Содержание
-
«ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»
МБДОУ № 459 Рассудова Елена Павловна - музыкальный руководитель адрес эл. почты: lenar5319@list.ru
-
«Хороводные игры»
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
-
Значение хороводных игр: Развиваютчувство ритма и музыкальный слух Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега) Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их Учат детей действовать вместе, сотрудничать Знакомят детей с древними традициями и обычаями При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы: Возраст играющих Место для проведения игр Количество участников игры Наличие инвентаря для игр Педагог объясняет детям правила игры
-
«Заря-заряница»
В середину обруча с лентами встаёт ребёнок и держит его на уровне пояса. Считалкой выбирается водящий, который встаёт за круг. Остальные дети держась за ленты, идут по кругу и поют: Заря-заряница, красная девица По полю ходила ключи обронила. Ключи золотые ленты голубые… Водящий выбирает ребёнка из круга, они становятся спинами друг другу и после слов «Раз, два не воронь, а беги, как огонь!» бегут в противоположные стороны. Кто быстрее добежит до ленточки, тот выиграл.
-
«Клубочек»
Дети, держась за руки, сначала ходят по кругу, но круг не замкнут. В начале цепочки и в конце стоят дети покрепче. Водящий закручивает хоровод в «улитку», как можно плотнее. Затем пение обрывается, клубок начинается раскручиваться. Припевка: Уж я улкомшла,переулком шла Клубок ниточек нашла, клубок ниток нашла Клубок катится-перекатится, нитка тянется-перетянется. Нитка дале-дале-дале, клубок боле-боле-боле Я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась. (Отсюда «клубок» раскручивается) Порвалась она у Хозяйкина двора, Подкатился наш клубок, да хозяйке под порог. А Хозяюшка взяла, да клубочек подняла. Наш клубочек подняла, да ребят догнала! (Если водящий мальчик, то Хозяин) Водящий догоняет ребят.
-
«Лебедушка»
Мальчик в кругу ходит противоходом хороводу (руки на поясе), а дети поют: Не летай, ясный сокол, высоко Не маши ты крылами широко Лебедь белая совсем недалеко… (все остановились, мальчик выбирает лебедушку - кланяется выбранной девочке) Мальчик девочке: Ты, лебёдушка, лучше всех! Ты лебёдушка краше всех! Я возьму тебя за белое крыло, уведу далёко-далеко! (девочка выбегает за круг) Все дети: Сначала ты её поймай, а потом и забирай! (дети сначала не выпускают мальчика из круга, затем выпустили, а девочка забегает в круг)
-
«Ловишка»
Ребёнок в шапочке козлика стоит в кругу. Дети водят хоровод и поют: Козлик серенький, Хвостик беленький, Мы тебя напоим, Мы тебя накормим, Ты нас не бодай, А в «Ловишку» поиграй. Дети говорят: раз, два, три - поскорее нас лови! После слов, обращенных к «козлику», все разбегаются, а «козлик» старается их забодать (поймать)
-
«Царевич-Королевич»
Дети считалкой выбирают Царевича-Королевича, он встает в середину круга. Дети идут по-кругу и поют: По городу гуляет - 2 раза, Царевич-Королевич - 2 раза, Царевну выбирает - 2 раза, Царевич-Королевич - 2 раза. Царевич-Королевич выбирает Царевну, затем они встают спиной друг к другу, а дети считают: 1, 2, 3 - посмотри! Если Царевич и Царевна повернули головы в разные стороны, то обмениваются рукопожатием, а если в одну, то обнимают друг друга.
-
«Колышки»
Дети считалкой выбирают водящего, который встает в центр круга. Девочки идут по внутреннему кругу, а мальчики стоят во внешнем и делают «пружинки». Дети поют: Я на камушке сижу, мелки колышки тешу, Мелки колышки тешу, огород свой горожу. Ай-ли, ай-лю-ли, огород свой горожу. Мелодия заканчивается, водящий говорит: Девочки, подруженьки, разбирайте колышки! Каждая девочка встает за мальчиком. Водящий идет по кругу под музыку, когда музыка заканчивается, водящий останавливается с рядом стоящей парой, подходит к девочке и у них происходит диалог: Кума, кума, продай колышек! Купи! А что стоит? Качанкапусты, веник, да рубль денег! Ну, тогда по рукам, да в баню! С этими словами дети ударяют друг другу по рукам и бегут в разные стороны по кругу, стараясь первым прибежать к «колышку», проигравший становится водящим.
-
«Игра с Солнцем»
В центре круга - «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца,или какой-то атрибут, символизирующий солнце) Дети идут хороводом и поют: Гори, солнце, ярче - Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей
-
«Платочек»
Хозяйка выбирается из детей при помощи считалочки. Дети идут, держась за руки, по кругу, хозяйка движется противоходом по внутреннему кругу. Хозяйка поёт (можно петь всем вместе, помогая ей) Я Хозяюшка- Выбираюшка Со платочком хожу, К вам сейчас подойду. Дети останавливаются, а Хозяйка произносит, становясь между двумя детьми: На плече платок лежит, Кто быстрее пробежит? Дети, между которыми остановилась Хозяйка, пробегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Хозяйки быстрее.
-
«Рыбаки и рыбы»
Дети становятся в тесный кружок, и поют: За стеклянными горами Стоит Ваня с пирогами. Здравствуй, Ванечка - дружок, Сколько стоит пирожок? Ваня: Пирожок - то стоит три, А водить - то будешь ты! Ваня выбирает двоих ребят - это «рыбаки», остальные - «рыбы». «Рыбы» ведут хоровод и поют: В воде рыбки живут, Нет клюва, а клюют. Есть крылья - не летают, Ног нет, а гуляют. Гнезда не заводят, А детей выводят. Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбаками» «рыбы» (пойманной считается «рыба», которую «рыбаки» берут руками взахват) составляют с «рыбаками» «невод». Они присоединяются к «рыбакам» и ловят оставшихся «рыб».
-
«Сахаринка»
Перед игрой дети договариваются, кого из мальчиков будут звать Ваней. Все идут по кругу и поют: Сахаринка на полу, да на полу, да Не лениво сахаринку поднему Сахар съела, Песню спела, Обнимать дружка хотела. Дети: Ваня, иди в круг! Ваня: Не хочу! Дети: А чего грустишь? Ваня: Сердце болит (показывает) Дети: О ком? Ваня: О Тане. (Наташе, Ирине….) Дети: Ты, Ванюша, не грусти, Выйди, Таню пригласи! Ваня выбирает девочку и они исполняют танец
-
«ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»
МБДОУ № 459 Рассудова Елена Павловна музыкальный руководитель адрес эл. почты: lenar5319@list.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.