Содержание
-
Презентация по музыке Колокольный звон
-
Из архивов известно, что первые упоминания о звоне, который созывал горожан на главную площадь, появились в 11 веке. Звон производился с помощью деревянной доски —«било», в которую ударяли деревянной колотушкой — «клепалом». Сухие старые била (кленовые, буковые) дают разные звуки в зависимости от места удара (высота звука) и силы удара (нюансы). Отсюда и музыкальность. инструмента.
-
Разные народы пытались создавать свои инструменты по подобию било. Так появлялись бубенцы и небольшие колокольчики. Особое распространение они получили при исполнении магических обрядов.
-
Со временем церковь и колокольный звон стали неразделимыми понятиями.
-
Звук из колокола извлекали по-разному. В Европе колокол, качаясь, бил в неподвижный "язык", а русские звонари управляли "языками" висящих колоколов. Подход русских был гораздо более творческим, ведь он позволял звонить одновременно в 3-4 и более колоколов. Позже такой звон окрестили "трезвоном".
-
Сами звонари не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми. Звоны они часто заучивали при помощи частушек и поговорок, различных текстов (слог – один удар, I – долгий звук, II – короткий звук):
-
Колокольный звон выполнял различные функции
-
Колокола извещали о пожаре.
-
Колокола сообщали о приближении неприятеля.
-
Колокол созывал на церковную службу.
-
Колокола сообщали о важных государственных или местных событиях. Коронация Николая II
-
Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.
-
Иногда били в колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти на звон к жилью.
-
Колокола размеряли время. В общественной практике сам распорядок церковных звонов уже служил сигналом времени. Начиная с XVI в. в большом количестве появляются также башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами.
-
Колокола висели на маяках, были и колокольни-маяки.
-
Колокола использовались в свадебных обрядах. Колокольцы, бубенчики, позвонки на дугах, оглоблях, шеях лошадей своим звоном оберегают молодых от «нечистой силы» на самой важной дороге — к венцу и от венца.
-
Колокольный звон связан и с представлениями об умерших. Считалось, что пожертвование на новый колокол лучше всего может облегчить участь грешной души в загробной жизни.
-
Магия колокола и колокольного звона проникла и в народную медицину. Например, в старину было в обыкновении «водить под колокола» (то есть ставить под колокол на колокольне) кликуш, поскольку бесы, одолевающие их, якобы не выносят колокольного звона. Так же поступали с детьми и взрослыми при испуге, при лихорадке и других болезнях.
-
К колоколу относились, как к оберегу, как к спасению от злых сил. Считалось, что заслышав звон колоколов, дьявол бежит прочь от человека.
-
Выделяют основные жанры колокольного звона: сигнальные звоны: набат и благовест; художественные звоны: перебор, перезвон, трезвон.
-
-
-
-
-
-
Колокольный звон в музыке
-
-
-
Для профессиональной музыки колокольный звон является таким же музыкальным источником устного народного творчества, как и русская народная песня. К воспроизведению колокольного звона обращались почти все русские композиторы XIX – XX веков в самых разнообразных жанрах.
-
При исполнении знаменитых классических произведениях используются специальные оркестровые колокола. Это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей.
-
Пожалуй, наиболее часто колокола использовались в русской опере: М. И. Глинка. «Иван Сусанин» Н. А. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане" Н. А. Римский-Корсаков. «Псковитянка» М. П. Мусоргский. «Борис Годунов» А. П. Бородин. «Князь Игорь»
-
Колокольные звоны в русской культуре имеют особое значение. Подобно тому, как звучание колокола сопровождало важные события в жизни отдельного человека и целого народа, так и в музыке с колокольные темы отмечают вехи русской истории и культуры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.