Содержание
-
-
«Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять» – сказал Луи Армстронг. «Раз вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами» – сказал Фэтс Уоллер. «Джазмена делает великим его собственный жизненный опыт. Человек должен жить, чтобы играть настоящий джаз…» - Милт Хинтон. «В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить», - писал Дж. Коллиер. «Это ритм и чувство. Этому нельзя научить…» – Коулмен Хокинс. «Джаз даже не всегда можно назвать музыкой – это своеобразный вид общения, это взаимный обмен человеческими эмоциями, это встречные потоки флюидов из зала и со сцены» – Дейв Брубек.
-
Джаз – вид музыкального искусства. Возник на юге США (НовомОрлеане)в конце XIX – начала XXв. в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. Название джаз происходит от английского слова jazz, означает ободряющий выкрик у негров.
-
острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования; широкое употребление ударных инструментов; сильно развитое импровизационное начало; выразительная манера исполнения, отличающая большой экспрессией, звуковой напряженностью.
-
Классический джаз (традиционный), в отличие от современного сформировался на основе множества жанровых истоков, главные из которых связаны с негритянскиммузицированием: это спиричуэл, рэгтайм и блюз.
-
С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический жанр сатирических представлений, которые стали называться «шоу менестрелей». Белые артисты изображали жизнь и нравы чернокожего населения Америки. Со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие уже из настоящих афроамериканцев. Из таких трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие известные блюзовые и джазовые музыканты. «Шоу менестрелей»
-
Спиричуэл в переводе с английского означает духовный. Негритянские духовные песнопения, возникшие в середине XVIII века. Негритянский спиричуэл- песни с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Ранние спиричуэлы были хоровыми, поздние – сольные, а для классического характерно чередование варьируемых реплик солиста с ответными фразами хора. Наиболее известные: «Голубая река», «Когда я чувствую воодушевление», «Порой я чувствую себя сиротой» и другие. В 1920-е годыспиричуэл уступил место более ритмизованному и празднично-эстрадному жанру госпел (от Gospel – Евангелие).
-
«Регтайм» в переводе означает «рваный ритм», «рваное» время, то есть синкопирование – фортепианная пьеса развлекательно-танцевальнаго характера. Появление рэгтайма связано с бытовым музицированием конца XIX века (фортепиано было самым популярным инструментом). Своей популярностью рэгтайм обязан талантливому негритянскому пианисту и композитору Скотту Джоплину («королю рэгтаймов»). Скотт Джоплин (1868 – 1917)
-
Блюз – меланхоличная сольная песня. Название жанра означает от англ. выражения: to fell blue – «быть печальным», или blue devils – «меланхолия», «хандра». Но у слова blue есть ещёодно значение – «голубой». Отсюда и его восприятие как «меланхоличного», «скорбного», «унылого». Тексты блюзов пессимистичны, в них акцентируется тема страдания, несчастной любви, нищеты, безнадежности существования. Пелись блюзы под аккомпанемент гитары, разбитого фортепиано, иногда губной гармошки или стиральной доски (по ней ритмично водили пальцами в наперстках). Термин «блюз» вошел в обиход в 1912 году.
-
Джордж Гершвин (1898 – 1937) На перекрестке джаза и европейского академизма Классик американской музыки, роль которого сравнима с ролью основоположников национальных композиторских школ. Попытался преодолеть «развлекательность» джаза и вывести его на уровень мировой академической музыки, соединив джазовый язык с европейскими жанрами. Расширил сферу влияния джаза, скрестив его с западноевропейскими классическими жанрами оперы и концерта.
-
«Золотой век джаза» 1920-е годы «Золотой век джаза» связан с появлением «свит-оркестров»(от sweet – сладкий). Коллективы, играющие танцевальную музыку в холлах роскошных отелей и ресторанов. Проникновение в джазовую среду белых музыкантов, оркестров которых, в отличии от негритянских, назывались не джазом, а диксилендом ( «страна Дикси» - собирательное название южных штатов США).
-
Эпоха биг-бендов 1930-е годы – одна из ярчайших кульминаций в эволюции джаза – эпоха биг-бендов(«больших оркестров»), состоящих из трех духовых квартетов (трубы, тромбоны, саксофоны) и ритм-секции (гитара, фортепиано, контрабас и ударные). Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг(swing – качание),то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В числе знаменитых биг-бендов – оркестры Флетчера Хендерсона, Чика Уэбба, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси.
-
Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе! С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция. Эпоха биг-бендов Оркестр Дюка Эллингтона
-
Луи Армстронг (1900 – 1971) «Если слово «гений» и означает что-то в джазе, то оно означает – Армстронг» (Дж. Коллиер) Друзья и колллеги называли его «Dipper, Dippermouth», которое превратилось в Сэчмо (Satchmo), - эти прозвища имеют в виду форму и силу его губ. Навсегда в памяти останется его хриплый, берущий за душу голос и чистый, пронзительный звук его золотой трубы.
-
«Джаз и я родились вместе и росли бок о бок в бедности и безвестности. Я знал джаз ещё до того, как он сделался мягким и податливым после слишком большого и слишком раннего успеха. Я видел как он ходил босиком по заплеванным тротуарам, прежде чем начал носить ботинки… Я видел, как начал свое путешествие в блестящей компании и много лет провёл в дурном обществе. Лишь немногие из нас, старых друзей, помнят хорошего парня, которого мы знавали в хонки-тонкс Нью-Орлеана, на пароходах Миссисипи и в танцевальных залах чикагского Саут-Сайда». (Армстронг Л. Моя жизнь в музыке).
-
Дюк Эллингтон (1899 – 1974) «А вот и я – великий, великолепный, грандиозный Дюк Эллингтон!» – так оповещал о своем прибытии в гостиную маленький Эдвард Кеннеди Эллингтон, которому было суждено стать великим Дюком (Герцогом) Эллингтоном «чёрным королём свинга».
-
Именно ему первому выпала роль доказать своим искусством - композитора, аранжировщика, руководителя оркестра, пианиста, - что джаз – это не только развлекательная музыка, а нечто гораздо большее. Непрерывно экспериментируя, он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к «академическим» европейским музыкальны формам – сюитам и рапсодиям, балету и опере, и всё это – не отказываясь о родной для него джазовой стилистики. Его знаменитые шлягеры: «Мекки-нож», «Хэлло, Долли», «Караван».
-
Элла Фицджералд (1917 – 1996) Американскаяджазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации — пение скэтом.
-
Обладательница четырнадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.). Награждена французскимОрденом искусств и литературы (1990). «Первая леди джаза»
-
Чарли Паркер (1920 – 1955) Альт-саксафон Чарли Паркера стал самым выразительным голосом современного джаза, в каждой своей ноте всегда идущим из глубины его измученной души. «Я уже просто не мог переносить стереотипные гармонии, которые непрерывно употреблял каждый, и я постоянно думал, что людям надо дать нечто другое…». Он ищет свой путь – путь более изощренных гармоний и ритмов.
-
Его прозвище «Берд» (Птица) имеет много версий по поводу его происхождения. Но как бы о нём не говорили, как бы то ни было, свои головокружительные соло Паркер исполнял с лёгкостью птицы, парящей в высоте… В 34 года закончилась стремительная жизнь Птицы – джазмена нового стиля «боп», основоположником которого он был.
-
Джаз – музыка лёгкая или серьёзная?
«Я люблю джаз за то, что он… никогда не бывает окончательно печальным или окончательно весёлым… самый что ни есть весёлый, буйный джаз всегда чуть-чуть отдает горечью… Я люблю джаз и за его юмор. Он действительно играет нотами. Говоря о музыке, мы всегда употребляем слово «играть» – мы играем Брамса или Баха, хотя термин этот гораздо больше подходит к теннису. Но джаз – это и в самом деле игра. Он «дурачится» с нотам, забавляется с ними…» - так сказал о джазе американский композитор XX в. Л. Бернстайн.
-
С. Белов «Утренний блюз»
-
-
Ж. Дюбюффе «Джаз-банд» (Блюз в непристойном стиле)
-
Многообразие джазовых стилей и направлений.
-
1 2 3 4 5
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.