Презентация на тему "Эпидемиология"

Презентация: Эпидемиология
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.17 Мб). Тема: "Эпидемиология". Предмет: медицина. 43 слайда. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Эпидемиология
    Слайд 1

    Эпидемиология (Э.)в общественном здоровье(ОЗ): эскиз содержанияСистемная методология общественного здоровья

    М.Х. Шрага, профессор Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Л.И. Кудря зав.кафедры Архангельского Института повышения квалификации работников образования

  • Слайд 2

    “Нет ничего внутреннего, нет ничего и внешнего, ибо внутреннее есть в тоже время внешнее” Гете Только “взаимодействие” является истинной causa finalis вещей” Гегель “Причинная связь между факторами яв-лений недоступна непосредственному чу-вству, - она открывается умом познаю-щего человека”. И.М.Сеченов.

  • Слайд 3

    В.В. Власов - Эпидемиология в современной России

    1. В России эпидемиология до сих пор остается наукой о распространении инфекционных заболеваний (об эпидемическом процессе» - автор). 2. Эпидемиология «русская наука» - особый национальный взгляд на определения предмета науки («эпидемический процесс», «передача возбудителя» и «инфекционный процесс» выглядят) -это выглядит ясно, но узко - национальных и областных наук не бывает. 3. Современная эпидемиология исследует закономерности распростране-ния любых болезней и методы исследования болезней. 4. В России нет ни одной школы эпидемиологии в современном смысле слова, ни одной кафедры эпидемиологии и биостатистики, какие им-еются на Западе в каждом университете, имеющем медицинский факу-льтет. 5. В нашей стране обучение студентов статистическим методам в биоло-гии и медицине было практически прекращено в 30-х годах, что яви-лось частью процесса изгнания генетики с ее математическим аппар-атом из советской науки

  • Слайд 4

    Содержание понятия «эпидемиология (Э.)» (начало))

    1. Слово "эпидемиология" происходит от греческих слов "эпи" ("среди»), "демос" ("народ") и "логос" ("наука о"). 2. Русское значение слова Э. – полюдье. 3. Было предложено много определений Э. 4. Одно из лучших Last JM (1988) - наука, изучающая особенности распространения и причины возникнове-ния заболеваний в обществе, с целью применения полученных знан-ий для решения проблем здравоохранения. Оно включает в себя несколько ключевых терминов, отражающих важные принципы этой дисциплины: 4.1. Наука - Э. самостоятельная научная дисциплина, иногда называемая основной наукой ОЗ . С особыми методами научного исследования; 4.2. Распространение» Э.- занимается изучением частоты и особенностей распространения инфекционных и неинфекционных болезней в кон-кретных группах населения. 4.3. Частота включает в себя не только абсолютное число такого рода яв-лений, но и показатели, отражающие риск заболевания в конкретн-ой группе населения;

  • Слайд 5

    Содержание понятия «эпидемиология (Э.)» (продолжение)

    4.4. Показатель (число явлений, деленное на размер группы) очень важен для эпидемиологов, так как он позволяет проводить обоснованные сра-внения между различными группами населения. 5. Особенности распространения выявляются при анализе заболеваний по времени, месту возникновения, а также по персональным характеристи-кам заболевших – многомерное проявление биомедицинского явления изу-чается: 5.1. Динамика возникновения болезней по годам, месяцам, а во время эпиде-мии - по дням и даже часам – время возникновения болезней ; 5.2.» Возникновение болезней в пространстве, например, среди городского и сельского населения, среди работников определенных предприятий или учеников определенных школ - место возникновения болезней. 5.3. Персональная характеристика заболевших (структура явления): а) к ним относятся такие демографические характеристики как возраст, раса, пол, семейное положение и социально-экономическое положение; б) а также особенности поведения и наличие или отсутствие воздействия вредных факторов.

  • Слайд 6

    6. Анализ болезней по времени, месту и др. особенностям возникновения яв-ляется важной называют описательной эпидемиологией, которая должна дать ответ на вопросы: какое заболевание возникло (проблема профи-лактики); кто, где и когда заболел. 8. Аналитическая эпидемиология изучает причинность, пытаясь ответить на вопросы, почему и как возникло заболевание, т.е.причины возникновения заболевания (этиологии), а также для выявления факторов риска (ФР) возникновения заболевания: 8.1. Сравнивая: - между собой группы людей с различными показателями заболеваемости; - сравнивая заболеваемость среди лиц с различиями в демографических, им-мунологических, генетических, поведенческих, профессиональных и дру-гих особенностях (которые называют факторами риска); 8.2. Анализ дает достаточно оснований для проведения быстрых и эффекти-вных социальных вмешательств в эпидемиологические процессы; 8.3. Исследования с применением методов ретроспективного и проспектив-ного анализа гипотез, сформулированных для объяснения результатов проведенных наблюдений;

  • Слайд 7

    Содержание понятия «эпидемиология (Э.)» (окончание)

    8.4. Изучение, направленное на оценку причинной природы связи между эк-спозицией вредных факторов окружающей среды и возникающих биологических эффектов со стороны здоровья человека, путем проверки науч-ных гипотез, т.к. называемое аналитическое эколого-эпидемиологи-ческое исследование. 9. Ретроспективное – метод в котором анализируются показатели состоя-ния здоровья различных групп населения в предшествовавшие годы. Об-наружение в группе больных бо-льшей доли лиц, подвергшихся воздей-ствию изчаемого фактора, по сравнению с контрольной группой указы-вает на наличие связи между развитием заболевания и действием этого фактора. 10. Проспективный анализ - метод Э.И., в котором анализируются показате-ли состояния здоровья различных групп населения в перспективе (из дня в день и годами).

  • Слайд 8

    Этапы развития эпидемиологии(по академ.В.Д.Белякову,1995г)

  • Слайд 9

    Эволюция взглядов на причинность в эпидемиологии (по В.Д.Белякову, 1964 [1]) (начало)

    I. Теория «эпидемической конституции (миазматическая)» (Гиппократ, 460-377 гг. до н.э., ввел в медицину сам термин «эпидемиология», котораяобъясняла развитие ряда эпидемий на тех или иных территориях. Связывала эпидемии с климатическими, почвенными, атмосферными и прочими влияниями, и о зависимости эпидемий от различных природных явлений: извержение вулканов, засух, наводнений и т.д. II. Теорию “эпидемической конституции” или миазматически-контагиогиозная, гнилостно-миазматическая - Сайденхейм (1524-1689) утверждал, что«начала», вызывающие эпидемические болезни, зарождаются в гниющих веществах. Гнилостно-миазматическая теория в сочетании с взглядами о “самопроизвольном зарождении микробов”и дополняя теорию «эпидемической конституции» о признании “конституциальной” природы эпидемий и их возникновения и последующей передаче через зараженных лиц и инфицированные предметы. Она продолжала иметь место до конца XIX. III.Причина эпидемических болезней - живые организмы (contagium vivum) - стороники контагия считали, что последний передается от больных здоровым. Эти указания можно найти при описании “морового заболеванич” 430 г. до н.э.!!! [1] Избранные вопросы эпидемиологии /Под ред. проф. И.И. Рогозина, к.м.н. В.Д. Белякова, Р.Х. Яфаева. М.: «Медицина», 1964; Беляков В.Д Эпидемический процесс (теория и метод изучения).- Л.: Медицина, 1964.- 238с.

  • Слайд 10

    Эволюция взглядов на причинность в эпидемиологии (по В.Д.Белякову, 1964 [1]) (продолжение)

    IV. Теория биологических факторов – первоначальноЛ. Пастер, открыв возбудителей куриной холеры, послеродовой лихорадки, гнойных абсц-ессов, остеомиелитов, представил доказательства в пользу микробной теории этиологии инфекционных болезней (возбудители возвратного тифа (1873), проказы (1874), брюшного тифа (1880), туберкулеза, сапа (1882), холеры, дифтерии, столбняка (1883-1884), бруцеллеза (1886), чу-мы (1894), ботулизма, дизентерии и др.). 4.1. МОНОКАЗУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ (Правило Генле - Коха): 4.1.1. Микробный агент: должен присутствовать у всех лиц сданным забо-леванием. 4.1.1. Микробный агент: должен поддаваться выделению ивыращиванию в чистой культуре. 4.1.2. Микробный агент: а) должен вызывать данную болезньпри введе-нии восприимчивому животному; б)затем должен быть выделен у этого животного и идентифицирован.

  • Слайд 11

    Эволюция взглядов на причинность в эпидемиологии (по В.Д.Белякову, 1964) (окончание)

    NB! 1. Р. Кох писал: “Инфекционные болезни никогда не возникают ни вследствие голода, бе-дности, лишений - вообще ни в результате совокупности факторов, охватываемых обычно термином “социальной нищеты”, а исключительно вследствие - проникновения своих специфических зародышей, их размножения и распространения”. 2. По меткому выражению Ш. Д. Мошковского[1](1950), “этиология заразных болезней затмила эпидемиологию”, изучение эпидемиологических проблем было перенесено в лабо-раторию. V. Общебиологическая (биолого-экологическая) концепция (Бернет (1946), Макси (1959), В.М.Жданов (1961) - наиболее часто встречающийся уро-вень заболеваемости людей инфекционными болезнями определяется равновесием биологических взаимоотношений микроорганизма с орга-низмом человека) – эпидемии и их спады также якобы имеют модель в природе: необычно быстрое и интенсивное размножение мелких гры-зунов в определенные периоды с последующим падением их числа. VI. Социологическое направление - причина эпидемий в социальных условиях. Эпидемиология была отнесена к наукам социологическим. [1] Мошковский Ш.Д. Основные закономерности эпидемиологии малярии.- М., 1950.

  • Слайд 12

    Другие устойчивые взгляды на причинность болезней [1] (начало )

    Гален (131-201г.н.э.): 1.1. Разделял болезнетворные фак-торы на: ingesta (наносные), circumfusa (твердые, ме-ханические), excreta (жидкие, обливающие), вызыва-ющие рост и др. 2. Болезнь развивается от воздействия причинных факто-ров на соответствующее предрасполагающее состоя-ние организма больного. 3. Внутренние болезнетворные факторы Гален называл “приготавляющими” организм для развития болезни; 4. Разделял болезни на внешние и внутренние, а их причи-ны болезней - на непосредственного и отдаленного действия. NB! Научные возрения Галена господствовали в Европе в течение четырнадцати веков (Г.Федоровский, 1975). [1] Шрага М.Х., Теддер Ю.Р Введение в медицинскую экологию (избранные лекции. – Архангельск: АГМА, 1998. - 400с.(

  • Слайд 13

    Другие устойчивые взгляды на причинность болезней (продолжение)

    Абу Али Ибн Сина (980-1037гг), которого можно считать последователем Галена, различал три рода: внешние, предшествующие и связующие: 1. Внешние причины (вне тела): от удара, заботы, солнечный зной, усил-енное движение, от жаркого воздуха, от еды горячей или холодной... либо со стороны души(!,?). 2.Предшествующие причины выражали то, что мы сейчас называем предрасполагаюшими или способствующим развитию болезнй. 3.Причины связующие - это свойства организма, в той или иной мере опо-средующие действие внешних болезнетворных причин. 4. Не всякая причина, достигающая тела, оказывает на него действие - нужны еще три вещи: а) сила, исходящая от активной силы; б) сила исходящая от предрасполагающей силы тела; в) возможность встречи одной из этих сил с другой на время, достаточное чтобы проявилось данное действие причины. 5. Шесть обязательные причины, изменяющие состояние тела (категор-ии): 1 окружающего воздуха; 2) пищи; 3) движения и покоя тела; 4) движения души, категория сна и бодрствования, категория опорожне-ния и задержания.

  • Слайд 14

    Теория трех факторов К.Сталлибраса[1] (1936)

    1. Этими факторами выступали: “семя, сеятель и почва”, т. е. возбудите-ль, механизм его передачи и восприимчивый организм. 2. Когда все эти три первичных фактора имеются налицо и действуют вместе, возникает случайинфекционного заболевания. 3. Таким образом, в “эпидемиологии инфекционных болезней”я д р о мстал механизм возникновения случая инфекциионого заболевания, а не механизм возникновения заболеваемости - эпидемиология перестала быть популяционной, что было регрессом в её развитии . 5. В отечественной эпидемиологии инфекционных болезней три фактора составили основу учения об эпидемическом процессе (Л.В. Громашевский, 1949): 1) источник инфекции; 2) механизм передачи; и 3) восприимчивость населения. 4. Согласно теории трех факторов для прекращения распространения ин-фекции требуется разрыв“эпидемической цепи”. 5. В. М. Жданов определял: 5.1. Эпидемический процесс как «экологию паразита (возбудителя боле-зни)» в человеческом обществе; 5.2. Биологическую, биолого-экологическую природу эпидемического процесса; 5.3. Тождественность между эпидемическим и эпизоотическими процессами и ставил знак равенства между “совокупностью организмов человека” и человеческим обществом. [1] Сталлибрасс К. Основы эпидемиологии. – Л-М.:ГОСИЗБИОМЕД, 1936. -591.

  • Слайд 15

    Подлинно каузальное толкование «причинности»- анализ взаимоотношений всех болезнетворных факторов риска (ФР[1]).

    1. Причина заболеваемости состоит во взаимодействии внешних болезне-творных факторов (ФР) с неоднородной по способности реагирован-ия на них популяцией людей. 2. Причина - всегда логически предшествует заболеваемости: 2.1. Она расценивается как "достаточная", если она неизбежно вызыва-ет или иницирует болезнь - неизбежно приводит к возникновению и распространению заболеваний); 2.2. Необходимая, если при ее отсутствии развитие болезни невозможно; 2.3. Достаточная причина заболеваемости - многокомпонентна (обыч-но не является единичным фактором, а часто объединяет несколько компонентов) и в качестве одного из компонентов имеет необходимую причину; 2.4. Например, в отношении вспышки пищевой токсикоинфекции саль-монеллезной этиологии: - потребление “куриного салата” и “кремо-вого десерта” оказались достаточной причиной; - присутствие саль-монелл необходимой причиной ( этиологическим фактором); 2.5. Исключение одной компоненты достаточной причины может пов-лиять на действие других и, таким образом, предотвратить развитие болезни(курение). [1] Лекция № 6. Шрага М.Х., Теддер Ю.Р Введение в медицинскую экологию (избранные лекции. – Архангельск: АГМА, 1998. - 400с.

  • Слайд 16

    Болезнетворные условия, т.е. факторы риска - это эпидемиологические причины заболеваемости (ФР)[1]

    1. Каждый из болезнетворных факторов является необходимой причи-ной болезни (без внешнего этиологического фактора, нет болезни, без преласположенности организма нет болезни), но недостаточной причиной болезни. 2.В настоящее время накоплены знания о большом числе факторов, с которыми связывают заболеваемость и в отношении многих из них пока нет дифференцировки на болезнетворные причины (этиоло-гические факторы) и болезнетворные условия. 3. Появился термин «факторы риска (ФР)» - различные переменные, по-вышающие риск возникновения заболеваний: элементы социа-льной и природной Среды, особенности поведения людей, а также индивидуальные особенности организма. 4. К внешним болезнетворным факторам, вызывающим заболевания (этиология) и способствующим развитию заболеваний (условия) относятся: стресс; шум; факторы, связанные с употреблением ал-коголя и наркотиков; бактерии; вирусы; простейшие; гельминты; членистоногие; химикаты; пыль климат; неадекватные виды работы и пр. [1]Беляков В.Д. Избранные лекции по общей эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний – М.: Медицина, 1995. – 176с.

  • Слайд 17

    МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ[1]

    I. Факторы, относящиеся к категории образа жизни людей, включающих социально-эконо-мический статус (50-70%). II. Факторы связанные с загрязнением окру-жающей Среды (узкое представление гигиенических факторов )(10-20%). III. Генетические факторы (наследственность)(8-10%) . IV. Качество медико-санитарной помощи (5-8%). [1] Лекция № 7[1] Шрага М.Х., Теддер Ю.Р Введение в медицинскую экологию (избранные лекции). – Архангельск: АГМА, 1998. - 400с.

  • Слайд 18

    ЧЕТЫРЕ ТИПА ПРИЧИННЫХ ФАКТОРОВ В ЭПИДЕМИОЛОГИИ[1]

    1. Предласполагающие - пол, возраст и перенесенные в про-шлом болезни, могут привести к состоянию восприимчи-вости к воз-будителю болезни. 2. Способствующие - низкий доход, плохое питание, небла-гоприятные жилищные условия и неадекватная медици-нская помощь, могут содействовать раз-витию болезни. С другой стороны, способствующими факторами иногда на-зывают обстоятельства, благоприятстующие выздоровле-нию или сохранению хорошего здоровья. 3. Ускоряющие -контакт со специфическим возбудителем или вредным для здоровья агентом, могут ассоциирова-ться с наступлением той или иной болезни или состояния. 4.Усиливающие - повторный контакт или чрезмерно тяже-лая работа, могут усугубить уже начавшееся заболевание. [1] Биглхол Р. Основы эпидемиологии. ВОЗ. Женева, 1994.- С.1-16.

  • Слайд 19

    Взаимодействие в понимании западных эпидемиологов[1]

    1. Эффект от двух или более одновременно действующих причин часто бывает большим, чем можно было бы ожидать при суммировании эффектов от каждой при-чины в отдельности. 2. Взаимодействие” в современной эпидемиологии в по-знавательном процессе обычно обозначают через пси-хологическое понятие“ассоциация” (лат. assjcistio – со-единение). 3. Ассоциация в психологии выражает связь, образующу-юся при определениых условиями между двумя или более ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, - в нашем случае они вызваны нашим пред-ставлением о возможной причине и его следствии (действия). [1] Биглхол Р. Основы эпидемиологии. ВОЗ. Женева, 1994.- С.1-16.

  • Слайд 20

    Эпидемиологическая группировка медико-экологических факторов[1]

    1. Этиологические факторы (Внешний этиологический фак-тор; Внутренний этиологический фактор) - Придают эпи-демиологическому процессу нозологическую специфич-ность (холерный вибрион, внешняя травма, поврежден-ные гены, стресс военных действий; химические, физи-ческие агенты в значительных дозах и пр.) - Пороговые нестохастические реакции. 2. Болезнетворные условия и причины заболеваемости (фак-торы риска заболеваемости; патогенетические факторы) -Регулируют вероятность частоты (интенсивности) эпидемиологического процесса (богатство, природно-климатические. Безпороговые стохастические реак-ции. [1] Шрага М.Х., Теддер Ю.Р Введение в медицинскую экологию (избранные лекции. – Архангельск: АГМА, 1998. - 400с

  • Слайд 21

    Характер популяционных факторов малой интенсивности (ПФМИ)[1].

    1. Длительность (временное постоянство) - факторы взаимодействуют с популяцией людей в течение длительного периода (как правило - весь период детства и большая часть жизни для остальной популяции). 2. Интенсивность (уровни) воздействия - факторы, уровни которых мо-гут быть выше ПДК(от 3 до 10 раз),но ниже порога действия (малая интенсивность воздействия). 3. Численность популяции (людность) - факторы, взаимодействующие с подавляющей частью популяции (достаточная людность, представи-тельный половозрастной состав и (или) взаимодействующая популя-ция в биологическом отношении соедржит (неблагоприятный гене-тический). 4. Внешнее взаимодействие - результатом системного (совокупного) вза-имодействия между собой отдельных компонент внешней экологиче-ской подсистемы выступает их способностью вызывать опосредова-нные поломы биологических структур (за счет собственных свобод-ных радикалов, или другим путем). [1] Шрага М.Х., Теддер Ю.Р Введение в медицинскую экологию (избранные лекции. – Архангельск: АГМА, 1998. - 400с.

  • Слайд 22

    Существо эпидемиологического метода (Эпид.мет.)

    1. Эпид.мет включает как специфические, свойственные только эпиде-миологии приемы исследования: 1.1. Эпидемиологическое обследование (epidemiological survey) населе-ния для изучения его физического развития, смертности, болезненно-сти, заболеваемости, условий труда быта; 1.2. Эпидемиологическое обследование направлено на выяснение степе-ни распространенности болезни, частоты случаев и закономерности раз-вития изучаемого заболевания. 2. Эпидемиологическое наблюдение (epidemiological surveillance) за рас-пространением и тенденциями заболеваемости посредством системати-ческого сбора, консолидации и оценки сообщений о смертности и забо-леваемости и других смежных данных и эпидемиологический экспери-мент). 3. Разработанные и применяемые в других отраслях знания (лаборатор-ные, энтомологические, метеорологические и др.), привлекаемые для эпидемиологических целей и в связи с этим приобретающие специфиче-скую направленность. 4. Органическими компонентами эпидемиологического метода является эпидемиологический анализ и синтез данных - эпидемиологическая диа-гностика.

  • Слайд 23

    Эпидемиологический диагноз(Эпид.диагн.)

    1. Клинический диагноз - это врачебное заключение о сущности заболевани-я отдельного больного. 2. Эпид.диагн это: 2.1. Логическая формула, в которой конкретная эпидемиологическая ситуа-ция отражается в понятиях современной эпидемиологии; 2.2. Знание, подчиняющееся правилам формальной логики: последовате-льности, т.е. лишенное логической противоречивости и доказатель-ности, т.е. обоснованность; 2.3. Логические правила, способ: а)дифференцирования - чем отличается место и (или ) время с выраженным развитием эпидемий от тех мест (времени), где (когда) эпидемий не наблюдается;б) сходства - при ка-ких сходных условиях обнаруживаются похожие эпидемии; в) сопутс-твующих изменений - какие сопутствующие изменения наблюдаются при развитии эпидемий; г) согласования - как согласуются “выводные заключения при разных типах сопоставлений”. 2.4. Оценка эпидемиологической ситуации и ее причин на конкретной тер-ритории среди определенных групп населения в изучаемый отрезок времени с целью реализации планирвания и осуществления профила-ктических и противоэпидемических мероприятий и разработки эпи-демиологического процессакий (Б.Черкасский[1]). 2.5. Системный анализа, понимание и осознание трех "логик": а) биологи-ческие;б) свойственные неорганическим составляющим; в) законо-мерности, характеризующие человеческое общество, культурных, общественных и индивидуальных факторов жизни людей. [1] Черкасский В.Л. Эпидемиологическая диагностика,- М., 1991. – 113с.1990).

  • Слайд 24

    Эпидемиологический диагноз(Эпид.диагн.), окончание

    2.6. Эпидемиологическое мышление должно быть подчинено четы-рем законам формальной логики (тождества, противоречия, ис-ключе-нного третьего достаточного обоснования). 2.7. Основным приемом индуктивного метода является построение диагностических гипотез - предположительных логических суж-дений. 2.8. Всякая эпидемиологическая гипотеза проходит три этапа: а) формирование, б) оценку, в) доказательство. 3. Основу эпидемиологического мышления составляет логическая сторона.

  • Слайд 25

    Виды эпидемиологической диагностики

    1 Ретроспективный, перспективный и оперативный эпидемиологический анализы. 2. Гигиеническая экспертиза окружающей среды. 3. Эпидемиологическое обследование и наблюдение. 4. Эпидемиологическая диагностика, как и клиническая ,включает три раздела: 4.1. Семиотику - учение о признаках процесса; 4.2. Диагностическую технику - совокупность лаборато-рных, инструментальных, статистических и других приемов и способов, необходимых для познания эпи-демического процесса; 4.3. Диагностическое мышление.

  • Слайд 26

    Семиотика в эпидемиологическом диагнозе.

    1. Заболеваемость(смертность) при любой нозоформе характеризуют четы-ре группы признаков: - интенсивность, - динамика (временной вектор),- пространственная характеристика и структура. 2. Каждый из признаков имеет свое диагностическое значение, способы оце-нки и единицы измерения, степень информативности и приемы графиче-ского изображения. 2.1. Интенсивность отражает силу действия причин и развития процесса и условий, при которых они действуют. 2.2. Динамика отражает усиление или ослабление силы действия причин и условий развития процесса во времени. 2.3. Пространственная характеристика отражает сходство или различия в силе воздействия причин и условий в отдельных районах, территориях, участках, микроучастках, в т.ч. с учетом ландшафтных и географокли-матических условий. 2.4. Структурные показатели указывают на соотношение отдельных частей процесса, что дает возможность оценить изменения в соотношении част-ей: - возрастной, социальной, профессиональной, этнологической и иных характеристик. 3. Используя все группы диагностических признаков во всем их много обр-азия, эпидемиолог устанавливает территории, время, группы, коллекти-вы риска и тем самым приближается непосредственно к установлению факторов(причины, движущие силы) процесса.

  • Слайд 27

    Эпидемиология (Э.) - основная наука общественного здравоохранения (ОЗ) (начало)

    1. Таким образом сегодня, эпидемиология это: 1.1. Биомедицинская наука, которая занимается исследованием факторов и условий, определяющих частоту и распространение заболеваний и ин-валидности среди населения (фундаментальная наука по изучению при-чинности нездоровья); NB!!! Предметом науки являются биомедицинские явления, протекающие в социальном по способу существования Человеке!В настоящее время эпидемиология охватывает все ви-ды заболеваний, будь то острые или хронические, соматические или психические, инфек-ционные или неинфекционные и все патологические состояния у человека. 1.2. Медицинская наука, которая изучает причины и условия формирован-ия заболеваемости населения путем анализа ее распределения по тер-ритории, среди различных групп населения и во времени (системная методология медицины); 1.3. Научно-практическая деятельность общественного здравоохранения, основу которой составляют результаты эпидемиологических исследо-ваний, используемых для разработки межсекторальных стратегий и тактик профилактики заболеваний (практика в форме санитарно-эпи-демиологического надзора(мониторинга).

  • Слайд 28

    Эпидемиология (Э.) - основная наука общественного здравоохранения (ОЗ) (окончание)

    2. Полученные новые эпидемиологические данные должны использоваться для профилактики болезней и пропаганды здорового образа жизни (новое знание); 3. Прикладная Э. - суть практики общественного здравоохранения. 4. Э. - особый подход к изучению болезней с применением теории вероятн-ости, статистики и методов проведения научных экспериментов. 5. Инструмент, помогающий принимать управленческие решения в сфере общественного здравоохранения, основанные на научных данных, вск-рытых причинно-следственных связях и здравом смысле. 6. В ОЗ количественные приемы Э. используются при: 6.1. Обосновании проблем профилактики по нозологическим классам и гру-ппам болезней и в отношении отдельных болезней; 6.2. Оценки нужд и потребностей профилактики; 6.3. Формулировании, оценки и обосновании гипотез о факторах риска (эпи-демиологический диагноз); 6.4. Оценки промежуточных и конечных результатов социальных вмешате-льств (непрерывность эпидемиологических исследований).

  • Слайд 29

    Направления современной эпидемиологии

    Э.И. имеют три основные цели: 1) направлять развитие служб здравоохранения путем установления размера и распределения связанных с болезнями (здоровьем) проблем; 2) выявлять этиологические (причинные) и другие факторы, которые могут позволить вести борьбу с этими заболеваниями или воздействовать на них; 3) выработать метод определения эффективности мероприятий, проводимых в целях борьбы с болезнями и улучшения здоровья общества.

  • Слайд 30

    Две задачи любого Э.И.

    1. Получить количественные обобщающие хара-ктеристики конкретной эпидемии (здоровья) - биологическая статистическая задача (био-статистика); 2. Логически представить цепи причинно-следст-венных связей в виде психологических ассоци-аций, приемлемых с позиций наличного меди-цинского знания – собственно задача эпидеми-ологической диагностики.

  • Слайд 31

    Взаимодействие триады факторов(биологического, социального, косной природы)

    Следствием взаимодействия триады факторов выступают объективные явления человеческой жизни: 1. На организменном уровне это болезнь или смерть. 2. Болезнь(disease) следует рассматривать как любое случайное патоло-гическое состояние с характерным клиническим течением. 3. На популяционном уровне это заболеваемость (morbidity) и смертность (mortality) : 3.1. Заболеваемость(смертность) это уже вероятностное явление, которое может быть измерено(математическим способом выражено) и логически объяснено; 3.2. Таким образом заболеваемость и смертность являются абстракция-ми, а термины означают частоту случаев или распространенность болезни (смерти)среди данного населения и может быть измерена по трем показателям: а)числу больных(умерших); б)болезням (периодам или приступам болезни), которыми страдают эти лица; в)продолжительностью (в днях, неделях) этих болезней.

  • Слайд 32

    Сущность использования системного анализа (systems analysis(С.А.) в общественном здоровье

    С.а.: 1) формализация сложных задач; 2) определение возможных последствий альтерна-тивных действий; 3) обеспечение информации для рассмотрения ситуаций; 4) сопоставление достигнутых результатов с заданными целями; 5) разработка управленческих решений. NB! В медицинской практике системный анализ имеет специфическое выражение в виде эпидемиологической диагностики.

  • Слайд 33

    Болезнь(смерть), здоровье - случайные медицинские явления

    1. Закономерности случайных медицинских явлений обнаруживаются только в массовых, повторяющихся процессах (заболеваемости, смертности, средней продолжительности жизни, здоровье) в популяций, управляемых стохастическими (вероятностными) законами. 2. Биологический смысл причинно-следственных отношений таких вероятностных процессов может быть выражен посредством математической абстракции (средними значениями или мерой вероятностью) реального процесса в количественных испытаниях (исследованиях). 3. Количественные характеристики причинно-следственных отношений реально отражают вероятностные закономерности той или иной эпидемии (процесса заболеваемости, смертности, и/или процесса здоровья).

  • Слайд 34

    Задачи по биологической статистике в Э.И.

    1. Применительно к приемам биологической статистики в эпиде-миологии это означает: 2. Следовать общей статистической методологии, в качестве кото-рой выступает теория познания. 2.1. Анализируются не отдельные изолированные биологические события, медицинские явления и процессы заболеваемости (смертности) и здоровья людей или медико-экологические факторы, а их реальные количественные взаимоотношения и взаимосвязи в медико-экологических системах; 2.2. Взаимодействия и взаимосвязи исследуются не в состоянии покоя и неизменности, а в движении, в изменении и развитии существующих явлений и процессов; 2.3. Взаимоотношения и взаимосвязи медицинских явлений и про-цессов заболеваемости (смертности) и здоровья людей всегда ко-личественно исследуются в пространстве, времени и структуре населения (биологической и социальной).

  • Слайд 35

    Общие методологические принципы общей статистики (Стат.) и общей эпидемиологии (Э.)

    Общая Э. (медицинская наука) и общая Стат. (социальная наука) в познании изучаемых явлений руководствуются общими мето-дологическими принципами системного анализа: 1.1. Их основами, во что бы то ни стало, должны быть массовые наб-людения; 1.2. Пространственно-временная организация любого реального яв-ления и процесса; 2. Выводимые из многих и многих случайностей закономерности как в Стат., так и в Э. могут быть исследованы только специа-льным математическим инструментом - теорией вероятностей. 3.Из практической необходимости клинической и профилактическ-ой медицины в дополнение к экспериментальному (на лаборато-рных животных) методу теоретической медицины прибавился еще метод количественного учета и научного обобщения в меди-цине.

  • Слайд 36

    Заболеваемость людей (З.л.) - вероятностный процесс

    1. З.л. - осознается в Э. как возможный биологический процесс в реаль-ном мире, включающий множество некоторых случайных элемент-ов биологической, косной, техногенной и социальной природы. 2. З.л. таким образом - вероятностный процесс, который при статистиче-ском толковании имеет биологический смысл только при совокуп-ности и множестве испытаний. 3. Современная теоретическая медицина этиологию болезней понимает как результат “взаимодействия явлений”, а сами эти биологическ-ие явления (болезни) как единство случайного (индивидуального) и закономерного (видовая, историческая болезнь). 4. Объектом Э.И. всегда выступают гетерогенные по восприимчивости к болезням людские популяции (биологическая общность). 5. Предметом же исследования в них являются, свойственные Человеку болезни (и их последствия) и типовые патологические процессы, лежащие в их осн-ове. 6. Познание медицинских явлений и эпидемиологических процессов осу-ществляется с помощью системного подхода.

  • Слайд 37

    Пять особенностей науки биостатистики, применительно к эпидемиологии

    1-ая особенность - исследуются массовые медицинские явления на по-пуляционном уровне, протекающие во времени, в пространстве и в структуре самой популяции; 2-ая особенность - изучается количественная сторона качественных массовых эпидемиологических явлений и процессов; 3-ая особенность - изучается всегда многомерное распределение мер ве-роятностей, т.е. количественные стороны эпидемиологических про-цессов и их отношений всегда следует постигать в пространстве, вр-емени и структуре популяции; 4-ая особенность - наука биостатика в конечном итоге призвана выя-вить основные взаимосвязи (отношения) эпидемиологических про-цессов, т.е. количественную сторону причинно-следственных от-ношений; 5-ая особенность - биостатистические объективные количественные закономерности массового эпидемиологического процесса выража-ют каузальные отношения, т.е. здесь в полной мере действует закон больших чисел, выражающий диалектику случайного, необходимого, единичного, особенного и всеобщего.

  • Слайд 38

    Эпидемиологические переменные(Эп.пер.)

    1. Любая величина, имеющая отношение к болезням и здоровью и ко-торая может быть измерена количественно или качественно. 2. В одних случаях Эп.пер. непосредственно измеряет (характеризует здоровье), а в других она измеряет факторы, которые влияют на здоровье. 3. Эп.пер в той или иной мере степени являются индикатором здоро-вья населения (популяционного), но первые две категории не-посредственно характеризуют здоровье, а вторые три влияют (могут влиять) на здоровье. 4. Эп.пер также должны состоят из отдельных элементов и в ста-тистическом смысле являются единицами наблюдения биоста-тистистической совокупности, составными элементами объек-та наблюдения (заболеваемость), носителями количественных признаков, подлежащих регистрации. 5. Вариационный ряд состоит из результатов отдельного измерения называемой вариантой - xi.

  • Слайд 39

    Пять категорий эпидемиологических переменных для биостатистических исследований

    I. Переменные, характеризующие здоровье совокупного населения или отдельных групп (заболевания, смерти, ивалидизации). II. Переменные, содержащие индивидуальные характеристики здоровых и больных и имеющих отношение к здоровью (возраст, пол, кровяное давление, группа крови, уровень антител, холестерина и др.). III. Факторы, выделенные по признаку образа жизни людей, включая социально-экономический статус (доход, образование), производственные и семейные отношения, привычки и пр. IV. Факторы, выделенные по признаку загрязнения Среды обитания людей (содержание вредных веществ в воздухе, воде, пище, почве). V. Факторы, отражающие качество медико-са-нитарной помощи (доступность, своевремен-ность, полнота, квалификация и пр.).

  • Слайд 40

    Укрупненные группы статистических методов в эпидемиологии

    Метод массовых наблюдений. Приемы статистической группировки и применение статистических таблиц. Приемы анализа с помощью обобщающих показателей. Методы корреляционно-регрессионного анализа. Методы многомерного статистического анализа. Приемы анализа структуры явленияю Методы и приемы анализа многолетней динамики и сезонности.

  • Слайд 41

    Статистические показатели (количественная оценка), отражающие эпидемиологический процесс (заболеваемость)

    1. ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: 1.1. АБСОЛЮТНЫЕ ЦИФРЫ; ИНТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ; СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ. 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ЭКСТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ; КУМУЛЯТИВНЫЕ ДАННЫЕ; ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА НАГЛЯДНОСТИ; ПОКАЗАТЕЛИ СООТНОШЕНИЯ; СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. 3. ОЦЕНКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ДОСТОВЕРНОСТИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И СВЯЗЕЙ; ВЫРАВНИВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ РЯДОВ; ОЦЕНКА НАПРАВЛЕНИЯ И ВЫРАЖЕННОСТИ ТЕНДЕНЦИИ

  • Слайд 42

    Профилактике должно предшествовать эпидемиологическая диагностика

    1. Эпидемиологические исследования Сноу явились одним из направлений обширной серии научных посков, включавших изучение физических, хи-мических, биологических, социологических и политических процессов (цитир. по Р. Биглхол и др., 1994). 2. Сторонник «социологическое направление»А.И.Шингарев[1]писал, что: 2.1. Нельзя мириться с тем, что в состоянии дать одна лечебная медицина; 2.2. Всякий участковый врач так или иначе приходит к мысли о необходи-мости целого ряда широких профилактических мероприятий, без кото-рых немыслимо оздоровление населения; 2.3. Но профилактике - “должно предшествовать обстоятельное изучение факторов болезненности населения, выяснение ближайших причин его смерт-ности,- ибо, понятно, нельзя бороться с неведовым и неизвестно где находяшися врагом”. Академик РАМН, эпидемиолог В.Д.Беляков [2] видел в исследованиях Сноу и Шингарева тактику “то соединение лечебных и профилактиче-ских функций, которое обсуждается сейчас(!?) применительно к врачу общей практики. Обсуждается, но пока еще не реализуется”. [1][2] Беляков В.Д. Избранные лекции по общей эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний – М.: Медицина, 1995. – 176с.

  • Слайд 43

    Список основной литературы 1. Беляков В.Д Эпидемический процесс (теория и метод изучения).- Л.: Медицина, 1964.- 238с. 2. Беляков В.Д. Избранные лекции по общей эпидемиологии инфекционных и неинфе-кционных заболеваний – М.: Медицина, 1995. – 176с. 3. Беляков В.Д., Голубев Д.Б., Каминский Г.Д. и др. Саморегуляция паразитарных систем (молекулярно-генетические механизмы). – Л.: Медицина, 1987. – 1987. 240с. 4. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х. Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. – М.: Медицина, 2001. – С. 5-36. 5. Биглхол Р. Основы эпидемиологии. ВОЗ. Женева, 1994.- С.1-16. 6. В.В. Власов. Эпидемиология в современной России Международного журнала медицинской практики 2001; 2:. – С.27-29. 7. Власов В.В. Глава 6.4.2. из книги " Клиническая эпидемиология и доказательная медицина" 8. Власов В.В. Эффективность диагностических исследований. М: Медицина 1988; 245 с. 9. Громашевский Л.В. Общая эпидемиология.-М: Медгиз, 1949.-320с. 10. Громашевский Л.В.Избранные труды: В 3т. – Киев: Здоров’я, 1987 . – Т.1.- С.12-17. Жданов В.М., Львов Д.К. Эволюция возбудителей инфекционных болезней: АМН СССР. – М.: Медицина, 1984, 272с.1 11. Избранные вопросы эпидемиологии /Под ред. проф. И.И. Рогозина, к.м.н. В.Д. Белякова, Р.Х. Яфаева. М.: «Медицина», 1964, - 333с. 12. Жданов В.М. Заразные болезни человека (систематика и эволюция).- М.,1953. 1 13. Жданов В.М. Эпидемиология.- М., 1961. 14. Мошковский Ш.Д. Основные закономерности эпидемиологии малярии.- М., 1950. 15. Сталлибрасс К. Основы эпидемиологии. –Л-М.:ГОСИЗБИОМЕД, 1936. -591. 16. Черкасский В.Л. Эпидемиологическая диагностика,- М., 1991. – 113с. 17. Шрага М.Х., Теддер Ю.Р Введение в медицинскую экологию (избранные лекции. – Архангельск: АГМА, 1998. - 400с. 18. Last JM, ed. Dictionary of Epidemiology, Second edition. New York: Oxford U. Press, 1988:42.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке