Содержание
-
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ
-
Вопросы лекции
Современные подходы к проблеме заикания. Методы психокоррекционной работы с заикающимися. Технология формирования темпоритмической организации речи при заикании.
-
Современные подходы к проблеме заикания в отечественной логопедии 1. Патофизиологическая теория заикания (80-е годы 19 века) – И.А. Сикорский, М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов, Н.А. Власова и др. 2. Психологическая теория заикания (60-е годы 20 века) – Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Чевелева 3. Патогенетическая теория заикания (70-80-е годы 20 века) – Л.И. Белякова, Е.О. Оганесян, Е.А. Дьякова и др.
-
Патофизиологическая теория заикания
Основа теории - учение И.П. Павлова о неврозах. Механизм возникновения заикания Нарушение равновесия между возбуждением и торможением в КГМ – появление застойного очага в КГМ – кора плохо выполняет «руководящую функцию» - низлежащие отделы мозга выходят из-под контроля – нарушается деятельность подкорки – непроизвольные изменения мышечного тонуса.
-
Наиболее ярко невроз проявляется в той системе, которая наиболее уязвима в данный период. Период интенсивного развития речи– 2-4 года: активное развитие фразовой речи, постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. Заикание – расстройство темпа, ритма, плавности речи в результате речевых судорог.
-
Причины возникновения заикания 1. Предрасполагающие соматическая ослабленность, наследственность (до 10 %), леворукость (в 3 раза чаще), ускоренная, невнятная речь окружающих, половинчатый тип ВНД (холерики, меланхолики)
-
2. Вызывающие - психотравмирующее воздействие (острая, одномоментная психотравма; микротравмы, действующие длительно, систематически), - подражание
-
Симптомокомплекс заикания Судороги Непроизвольные двигательные расстройства Двигательные уловки Речевые уловки Логофобии Характерологические изменения личности Дефекты звукопроизношения
-
Судороги (по И.А. Сикорскому) По типу: клонические, тонические, смешанные (в 70%) По месту локализации: - дыхательные , голосовые, артикуляционные
-
Дыхательные судороги инспираторная (на вдохе) – «всхлип, икота», экспираторная (на выдохе) – «х-х-х…», респираторная (ритмическая) – «взрыд» Голосовые судороги смыкательный гортанный спазм – «мимолетная немота»/твердая атака, вокальная (голосовая) – «а-а-а…», дрожащий гортанный спазм – «блеяние овечки»
-
Артикуляционные судороги лицевые /смыкательная, верхнегубная, нижнегубная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, язычные /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/
-
Непроизвольные двигательные расстройства /тик века, щеки, подергивание головой/ Двигательные уловки /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ Речевые уловки /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/
-
Логофобии Характерологические изменения личности индифферентные адекватные с гиперпереживаниями Дефекты звукопроизношения
-
Направления комплексной коррекционной работы при заикании Медикаментозное лечение Физиотерапевтическое лечение Психотерапевтическая коррекция Логопедическое воздействие
-
Психологическая теория заикания
Заикание – расстройство коммуникативной функции речи. 2 – 4 года – постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. При резком, скачкообразном переходе может возникнуть заикание.
-
Причины возникновения заикания 1) неправильное речевое воспитание /увеличение информационной нагрузки родителями, взрослые не адаптируют свою речь к возрасту детей, раннее изучение иностранного языка/ 2) Неоправданно раннее усложнение ситуации общения /выступление ребенка перед взрослыми, сложные вопросы, требующие развернутых ответов/
-
Указанные причины сбивают речевую программу ребенка – он задумывается, подбирает языковые средства, структурирует фразу - делает паузы, остановки во время речи заикание Паузы – не судорожного характера! Коррекционная работа – логопедическое воздействие.
-
Диагностика Назвать картинки или игрушки (8-10 штук) Вспомнить, какие картинки (игрушки) только что называл Описать наглядно воспринимаемый предмет (игрушку) по плану логопеда: название, из чего сделан, цвет предмета, как с ней играть.
-
4. Описание предмета по представлению Я расскажу про грушу, а ты - про яблоко. 5. Беседа о времени года: Какое сейчас время года? Какое время года ты любишь? Почему? Расскажи. 6. Рассказ о событиях своей жизни. Какие виды речи изучаются с помощью этих заданий?
-
Выводы о степени заикания заикание проявляется в заданиях 5-6 /контекстная речь/ - легкая степень, заикание проявляется в заданиях 3-4 /стык контекстной и ситуативной речи/ - средняя степень, заикание проявляется в заданиях 1-2 /ситуативная речь/ - тяжелая степень
-
Патогенетическая теория заикания
Заикание может возникать на разной основе: 50% на функциональной основе – невротическое, /симптомокомплекс как при заикании с точки зрения патофизиологического похода/ 50% на органической основе – неврозоподбное /симптомокомплекс плюс симптомы органического поражения ЦНС, как у детей с дизартрией/
-
Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие При неврозоподобном заикании – дополнительная работа как при дизартрии.
-
Психотерапевтическая коррекция личности заикающихся
1. Разъяснительная психотерапия /беседа/ 2. Суггестивная терапия (внушение) гипноз аутогенная тренировка метод одномоментного снятия заикания /К.М. Дубровский/ 3. Практическая психокоррекция /арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др./
-
Речевые центры - в левом полушарии. Первичная обработка речи по физическим параметрам (анализ мелодики, интонации, физических характеристик звука) проходит в правом полушарии (теменно-затылочная область). Необработанная, «сырая» информация идет в левое полушарие, оно «захлебывается».
-
В результате – ребенок застревает, замолкает или заикается. Левое полушарие перегружено, оно воспроизводит то, что уже переработало – самую малую единицу речи – слог. Страх того, что «что-то не так», что это повторится, закрепляет заикание, утяжеляет судороги.
-
Основная задача логопедической работы при заикании – сформировать нормальный ритм /переходный мостик между здоровой речью и заиканием /. Особое значение в коррекционной работе придается формированию темпоритмической организации речи заикающихся.
-
Технология формирования темпоритмической организации речи при заикании
1. Подготовительный этап /гимнастики, отработка речевого эталона, подключение руки/ 2. Этап автоматизированных рядов /пословный ритм, послоговой ритм/ 3. Закрепление навыков плавной речи /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, функциональные тренировки/
-
Примеры упражнений для закрепления пословного и послогового ритмов
«Неваляшка» «Силач» «Описание предмета» / Чайник, мыло и т.п./ «Опера» «Вопрос-ответ» /скороговорки/ «Танцы на стихи» /любые движения, ритм, интонация, мимика/
-
Упражнения «прогоним сердитки»
В правом полушарии «скапливается гнев». Эмоциям надо дать выход. Это нормализует работу полушарий. Ритм там, где между полушариями гармония. «Выберись из ямы» «Прихлопни муху» Порядковый счет/ скороговорки
-
Самостоятельная работа /в паре/
«Логопед» – подбирает речевой материал и демонстрирует работу по закреплению пословного и послогового ритмов /сочетая речь с рукой/. «Ребенок» – выполняет инструкции «логопеда».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.