Содержание
-
Музыкальная культура Ренессанса
Лектор – кандидат искусствоведения
Чащина С.В.
-
Вопросы по Бурдье
- Что показалось непонятным?
- Что такое «символическая продукция»?
- Что такое «габитус»?
- Что такое социальная «позиция» в поле?
-
Структура культурного поля (рынка)
-
-
Кто входит в социальное поле
- производителей? Почему Бурдье объединяет собственно производителей-художников и продавцов?
- потребителей?
- обращения?
-
Суть Ренессансного переворота с точки зрения социологии и культурологии
- конституирование относительно автономного поля производства (началось еще в зрелом Средневековье, во многом благодаря цеховой (профессиональной) системе
- Выработка нового определения функции художника и его искусства
- Начало формирования поля ограниченного производства (потребители = коллеги = конкуренты). (Зрелая фаза – с 19 в.)
-
Различение
- Включение стратегии «различения» в поле
- Постепенно нарастает поиск «нового» (как содержания, тем, так и формы и техник)
- Ars Nova,
- Ренессанс (оппозиция Старое-Новое),
- маньеризм (манера изложения важнее излагаемого, высокая значимость стилистических и технических приемов, художественного языка)
-
Изменение структуры спроса
- Спрос постоянно отстает от предложения,
- Спрос возвращается к производителям в виде рыночных цен и давления (явного или скрытого) со стороны как потребителей, так и держателей средств распространения
-
Автономизация художественного поля во временной перспективе
Неравномерность автономизации
- разных видов искусства,
- разных жанров,
- в разных секторах поля
- в разных национальных традициях.
Процесс автономизации далек от постоянного и линейного характера, ему свойственны периоды торможения и даже отступления.
-
Произведение искусства в поле ограниченного производства
- «Чистое» - ???
- «Абстрактное» - ???
- Эзотерическое - ???
-
-
Факторы, обуславливающие специфику поля производства символических благ
-
Ренессанс в музыке
-
Этимология
- итал. Rinascimento; «ri» — «снова» или «заново рожденный»
- фр. Renaissance,
- рус. Возрождение
Термин встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари (XVI в.).
В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века
Жюлем Мишле
-
Культурная
хронология
- Конец XIII-начало XIV в. - XVI век
- (в некоторых случаях — первые десятилетия XVII в., Англия, Испания).
география
- Итальянский (классический)
- Северный (страны к северу от Италии – Франция, Нидерланды, Германия)
-
ArsAntiqua - Ars Nova
- лат. старая техника [композиции], старое искусство [музыки]), — период в истории западноевропейской (преимущественно французской) музыки XII - начала XIV веков.
- Термин АрсАнтиква применяют только по отношению к многоголосной музыке этого времени: органумам, кондуктам и другим жанрамШколы Нотр-Дам, гокетам и мотетам. Реже в понятие Арс антиква включается также светское многоголосие XIII века.
- лат. новая техника [композиции], новое искусство [музыки])
- В узком смысле - способ нотной записи, предложенный Филиппом де Витри (1291—1361) в трактате «ArsNova» и давший композиторам новые возможности записи длительности нот и ритма, неизвестные Arsantiqua.
- В широком, - период в истории западноевропейской музыки. Приблизительно совпадает с XIV веком. Данное значение сформировалось уже в эпоху раннего Возрождения, когда словами Arsnova стали обозначать французский и итальянский репертуар XIV века вообще, в противопоставлении многоголосию XII—XIII веков.
-
представители
2-япол. XII века - Леонин, Перотин, Пьер де лаКруа (PetrusdeCruce).
XIII век:
- Иоанн де Гарландия,
- Франко Кёльнский,
Нач. XIV века - ЯкобЛьежский
Франция:
- Филипп де Витри и
- Гильом (Гийом) де Машо,
Италия: Франческо Ландини.
-
Орга́нум
(лат. órganum — орган; в этимологич. значении любой инструмент) — жанр и способ многоголосной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки. Различают следующие разновидности органума:
- параллельный (главный, заданный голос — cantuspriusfactus — дублируется в один из совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
- свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);
- мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума Аноним IV (XIII век) называл термином bordunus (бурдон);
- метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностями, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).
Слушать Леонина. Определить на слух – какой вид органума?
-
Кондукт
- позднелат. Conductus - средневековая песня на латинском языке, в основном на духовную (христианскую) тему.
- Ранние кондукты одноголосны, написаны в строфической форме, иногда с рефреном (такие кондукты также называются ронделями — rondellus); стихи — рифмованная силлабика или силлаботоника, способ распева силлабический.
- Вершина жанра — многоголосные (до четырёх голосов, преимущественно двух- и трёхголосные) кондукты в старинном гомофонном складе, созданные в школе Нотр-Дам (автором ряда кондуктов считается Перотин).
- В XIII веке постепенно был вытеснен мотетом.
-
Моте́т
фр. motet, лат. motetus, motellus, от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада. Исполнялся как в церкви, так и на концертной эстраде.
Сформировался в 13 век, школа Нотр-Дам (Париж): мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми (иначе их называют политекстовыми), то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на разных языках (латыни и французском). Ф. де Витри.
Иоанн де Грокейо:
- «Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.»
-
Ритмика
- Музыка Арс Антиква почти всегда трёхдольна tempusperfectum = букв. совершенное время)
- Новации Филиппо де Витри - сочетание двоичного и троичного деления нот + система записи длительности каждой ноты
-
Нотация
- Невмы – не указывают точной высоты и протяжённости звука (или группы звуков).
- Мнемоническая природа.
- Невма может заключать в себе указание на одну только высоту (звукоступень) или на мелодический ход (фразу).
- Невма, указывающая на одну только высоту (один звук), называется простой.
- Невма, символизирующая 2-4 звука (реже больше) — составной.
-
Гвидод’Ареццо(ок. 990 0 ок.1050)
Бенедиктинский монах, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо (Тоскана).
Ввёл 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии начальными буквами латинского алфавита (используются и поныне), и ключ.
придумал систему сольмизации, на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:
- UT queantlaxis
- REsonarefibris
- MIragestorum
- FAmulituorum
- SOLvepolluti
- LAbiireatum
- SancteIoannes
-
Филипп де Витри(1291-1361)
Придумал систему пролаций («размеров») для обозначения относительных длительностей
-
Музыкальное наследие Ars Nova
Культовая музыка - появление первых многоголосных месс (на стандартный полный текст ординария).
- Светская музыка
- Центральные жанры
Франция — мотет, рондо, виреле, баллада;
- Италия — мадригал, качча, баллата.
-
Рондо
от фр. rondeau — «круг», «движение по вертикали» — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.
Г. де Машо
-
Вирелэ́ (фр. virelai)
— старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом. Хрестоматийные образцы виреле оставил Гильом де Машо, автор одноголосных пьес (в т.ч. знаменитого Doucedamejolie) и многоголосных обработок.
Виреле легко поддается растяжению; его схема AB/cd/cd/ abab/ABAB, музыкальная — I/ II/ II/ I/ I, причем число стихов сильно варьируется.
Г. де Машо.Douce Dame Jolie (с 4 мин.)
-
Балла́та
итал. ballata, от ballare танцевать — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIII - начала XV веков, лирического содержания,нередко с шутливым и наивно-морализующим оттенком.
Баллата считается прямой наследницей французского виреле. Наиболее значительные образцы музыкальной баллаты созданы итальянским композитором ФранческоЛандини (Cara Mia Donna).
-
Мадрига́л
итал. madrigale, от лат. matricale
- — песня на родном (материнском) языке
- — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.
Получил развитие в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Arsnova Якопо Болонского, ФранческоЛандини (Deh! Dimmitu) и других.
-
В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 или 5 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме.
В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, гармонии, ритма, формы.
-
Ка́чча
итал. cacciaохота) — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIV - начала XV веков, один из наиболее характерных жанров светской музыки периода Ars nova.
Рисует сцены охоты, рыбалки, ярмарки. Для каччи типична звукоизобразительность — лай собак, пение кукушки, выкрики торговцев и т.п. Поэтическая форма строится как чередование рифмованных строк разной длины, главным образом, семи- и одиннадцатисложных. Для музыки каччи характерно трёхголосие:
- два верхних голоса поютканон в приму,
- третий (фактурно равноправный с остальными) голос обычно поручен инструменту.
После канона может следовать второй раздел формы — ритурнель (также канонический).
Быстрый темп, мелизматика, вставки гокетной техники требуют от исполнителей каччи высокого технического мастерства.
-
Франческо Ландини«Chosìpensoso»
Cosìpensosocom'Amor mi guidaPer la verderiverapasso, passo,Senti: "Levaquelsasso!""Ve' l granchio, ve'! Ve'lpesce, piglia, piglia!""Quest'ègranmaraviglia!"Cominciò Isabella con istrida:"O me, o me!" "Chehai, chehai?""I' son morsaneldito!""O Lisa, ilpescefugge". I' l'ho, i' l'ho!""L'Ermellinal'hapreso!" "Tielben, tielben!""Quest'èbellapeschiera."In tantogiunsal'amorosaschiera.Dove vaghetrova' donneedamantiChemanchelson a lor con be' sembianti.
В раздумьях, ведомый Любовью,брел я вдоль берега зеленого реки.Слышу: "Подними вот этот камень!""Смотри-ка, краб! А вон и рыба, хватай ее, хватай!""Диковина какая!""Ой-ой!" вскричала Изабелла."Что случилось"?"Он укусил меня за палец!""О Лиза, рыба уплывает!" "Держу ее, держу!""Эрмелина ее схватила". "Не отпускай!""Какой здесь водоем прекрасный!"Тут я настиг компанию влюбленных.Подойдя, я обнаружил девушек и их поклонников;они меня встречали дружелюбно.
-
Нидерландская школаФранко-фламандская школа
— термин для обозначения группы композиторов французского (валлонского) и фламандского происхождения родом из южных областей Исторических Нидерландов -
Эно, Брабанта и Фландрии, работавших со второй трети XV до конца XVI веков преимущественно за пределами своей родины — на территории (современных) Италии, Франции, Германии, Австрии.
Термин «нидерландская школа» ввёл в обиход науки австрийский музыковед Р.Г. Кизеветтер (1829).
-
Представители
-
Жоскен Депре (ок.1450-1521)
В полифонии - вершина строгого стиля XV века.
- написал около 40 мотетов, преимущественно на латинские тексты, в том числе
- грандиозный семичастный цикл «Vultumtuumdeprecabuntur» («[Богатейшие из народа] будут умолять лице Твое») — с акростихом, в котором заключено имя композитора;
- мотет «Absalonfilimi» («Авессалом, сын мой!») — «Praeterrerumseriem» («Вопреки обычному ходу вещей»), «Nymphesdebois» («Нимфы лесные», дань памяти великому И.Окегему, 1497) и др.
Ave Maria, фроттола
-
18 четырёхголосных месс
= наивысшее достижение полифонической мессы эпохи Возрождения.
- на тему популярной песни «L'hommearmé» («Вооружённый человек»),
- «Lasolfaremi», где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза,
- «HerculesduxFerrarie» («Геркулес, герцог Феррарский», посвящена патрону ЖоскенаЭрколед'Эсте),
- «Pangelingua» («Воспой, язык»),
- «DeBeataVirgine» («О блаженной Деве», была самой популярной мессой Жоскена на протяжении XVI века).
- Жоскена считают родоначальником техники пародии в мессе, образцы которой находятся в мессах
- «Malheurmebat»,
- «MaterPatris» и
- «Fortunadesperata».
-
Missa de BeataVirgine
-
Светская музыка Депре
Немного, многие его многоголосные (на 3-6 голосов, чаще на 4 голоса) песни (преимущественно на французские стихи) доныне популярны благодаря простоте и выразительности мелодии, умеренному и эффектному использованию контрапункта фроттола «InteDominesperavi» («На Тебя, Господи, уповаю», на причудливой смеси итальянского и латинского языков) поздняя шансон «Milleregretz» («Тысяча сожалений»
-
Наследие Депре в 16 в.
В XVI веке Жоскен приобрел репутацию величайшего композитора эпохи. Темы и целые фрагменты его музыки становились основой новых многоголосных композиций (см. Cantusfirmus) известных музыкантов (например, мотет «Praeterrerumseriem» лёг в основу мессы-пародии Чиприано де Роре). Ученик Жоскена, видный музыкальный теоретик АдрианКоклико назвал (Compendiummusices, 1522) его «первым из музыкантов» (princepsmusicorum); Г.Глареан отмечал его «многосторонний талант, захвативший вершины природы и оснащённый её силой». Жоскен был главным музыкальным авторитетом прошлого для Мартина Лютера, называвшего его почтительно «повелителем нот».
-
Влияние франко-фламандской школы на Италию
1501 - венецианский книгопечатник ОттавианоПетруччи издал "HarmoniceMusicesOdhecaton" - первый крупный сборник светской музыки.
Франко-фламандский стиль стал доминирующим музыкальным языком Европы в следующем столетии, поскольку Петруччи включил в свой сборник, главным образом, музыку франко-фламандских композиторов.
АдрианВилларт(ок.1490-1562) - нидерландский композитор и педагог, работал в Италии, представитель франко-фламандской полифонической школы, основоположник венецианской школы. Вилларт развивал музыку для двойного хора, эта традиция многохоровой музыки достигнет своей вершины в начале эпохи Барокко в творчестве Джованни Габриэли.
Якоб Аркаде́льт(1507-1568)
-
Орландоди Лассо (Ролан де Лассю) (1532-1594)
Нидерланды – Италия (1545-55) – Бавария (1556-94)
Самый плодовитый композитор XVI века.
Работал исключительно в вокальных жанрах:
- более 60 месс (в том числе мессы-пародии на чужие и собственные шансон и мотеты),
- 4 цикла страстей (по всем евангелистам),
- более 100 магнификатов,
- около 150 франц. шансон («Susanneunjour» - одна из самых популярных пьес в XVI веке),
- итальянские (вилланеллы, морески, канцоны) и немецкие песни (больше 140 Lieder),
- около 250 мадригалов («Matona, miacara» - немецкий солдат поёт любовную серенаду, коверкая итальянские слова)
-
Полифония: pro et contra
1545-63 г.- Тридентский собор (XIX Вселенский собор), один из важнейших соборов в истории Католической Церкви, целью которого было дать ответ реформационному движению. В том числе, на этом соборе рассматривалась церковная музыка.
Некоторые делегаты стремились возвратиться к одноголосому григорианскому пению и исключить из песнопений контрапункт, негласно уже существовал запрет на использование полифонического стиля в духовной музыке, в том числе, были запрещены почти все секвенции. Причиной такой позиции было убеждение, что многоголосая музыка из-за контрапунктических сплетений оттесняет текст на второй план, при этом нарушается и музыкальное благозвучие произведения.
Для разрешения спора была создана специальная комиссия. Эта комиссия поручила Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1514-1594), одному из величайших композиторов церковной музыки, создать пробные мессы, с учетом всех требований сторон. Палестрина создал три шестиголосые мессы, в том числе, и свою самую знаменитую "Месса Папы Марцелла", посвященную Папе Марцеллу II, своему покровителю в юношеские годы. Эти произведения оказали сильное влияние на духовенство и поставили точку в споре, выступления против использования в церковной музыке контрапункта прекратились.
Более того, Тридентский собор постановил за правило всем композиторам духовной музыки писать в стиле Палестрины. После этого, в 1582 и в 1614 годах, Григорианский хорал был пересмотрен и полностью переписан для очищения от неточностей и "варварства" и приведён к стандарту Палестрины.
-
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525\26-1594)
несколько сотен композиций, в том числе:
- 105 месс,
- 68 офферториев,
- более 300 мотетов,
- 72 гимна,
- 35 магнификатов,
- 11 литаний и мн.др.
-
1558 - «Основы гармоники»ДжозеффоЦарлино (1517-1590)
- крупнейшее творение музыкальной науки 16 века.
- возродил античную концепцию звучащего числа,
- обосновал теоретическое и эстетическое оправдание большого и малого трезвучий, тем самым заложил основы мажоро-минорной системы.
- обосновал полное и окончательное признание интервалики чистого строя в качестве звуковой материи для многоголосной музыки.
-
Карло Джезуальдо (1566-1613)
Представитель итальянского маньеризма в музыке, автор мадригалов хроматического стиля.
Известные поздние мадригалы:
- «Beltà, poichet'assenti» («Красавица, раз ты уходишь»),
- «Moro, lasso, almioduolo»
- («Увы, я умираю от страданий»), слушать,
- «Mercégridopiangendo» («Пощады молю я, плача»),
- «Tupiangi, oFillimia» («Ты плачешь, моя Филлида»).
Вводит приемы музыкальной риторики: Слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения,
в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности.
-
Флорентийская камерата
Флоренция – 1573 - под покровительством графа Джовани Де Барди - группа гуманистов, музыкантов, поэтов ДжулиоКаччини, ПьетроСтроцци, Винченцо Галилей (отец астронома Галилео Галилея), ДжилорамоМей, Эмилио де Кавальери и ОттавиоРинуччини в молодые годы. Расцвет – 1577-1582.
Камерата критиковала существующую музыку за чрезмерное использование полифонии в ущерб разборчивости текста и потерю поэтической составляющей произведения и предложила создать новый музыкальный стиль, в котором текст в монодическом стиле сопровождался инструментальной музыкой. Их эксперименты привели к созданию новой вокально-музыкальной формы - речитатива, впервые использованного Эмилио де Кавальери, впоследствии напрямую связанным с развитием оперы.
Первой официально признанной оперой, соответствующей современным стандартам, стала опера "Дафна" (Daphne), впервые представленная в 1598 г. Авторами "Дафны" были Якопо Пери и ЯкопоКорси, либретто ОттавиоРинуччини. Эта опера не сохранилась.
Первой сохранившейся оперой является "Эвридика" (1600 г.) этих же авторов - Якопо Пери и ОттавиоРинуччини. Этот творческий союз ещё создал немало произведений, большинство из которых утеряны.
-
Дополнительное чтение
Обязательно слушать и стараться различать произведения, данные в раздатке.
Р. Поспелова. Трактат, давший имя эпохе: "Arsnova" Филиппа де Витри
Статьи по композиторам и жанрам в википедии.
-
ДЗ
1. Законспектировать и постараться разобраться с жанрами:
- Фуга,
- концерт,
- опера,
- сюита.
2. Чем оркестр отличается от ансамбля. Какие виды оркестров бывают? Какие выделяют этапы в развитии оркестра?
Источники: википедия, http://belcanto.ru, - на обыденном языке - www.classic-music.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.