Содержание
-
Музыкальная культура Западноевропейского Средневековья
Лектор – кандидат искусствоведения
Чащина С.В.
-
Введение
- Термин Средневековье:
- 3 столпа Западноевропейского Средневековья
-
Месса
Ме́сса (итал. messa, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви.
Согласно одной версии оно связано с глаголом лат. mittere — «отпускать» и первоначально означало «отпуст», а затем распространилось на всю литургическую службу.
Согласно второй гипотезе, оно восходит к латинскому лат. missio — «миссия, послание».
-
Формирование службы
- Чинопоследование римской мессы сложилось в первые века нашей эры.
- Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comeslibrorum» или «Libercomitis».
-
Формирование лекционариев
Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий - богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного писания, расположенных согласно порядку церковного года и применяемая во время богослужений для библейских чтений Литургии слова. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III - VIII векам, предшественниками полноценных лекционариев были лекционарные заметки на полях манускриптов священного писания.
Лекционарии создавались в рамках различных литургических традиций: так, например, в доиконоборческий период византийского обряда
использовались иерусалимский и константинопольский лекционарии.
-
Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префаации и т. д.).
Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liberantiphonarius» = антифонарий ["responsalis", «sequentialis»]).
-
Зарождение сакраментариев (IV-V вв.)
- Амвросий Медиоланский (миланский епископ, проповедник и гимнограф, 340-397 гг.) в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «Desacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы.
- Постепенно из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Гиласия и Григория. Авторство всех трех не доказано.
-
Сакраментарий Льва (V-VII вв.)
Лев I Великий - папа римский 440-461 гг.
«SacramentariumLeonianum» - сохранился в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libellimissarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви определенного диоцеза (церковно-административной единицы), но не включавшие канон.
-
СакраментарийГеласия (V-VIII вв.)
- ГеласийI – папа римский, 492-496. считается древнейшим римским миссалом, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных (посвятительных) месс.
- Праздники расположены в соответствии с литургическим годом.
- Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.
-
Сакраментарий Григория (VII в.)
- Григорий I Великий – папа Римский, 590-604.
- Провел мощную реформа разных аспектов службы.
- Число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллекта, секрета и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hancigitur».
- ! был создан знаменитый григорианский хорал
-
VIII век
Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский (создан АдрианомI для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновскийримско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы.
Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г.
«Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.
-
Тридентская месса (XVI в.)
Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора (1545) и стал называться «MissaleRomanumexdecretosacrosanctiConciliiTridentinirestitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса.
-
Адриан Фортескье (1912)
… справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V
-
Переход к композиторскому творчеству
Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (MessedeNotreDame) — ок. 1350 года.
4-х-голосная (григорианика - одноголосная).
-
Структура Тридентской мессы (missaordinarium)
1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),2) Gloria (Gloria in excelsisDeo - Слава в вышних богу),3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога),4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен грядущий во имя бога),5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollispeccata mundi - Агнец божий, взявший на себя грехи мира).
-
Как формировалась
- по-видимому, ранее всего возникло Sanctus,
- затем Kyrie,
- Gloria,
- Agnus Dei,
- Credo.
-
Missaproprium
- - песнопения, посвященные определённым воскресным и праздничным дням.
- Состав этих песнопений зависит от того, в какой день совершается богослужение; при каждом очередном богослужении он обновляется.
-
Части Missaproprium
1) Introitus (Antiphone ad introitum) - антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к алтарю (introitus - букв. вступление, вход),2) Graduate (Responsoriumgraduale),3) Alleluja (временами вместо этого песнопения вводится Tractusили секвенция),4) Offertorium (Antiphone ad Offertorium),5) Communiо (Antiphonа ad communionem) - песнопение, исполняющееся во время причастия (communio - букв. соучастие, общность).
Имеют более древнее происхождение и восходят к псалмам.
-
Слово и музыка
- Изначально служба распевно читалась.
- Всегда на латинском языке. Постепенно музыкальное начало усилится, но будет использоваться пение было двух типов:
- Псалмодическое (речитатив) и Гимническое, отличавшееся мелодически-распевным характером.
- Общей муз. основой мессы в ср. века служил григорианский хорал
-
Сакральное и мирское в Средневековой культуре
-
Вопросы по Сапонову
- Какие непонятные термины вы встретили?
- Зачем Сапонов начинает Введение с сетований Готье де Куанси?
- По группам: сформулируйте основные тезисы Введения и структуру аргументов (методологические аспекты).
-
(Введение, с. 18). Согласны ли Вы с подобным утверждением?
Ваши аргументы (в опоре на Сапонова, если согласны, или собственные, если не согласны).
-
- Что такое менестрельная и опусная культура? Чем отличаются?
- Каковы отличительные особенности устного музыкально-поэтического профессионализма?
- Что такое «видас»?
- Что такое полифония?
-
Игрецы Средневековья
- Кто такие шпильманы?
- Менестрели?
- Труверы?
- Жонглеры? (цит. со с. 40-43)
- Скоморохи? (с. 108)
- Смысловое поле слова тробар (тробэр) и трубадур?
- Когда появляется слово «композитор»? (с. 54-56)
- На какие века приходится расцвет менестрельной культуры?
- Как одевались менестрели?
-
-
Особенности музыкальной коммуникации
- Синтетичность (совмещение в одном лице творца-импровизатора-исполнителя-актера-режиссера-продюссера)
- Особое взаимодействие единичной памяти исполнителя – с общей памятью публики.
-
Язык менестрельной культуры
-
Инструментарий
- Какие музыкальные инструменты использовали менестрели? - с. 75
- На какие группы Средневековье делит музыкальные инструменты? (с. 76-78)
-
Что вызывает внутренне несогласие с гипотезами Сапонова?
- Настаивая на первостепенности культуры жонглеров, старается оторвать ее от храмовой. Верно ли?
- Понятие слухового и культурного фонового опыта.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.