Содержание
-
Как развивать музыкальные способности дошкольника Музыкальный руководитель МБДОУ № 19 Вараксина Г.А.
-
Развитие у ребенка музыкальных способностей — актуальная задача сегодняшнего дня, на которую нацелена учебная программа дошкольного образования. Развитие музыкальных способностей позволяет воспитанникам дошкольного возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.
-
Исследования известных ученых, педагогов (О. П. Радыновой, А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В.Тарасовой, и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей. С точки зрения К.В. Тарасовой решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в период дошкольного детства развивающийся организм ребенка сензитивен к воздействиям и способен к эмоциональному отклику на окружающую действительность.
-
Цель: Повысить уровень профессиональной компетенции, результативности в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики, приобщить детей к музыкальному искусству, развить танцевальные и музыкальные способности.
-
Задачи: -изучить теоретический курс по развитию музыкальных способностей детей через все виды музыкальной деятельности в условиях ФГОС, -творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей дошкольников, -создать условия для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально – игровой и ритмической деятельности.
-
Все музыкальные способности условно можно разделить на 3 вида: 1- Ладовое чувство – это предрасположенность ладовых функций мелодий. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
-
Все музыкальные способности условно можно разделить на 3 вида: 2- Слуховое представление – характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха.
-
Все музыкальные способности условно можно разделить на 3 вида: 3- Чувство ритма – дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Оно позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, который отражает ритм музыки.
-
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: развивается воображение, формируется эмоциональная сфера, фантазия, воля. Обостряется восприятие, активизируются творческие способности, мышление даже у самых инертных детей.
-
Средства развития музыкальных способностей Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, певческие и речевые способности
-
Для развития ладового чувства используют следующие музыкально-дидактичекие игры Цвет-настроениеЦель: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:Синий – спокойное, уверенное;Зелёный – гордое, торжественное, сила;Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;Белый – надежда, вера.Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.
-
Бубенчики Цель: Учить детей различать звучание трех звуков по высоте. Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон. Ход игры: Педагог-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет «до» первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет «ми» первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динъ», и звучит он так (поет «соль» первой октавы): динь - динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке. Музыкальный руководитель показывает маленькую карточку, например, с желтым «бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» («соль» первой октавы). Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
-
Упражнения для развития слухового представления «Птицы и птенчики» Цель: Развитие звуковысотного слуха, формирование творческих способностей и воображения. Восприятие двух звуков (до 1 – до 2). Попевка «Птица и птенчики», муз. Е. Н. Тиличеевой, сл. М. Долинова. Игровой материал: (для младшего возраста) карточки с изображением птицы, птенчиков (цветные не разрезанные). Ход игры: Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. Ударяет по пластине соответствующего звука и спрашивает: «Кто вас зовёт – птица или птенчик?» Дети отвечают или поднимают карточки (цветные не разрезанные) с изображением птицы или птенчиков.
-
«Где мои детки?» Цель: Развитие звуковысотного слуха. Игровой материал: три больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены утка, курица, птица; на маленьких – утята, цыплята, птенчики в гнёздышке. Ход игры: Дети сидят напротив педагога, у каждого по маленькой карточке. Педагог: (предлагает поиграть и начинает рассказ): – В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поёт на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы). Педагог: (забирает у ребят карточки и продолжает): – Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама – курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!»… Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
-
Упражнения для развития ритмического слуха. «Звучащий клубочек» Цель: Развитие слуха, восприятия долгого и короткого звука. Ход игры: На занятие принести листок ватмана, на котором изображено большое улыбающееся солнышко, но без лучиков. Педагог играет на фортепиано ноту (долгую и короткую), объясняет детям, какая длинная, а какая короткая нотка (как звучит) и отрезает от клубочка нитку в соответствии с прозвучавшим звуком. Дети прикладывают ниточку к солнышку - делают лучик. Далее дети отгадывают, педагог отрезает ниточку соответствующей длины и опять дети прикладывают и т.д. «Игра с пуговицами» Цель: Закрепление восприятия долгого и короткого звука. Материал: 1 сосуд-тарелочка-большие пуговицы, 2 сосуд - маленького размера. Ход игры: Воспитатель берёт музыкальный инструмент (баран или бубен) и играет ритмический рисунок. Дети должны взять соответствующие пуговицы и выложить ритмический рисунок на столе. Большая пуговица - длинный звук, маленькая –короткий звук.
-
Упражнения для развития ритмического слуха. «Песенки-ритмы» Цель: Формировать умение прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок. Ход игры: Воспитатель проговаривает текст стихотворения , дети прохлопывают. Лошадка Вот лошадка - тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок) Скачет, скачет по дорожке цок-цок-цок Звонко цокают копытца цок-цок-цок Приглашают прокатиться цок-цок-цок. Воробушки Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки, Любят песни распевать бойкие воробушки Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик. Неваляшки До чего же хороши неваляшки-малыши, Низко наклоняются, звоном заливаются. (прохл) Дили-день, дили-день Могут кланяться весь день, Вам поклон и нам поклон (прохл) Дили-дон, дили-дон.
-
Музыкальный оркестр
-
Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: познакомить детей с радужными колокольчиками и напольными геометрическими фигурами. Развивать музыкально-ритмический слух и цветовое восприятие у детей Ход игры: дети двигаются под веселую музыку, играя ритмично на радужных колокольчиках. С окончанием музыки каждый ребенок занимает свой домик в соответствии с цветом колокольчика.
-
-
Музыкально-ритмические навыки — это навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма).
-
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.
-
Игры с палочками, направленные на развитие метроритма
-
Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.