Содержание
-
Тема урока: Введение. История хорового искусства
Разработка урокаАвтор:Ибрагимова Н.Т.педагог дополнительного образованияГБОУ ДОД ДУМ «Магнит»
-
Цели и задачи:
- сформировать первоначальные знания по хоровому искусству (основные понятия, история развития),
- вызвать интерес к занятиям хоровым исполнительством,
- создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия в коллективе, самовыражения подростка доступными средствами хорового искусства .
-
Основные понятия
- Хор (др.-греч. χορός — толпа) — пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов; совместное звучание человеческих голосов.
- Руководитель хора - дирижёр или хормейстер. Руководитель церковного хора - регент.
- Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella
- Хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.
-
В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так:
смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов.
- мужской хор — состоит из теноров и басов;
- женский хор — состоит из сопрано и альтов;
- детский хор
С точки зрения манеры пения различают:
- академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического оперно-концертного тона;
- народные хоры — поющие в народной манере
-
- Эстетическая природа хорового искусства
- Влияние хорового пения на развитие умственных способностей и здоровья исполнителей
- Коллективная основа хорового пения
-
Древнее происхождение хорового исполнительства
- Вокальная музыка и хоровое пение - самые древние формы музыкального исполнительства в истории искусства.
- На протяжении всей истории сложенные народом песни отражали жизнь и деятельность людей во всем их многообразии.
-
Основная сфера деятельности профессиональных певцов и хоров в Египте эпохи Древнего царства (2800-2250 до н.э.) - участие в культовых действах, связанных с религиозными обрядами и храмовыми ритуалами. История свидетельствует об участии хора в страстях – мистериях в честь богов Осириса и Мардука в Древнем Египте и Вавилоне.
Появление хейрономии – способа управления певцами при помощи условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы.
Древний Египет
-
Древняя Греция
Традиция ансамблевого хорового пения и развитие театральных представлений -древнегреческой трагедии.
Участие Хоров (мужские, женские и детские) в проведении Олимпийских и Пифийских игр (Олимпийские игры – спортивно-военные состязания, Пифийские игры – состязания поэтов, певцов, музыкантов в честь бога Аполлона).
Древнегреческие философы об идеях эстетического воспитания, музыкального образования средствами певческого искусства
-
хоровое искусство средневековой эпохи
- Связь хорового искусства средневековой эпохи с религией и церковью
- Средоточие профессионального певческого искусства в монастырях
- Идеи средневековой эстетики: хоровое пение способно сплачивать людей, примирять, соединять враждующих
- Григорианские хоралы–песнопения, сопровождающие богослужения в храмах (унисонное пение мужского хора).
-
Возрождение
- Основа хоровой музыки Возрождения - церковные жанры мессы и мотета
- Появление светской хоровой музыки
- Создание консерватории. Развитие детского хорового исполнительского творчества в певческих школах при католических храмах.
- Развитие хорового искусства в творчестве композиторов XVI –XVIII веков: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена и других.
-
Основные направления развития русской хоровой культуры
- профессиональное церковно-певческое искусство
- народно-песенноеискусство
-
профессиональное церковно-певческое искусство
- В Х веке хоровое пение - обязательная часть существовавшего в то время общего образования на Руси
- Хоровая культура в России неразрывно связана с церковью.
- Развитие ранних форм церковной музыки под влиянием народной песни
-
профессиональное хоровое пение
- Профессиональное хоровое исполнительство активно развивается в период Московской Руси.
- Во второй половине XV века создается первый русский профессиональный хор – государевы певчие дьяки (от них ведет свое начало старейший русский хор – Ленинградская академическая капелла).
- С конца XVI века существовал хор патриарших певчих (предшественник Московского синодального хора).
- Первые профессиональные хоры принимали участие и в церковных службах, и в увеселениях царя.
- В середине XVII века появляется большое количество частных хоров, содержавшихся любителями хорового пения, меценатами из дворян и буржуазии: крепостная хоровая капелла графа Шереметева, Капелла князя Ю.Н.Голицына
- XIX век - появление хоров в различных учебных учреждениях: хор Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, при консерватории и др
-
народные профессиональные хоры
- Организатор и руководитель первого профессионального народного хора - крестьянин Ярославской губернии Иван Евстратович Молчанов (1809-1881).
- Цыганское хоровое исполнение
-
ХIХ век – расцвет хорового исполнительства в России
- Роль русских композиторов в развитии хорового искусства.
- Композиторы XVIII века: Д.С.Бортнянский и М.С.Березовский
- Композиторы XIX века: М.И.Глинка, Н.А. Римского-Корсаков, М.П.Мусоргский, П.И.Чайковский
-
Хоровая культура России после 1917 года
- новые формы и виды профессионального хорового исполнения: ансамбли песни, хоровая капелла
- хоровая самодеятельность
- детская хоровая исполнительская культура
- Новое направление в хоровом исполнительстве 70-х годов – создание камерных хоров.
-
Вопросы по теме
- Как переводится слово «хор»?
- Какие разновидности хора вы знаете в зависимости от возраста, диапазона голосов, манеры исполнения?
- Где появился прообраз дирижера и как называлась система дирижирования?
- С какими играми и жанрами был связан хор в Древней Греции?
- Назовите первые государственные профессиональные хоры на Руси?
- Какие современные хоровые коллективы вы знаете?
- Хотели бы Вы продолжить занятия хоровым искусством?
-
литература
Владышевская, Т. Музыка древней Руси / Т. Владышевская // Искусство древней Руси. – М., 1993. – С. 207 – 211.
Государственная академическая капелла им. Глинки. Очерк истории / Сост. И. Гусин, Д. Ткачев // Ред. А. Анисимов. – Л., 1957. – 170 с.
Ершов, А. Старейший русский хор: Ленинградская государственная академическая капелла / А. Ершов. – Л., 1978. – 192 с.
Ильин, А. Очерки истории хоровой культуры / А. Ильин. – М., 1985. – 229 с.
Локшин, Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры: Краткие очерки / Д. Локшин. – М., 1963. – 133 с.
Николаева, Е. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X – середина XVI столетия / Е. Николаева. – М., 2003. – С. 138 – 143.
Никольская-Береговская, К. Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века / К. Никольская-Береговская. – М.: ГИЦ Владос, 2003. – С. 32 – 34, 52 – 64, 119 – 139.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.