Содержание
-
«Новая» жизнь «старой» музыки
Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение...
(И. Стравинский, композитор)
-
«Классическое – современное»
- Что же всё-таки представляет собой «современная музыка».
- Можем ли мы считать, что это понятие исчерпывается только теми видами, которые служат пользе или комфорту?
- Не бывает ли в жизни любого человека ситуации, когда он нуждается в музыке не просто как в украшении, а ищет присущих ей глубоких смыслов?
- К какой музыке он обращается в подобных случаях?
-
Является ли музыка этих композиторов современной в наши дни?
Существует наблюдение, что сегодня наиболее востребованной «серьёзной» музыкой является музыка прошлого. Наиболее исполняемыми композиторами являются такие мастера, как В. А. Моцарт, П. Чайковский, Ф. Шуберт, И. Брамс, и другие мастера ушедших столетий.
-
Франц Шуберт Cимфония №8 («Неоконченная»)
-
Задание:
1.Послушайте фрагмент.2. Объясните, понятна ли эта музыка современному человеку?3. Как звучит тема вступления, которая проходит через всю первую часть? (В ней нет твёрдости и определённости, она таит какой-то неведомый вопрос. Вероятно, это вопрос, который тревожил героя - современника Шуберта)4. Можем ли мы сказать, что для современного человека он звучит неактуально?
-
Александр Герасимов. Деревья в цвету Кинорежиссёр Акира Куросава включает «Неоконченную» симфонию в композицию своего фильма «Великолепное воскресенье».
-
Cегодня жизнь этого произведения не исчерпывается новыми интерпретациями (в театре и кино)
- (Интерпретация - истолкование смысла произведения).
- Само название «Неоконченная», вероятно, побуждает современных композиторов «дописать» то, что в своё время «не закончил» Шуберт. (На самом деле симфония вполне «оконченная». Её необычность состоит в том, что в ней две части вместо четырёх, однако это вполне осознанное композиционное решение самого автора).
-
Вывод:
Классическая музыка продолжает жить в современности - наряду с той музыкой, которая создаётся сегодня. Она подвергается новым интерпретациям, получает свежее звучание на театральных сценах и в кинозалах, нередко её можно услышать в самом неожиданном контексте, например в рекламном ролике. Она вошла в современный звуковой мир. Однако означает ли это, что сегодня такая музыка стала частью бытовой среды?
-
- Константин Богаевский.
- Корабли. Вечернее солнце
Согласен ли ты, что современная музыка служит разным целям - от возвышенных до сугубо развлекательных?
-
1.Прочтите внимательно высказывание (рассуждения) русского писателя Виктора Астафьева.
Задание:
-
«Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой не отгаданной материей и вечной тайной, что живёт в нас, тревожит и волнует...
-
Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём и пребудет на земле. Я думаю, что музыку человек, может быть, услышал раньше, чем научился говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только переняв у природы звук, человек сложил из него слово.
-
Музыка и природа - это самое верное, святое и неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему окончательно одичать. Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию (вакханалия - здесь: разгул, неистовство),которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили».
Виктор Астафьев.
-
- Как вы думаете, о какой музыке говорит писатель, называя её «дивным созданием», - только ли о классической?
- Применимо ли это высказывание к музыке «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта?
-
Что подразумевает писатель под словом «вакханалия»?
(всю современную музыку)
А как она сложна и многообразна ……
-
Выводы:
Отвечает ли, по-вашему, «Неоконченная» симфония мыслям и духовным запросам нашего современника? Каким именно?
-
- Как вы считаете, почему звучание «Неоконченной» симфонии стало именно кульминацией фильма А. Куросавы «Великолепное воскресенье»?
-
Сюжет:
Сюжет фильма рассказывает о молодых людях, которые после первой мировой войны выращивают картофель вопреки всему, чтобы заработать на совместную жизнь. В центре фильма - влюблённые, не имеющие ни денег, ни пищи, но пытающиеся весело провести свой выходной день, несмотря нареалии окружающей жизни послевоенной Японии. Но любовь и надежда юных влюблённых оберегают их от враждебности окружающего мира.
-
В трагедии А. Пушкина «Каменный гость» есть такие строки:
- Одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия...
- - Возможно ли отнести эти слова к звучанию «Неоконченной» симфонии в контексте событий фильма А. Куросавы?
- - Почему современные музыканты снова и снова обращаются к музыке прошлого?
-
Домашнее задание:
Приведите примеры современной интерпретации классической музыки.
-
Интернет ресурсы:
-
- Урок в 9 классе по программе
- «Искусство. Музыка»
- Авторы:
- Т.И.Науменко, В.В.Алеев.
- Презентацию подготовила:
- Петроченко Алла Николаевна
- учитель музыки
- МБОУ СОШ №6
- Г.Урай
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.