения системы здравоохранение. 2. Основные принципы охраны здоровья граждан: 2.1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечении связанных с ними государственных гарантий. 2.2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан. 2.3. Доступность медико – социальной помощи. 2.4. Социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья. 2.5. Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

  • Слайд 15

    Общественно-системное представление о «социальной медицине (гигиене)» (общественное здравоохранение).

    1. Понимание человеческого общества как целостной динамической системы. 2. Мир есть совокупность систем разных уровней, степени сложности, организации, значения.

  • Слайд 16

    Классическое определение общественного здравоохранения (Уинслоу, 1920)

    Наука и искусство предотвращения болезни, продления жизни и охраны здоровья, обеспечения состояния оптимальной жизнедеятельности за счет организованных усилий общества в следующих направлениях: 1) оздоровление окружающей среды; 2) санитарный контроль; 3) контроль массовых инфекций; 4) просвещение населения в вопросах здоровья и гигиены; 5) организация медицинской помощи и ухода за пожилыми; 6) ранняя диагностика и предотвращение опасных болезней; 7) развитие социальных услуг;

  • Слайд 17

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (ОЗ): СОДЕРЖАНИЕ

    1. Комплексный подход к охране и укреплению здоровья отдельных людей и общества в целом. 2. ОЗ основано на сочетании: а) санитарных мер; б) охраны окружающей среды; в) укрепления здоровья населения; г) индивидуальных и общинных профилактических программ. 3. Деятельность ОЗ координируется с работой широкого ряда индивидуальных профилактических, лечебных, реабилитационных служб и подразделений долгосрочного ухода. 4. Межсекторальное сотрудничество, основная цель которого в создании здоровых социальных и физических условий окружения.

  • Слайд 18
  • Слайд 19

    1. Создание благоприятных физических, культурных и социально-экономических условий жизни и труда. 2. В основе данной концепции лежит понимание того, что благополучие индивидуума и общества в целом в большей степени определяется социальными, экологическими и экономическими факторами, нежели исключительно оказанием медицинской помощи. 3. Укрепление и поддержание здоровья является основной функцией не только и не столько «людей в белых халатов», а в целом системы здравоохранения. Одной из важнейших целей укрепления здоровья и профилактики заболеваний является:(Оттавская Хартия (ВОЗ, 1986)

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Структура «Образа жизни(ОЖ)», фактора, определяющего тенденции общественного здоровья.

    1. Трудовая деятельность и условия труда. 2. Хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.). 3. Рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой. 4. Социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками). 5. Планирование семьи и взаимоотношения членов семьи. 6. Формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса.

  • Слайд 22
  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Основные критерии, характеризующие общественное здоровье:

    1. Медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни). 2. Заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная). 3. Первичная инвалидность. 4. Показатели физического развития. 5. Показатели психического здоровья.

  • Слайд 25

    Социальная медицина – не социология медицины

    1. Социология медицины – раздел социологии: а) изучающий систему здравоохранения, как подсистему общества; б) социальные аспекты понятий «болезнь» и «здоровье»; в) поведение людей в сфере медицины. 2. Как специализированная область социология медицины сложилась в 1950-е годы для социологического образования студентов-медиков. 3. Феномен т.н. болезней образа жизни, что привело к соединению социальной и медицинской практик.

  • Слайд 26

    Обобщающие разделы современной медицины (принцип уровня исследования - формы организации жизни) (В.Д. Беляков, 1989)

  • Слайд 27

    «Социальная медицина» - отрасль человековедения

    1. Ф.Ф. Энгельс и Дж. Дж. Томсон утверждали, что наука отличается от “не науки” тем, что имеет свой предмет, метод и она (наука) способна предсказывать будущее в своей области. 2. Существо основного вопроса любой науки видится в том, что её предмет исследования должен отражать специфические формы движения материи (биологические, социальные, физические, химические и др.).

  • Слайд 28

    Итоги развития здравоохранения за ХХ век.

    1. Признание здоровья социальным правом человека. 2. Осознание социальной системности здравоохранения и его разномасштабных проблем. 3. Признание того, что медицина есть здравоохранение. 4. Роль межсекторального сотрудничества в укреплении здоровья людей (в т.ч. и систем образования).

  • Слайд 29

    Методы социальной медицины

    1. Академик РАМН, проф. Ю. Лисицын (1998г.) - особенностью мето-дической базы предмета «социальной медицины» является много-образие методик и методов не только собственных, но взятых из дру-гих отраслей знаний (из социологии, математической статистики, эпидемиологии, социальной психологии, экономических и др.). 2. Обычно называют 3-4 основных метода, специфичных для нашего предмета: - исторический; - экспертный; - бюджетный; - статистический и др.

  • Слайд 30

    Эпидемиология - методологическая основа общественного здравоохранения (начало)

    1. Это изучение распространения и детерминант состояний или событий, связанных со здоровьем, в специально определенных популяциях в приложении к управлению и контролю за проблемами здоровья: 1.1. «Изучение» включает обследование. наблюдение, тестирование гипотез, аналитические исследования и эксперименты; 1.2. «Распространение» подразумевает анализ во времени, по месту, по группам людей, выделенных по индивидуальным признакам, подвергшихся изучаемым воздействиям; 1.3. «Детерминанты» - это все физические, биологические, социальные, культурные, поведенческие факторы, которые воздействуют на здоровье;

  • Слайд 31

    Эпидемиология(Эп.) - методологическая основа общественного здравоохранения (продолжение)

    2. Эпидемиология изучает: 2.1. Частоту и распространенность факторов и событий, влияющих на состояние здоровья в тех или иных группах населения; 2.2. Течение болезненных состояний, их последствия; 2.3. И научно обоснованные меры лечения и профилактики; 2.4. Также возможные мероприятия по укреплению здоровья, связанных с возрастом, полом, этническим происхождение, предполагаемых факторов риска и социально- экономических условий.

  • Слайд 32

    Заключение

    В любом направлении социальной работы всегда мы имеем дело с людьми, имеющими те или иные ограничения жизнедеятельности людей. В этой связи, знания в области общественного здравоохранения являются необходимыми для социального работника.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке