Презентация на тему "Технология формирования темпоритмической организации речи"

Презентация: Технология формирования темпоритмической организации речи
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Технология формирования темпоритмической организации речи" для студентов в режиме онлайн. Содержит 30 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по медицине в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Технология формирования темпоритмической организации речи
    Слайд 1

    ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ПРИ ЗАИКАНИИ

  • Слайд 2

    Вопросы лекции

    Современные подходы к проблеме заикания. Методы психокоррекционной работы с заикающимися. Технология формирования темпоритмической организации речи при заикании.

  • Слайд 3

    Современные подходы к проблеме заикания в отечественной логопедии 1. Патофизиологическая теория заикания (80-е годы 19 века) – И.А. Сикорский, М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов, Н.А. Власова и др. 2. Психологическая теория заикания (60-е годы 20 века) – Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Чевелева 3. Патогенетическая теория заикания (70-80-е годы 20 века) – Л.И. Белякова, Е.О. Оганесян, Е.А. Дьякова и др.

  • Слайд 4

    Патофизиологическая теория заикания

    Основа теории - учение И.П. Павлова о неврозах. Механизм возникновения заикания Нарушение равновесия между возбуждением и торможением в КГМ – появление застойного очага в КГМ – кора плохо выполняет «руководящую функцию» - низлежащие отделы мозга выходят из-под контроля – нарушается деятельность подкорки – непроизвольные изменения мышечного тонуса.

  • Слайд 5

    Наиболее ярко невроз проявляется в той системе, которая наиболее уязвима в данный период. Период интенсивного развития речи– 2-4 года: активное развитие фразовой речи, постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. Заикание – расстройство темпа, ритма, плавности речи в результате речевых судорог.

  • Слайд 6

    Причины возникновения заикания 1. Предрасполагающие соматическая ослабленность, наследственность (до 10 %), леворукость (в 3 раза чаще), ускоренная, невнятная речь окружающих, половинчатый тип ВНД (холерики, меланхолики)

  • Слайд 7

    2. Вызывающие - психотравмирующее воздействие (острая, одномоментная психотравма; микротравмы, действующие длительно, систематически), - подражание

  • Слайд 8

    Симптомокомплекс заикания Судороги Непроизвольные двигательные расстройства Двигательные уловки Речевые уловки Логофобии Характерологические изменения личности Дефекты звукопроизношения

  • Слайд 9

    Судороги (по И.А. Сикорскому) По типу: клонические, тонические, смешанные (в 70%) По месту локализации: - дыхательные , голосовые, артикуляционные

  • Слайд 10

    Дыхательные судороги инспираторная (на вдохе) – «всхлип, икота», экспираторная (на выдохе) – «х-х-х…», респираторная (ритмическая) – «взрыд» Голосовые судороги смыкательный гортанный спазм – «мимолетная немота»/твердая атака, вокальная (голосовая) – «а-а-а…», дрожащий гортанный спазм – «блеяние овечки»

  • Слайд 11

    Артикуляционные судороги лицевые /смыкательная, верхнегубная, нижнегубная, угловая, «зияющая», судорога Фрешельса, нижнечелюстная, сложная/, язычные /судорожный подъем кончика языка, спинки языка, корня языка, связки языка, мягкого неба, изгоняющая/

  • Слайд 12

    Непроизвольные двигательные расстройства /тик века, щеки, подергивание головой/ Двигательные уловки /движения рукой, головой, всем телом, предваряющие или сопровождающие речь/ Речевые уловки /невнятное бормотание, излишне громкая речь, эмболофразии/

  • Слайд 13

    Логофобии Характерологические изменения личности индифферентные адекватные с гиперпереживаниями Дефекты звукопроизношения

  • Слайд 14

    Направления комплексной коррекционной работы при заикании Медикаментозное лечение Физиотерапевтическое лечение Психотерапевтическая коррекция Логопедическое воздействие

  • Слайд 15

    Психологическая теория заикания

    Заикание – расстройство коммуникативной функции речи. 2 – 4 года – постепенный переход от ситуативной речи к контекстной. При резком, скачкообразном переходе может возникнуть заикание.

  • Слайд 16

    Причины возникновения заикания 1) неправильное речевое воспитание /увеличение информационной нагрузки родителями, взрослые не адаптируют свою речь к возрасту детей, раннее изучение иностранного языка/ 2) Неоправданно раннее усложнение ситуации общения /выступление ребенка перед взрослыми, сложные вопросы, требующие развернутых ответов/

  • Слайд 17

    Указанные причины сбивают речевую программу ребенка – он задумывается, подбирает языковые средства, структурирует фразу - делает паузы, остановки во время речи заикание Паузы – не судорожного характера! Коррекционная работа – логопедическое воздействие.

  • Слайд 18

    Диагностика Назвать картинки или игрушки (8-10 штук) Вспомнить, какие картинки (игрушки) только что называл Описать наглядно воспринимаемый предмет (игрушку) по плану логопеда: название, из чего сделан, цвет предмета, как с ней играть.

  • Слайд 19

    4. Описание предмета по представлению Я расскажу про грушу, а ты - про яблоко. 5. Беседа о времени года: Какое сейчас время года? Какое время года ты любишь? Почему? Расскажи. 6. Рассказ о событиях своей жизни. Какие виды речи изучаются с помощью этих заданий?

  • Слайд 20

    Выводы о степени заикания заикание проявляется в заданиях 5-6 /контекстная речь/ - легкая степень, заикание проявляется в заданиях 3-4 /стык контекстной и ситуативной речи/ - средняя степень, заикание проявляется в заданиях 1-2 /ситуативная речь/ - тяжелая степень

  • Слайд 21

    Патогенетическая теория заикания

    Заикание может возникать на разной основе: 50% на функциональной основе – невротическое, /симптомокомплекс как при заикании с точки зрения патофизиологического похода/ 50% на органической основе – неврозоподбное /симптомокомплекс плюс симптомы органического поражения ЦНС, как у детей с дизартрией/

  • Слайд 22

    Направления комплексной коррекционной работы при заикании 1. Медикаментозное лечение 2. Физиотерапевтическое лечение 3. Психотерапевтическая коррекция 4. Логопедическое воздействие При неврозоподобном заикании – дополнительная работа как при дизартрии.

  • Слайд 23

    Психотерапевтическая коррекция личности заикающихся

    1. Разъяснительная психотерапия /беседа/ 2. Суггестивная терапия (внушение) гипноз аутогенная тренировка метод одномоментного снятия заикания /К.М. Дубровский/ 3. Практическая психокоррекция /арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия и др./

  • Слайд 24

    Речевые центры - в левом полушарии. Первичная обработка речи по физическим параметрам (анализ мелодики, интонации, физических характеристик звука) проходит в правом полушарии (теменно-затылочная область). Необработанная, «сырая» информация идет в левое полушарие, оно «захлебывается».

  • Слайд 25

    В результате – ребенок застревает, замолкает или заикается. Левое полушарие перегружено, оно воспроизводит то, что уже переработало – самую малую единицу речи – слог. Страх того, что «что-то не так», что это повторится, закрепляет заикание, утяжеляет судороги.

  • Слайд 26

    Основная задача логопедической работы при заикании – сформировать нормальный ритм /переходный мостик между здоровой речью и заиканием /. Особое значение в коррекционной работе придается формированию темпоритмической организации речи заикающихся.

  • Слайд 27

    Технология формирования темпоритмической организации речи при заикании

    1. Подготовительный этап /гимнастики, отработка речевого эталона, подключение руки/ 2. Этап автоматизированных рядов /пословный ритм, послоговой ритм/ 3. Закрепление навыков плавной речи /диалоги, скороговорки, ролевой тренинг, функциональные тренировки/

  • Слайд 28

    Примеры упражнений для закрепления пословного и послогового ритмов

    «Неваляшка» «Силач» «Описание предмета» / Чайник, мыло и т.п./ «Опера» «Вопрос-ответ» /скороговорки/ «Танцы на стихи» /любые движения, ритм, интонация, мимика/

  • Слайд 29

    Упражнения «прогоним сердитки»

    В правом полушарии «скапливается гнев». Эмоциям надо дать выход. Это нормализует работу полушарий. Ритм там, где между полушариями гармония. «Выберись из ямы» «Прихлопни муху» Порядковый счет/ скороговорки

  • Слайд 30

    Самостоятельная работа /в паре/

    «Логопед» – подбирает речевой материал и демонстрирует работу по закреплению пословного и послогового ритмов /сочетая речь с рукой/. «Ребенок» – выполняет инструкции «логопеда».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке