Презентация на тему "Музыкальная культура Ренессанса"

Презентация: Музыкальная культура Ренессанса
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Музыкальная культура Ренессанса" рассказывает об истории развития музыкальной культуры эпохи Ренессанса.

Краткое содержание

  1. Структура культурного поля
  2. Ренессанс в музыке
  3. Этимология
  4. Органум
  5. Представители
  6. Флорентийская камерата

Содержание

  • Презентация: Музыкальная культура Ренессанса
    Слайд 1

    Музыкальная культура Ренессанса

    Лектор – кандидат искусствоведения

    Чащина С.В.

  • Слайд 2

    Вопросы по Бурдье

    • Что показалось непонятным?
    • Что такое «символическая продукция»?
    • Что такое «габитус»?
    • Что такое социальная «позиция» в поле?
  • Слайд 3

    Структура культурного поля (рынка)

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Кто входит в социальное поле

    • производителей? Почему Бурдье объединяет собственно производителей-художников и продавцов?
    • потребителей?
    • обращения?
  • Слайд 6

    Суть Ренессансного переворота с точки зрения социологии и культурологии

    • конституирование относительно автономного поля производства (началось еще в зрелом Средневековье, во многом благодаря цеховой (профессиональной) системе
    • Выработка нового определения функции художника и его искусства
    • Начало формирования поля ограниченного производства (потребители = коллеги = конкуренты). (Зрелая фаза – с 19 в.)
  • Слайд 7

    Различение

    • Включение стратегии «различения» в поле
    • Постепенно нарастает поиск «нового» (как содержания, тем, так и формы и техник)
    • Ars Nova,
    • Ренессанс (оппозиция Старое-Новое),
    • маньеризм (манера изложения важнее излагаемого, высокая значимость стилистических и технических приемов, художественного языка)
  • Слайд 8

    Изменение структуры спроса

    • Спрос постоянно отстает от предложения,
    • Спрос возвращается к производителям в виде рыночных цен и давления (явного или скрытого) со стороны как потребителей, так и держателей средств распространения
  • Слайд 9

    Автономизация художественного поля во временной перспективе

    Неравномерность автономизации

    • разных видов искусства,
    • разных жанров,
    • в разных секторах поля
    • в разных национальных традициях.

    Процесс автономизации далек от постоянного и линейного характера, ему свойственны периоды торможения и даже отступления.

  • Слайд 10

    Произведение искусства в поле ограниченного производства

    • «Чистое» - ???
    • «Абстрактное» - ???
    • Эзотерическое - ???
  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Факторы, обуславливающие специфику поля производства символических благ

  • Слайд 13

    Ренессанс в музыке

  • Слайд 14

    Этимология

    • итал. Rinascimento; «ri» — «снова» или «заново рожденный»
    • фр. Renaissance,
    • рус. Возрождение

    Термин встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари (XVI в.).

    В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века

    Жюлем Мишле

  • Слайд 15

    Культурная

    хронология

    • Конец XIII-начало XIV в. - XVI век
    • (в некоторых случаях — первые десятилетия XVII в., Англия, Испания).

    география

    • Итальянский (классический)
    • Северный (страны к северу от Италии – Франция, Нидерланды, Германия)
  • Слайд 16

    ArsAntiqua - Ars Nova

    • лат. старая техника [композиции], старое искусство [музыки]), — период в истории западноевропейской (преимущественно французской) музыки XII - начала XIV веков.
    • Термин АрсАнтиква применяют только по отношению к многоголосной музыке этого времени: органумам, кондуктам и другим жанрамШколы Нотр-Дам, гокетам и мотетам. Реже в понятие Арс антиква включается также светское многоголосие XIII века.
    • лат. новая техника [композиции], новое искусство [музыки])
    • В узком смысле - способ нотной записи, предложенный Филиппом де Витри (1291—1361) в трактате «ArsNova» и давший композиторам новые возможности записи длительности нот и ритма, неизвестные Arsantiqua.
    • В широком, - период в истории западноевропейской музыки. Приблизительно совпадает с XIV веком. Данное значение сформировалось уже в эпоху раннего Возрождения, когда словами Arsnova стали обозначать французский и итальянский репертуар XIV века вообще, в противопоставлении многоголосию XII—XIII веков.
  • Слайд 17

    представители

    2-япол. XII века - Леонин, Перотин, Пьер де лаКруа (PetrusdeCruce).

    XIII век:

    • Иоанн де Гарландия,
    • Франко Кёльнский,

    Нач. XIV века - ЯкобЛьежский

    Франция:

    • Филипп де Витри и
    • Гильом (Гийом) де Машо,

    Италия: Франческо Ландини.

  • Слайд 18

    Орга́нум

    (лат. órganum — орган; в этимологич. значении любой инструмент) — жанр и способ многоголосной композиции в эпоху Средних веков. Исторически наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки. Различают следующие разновидности органума:

    • параллельный (главный, заданный голос — cantuspriusfactus — дублируется в один из совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
    • свободный (органальный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);
    • мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума Аноним IV (XIII век) называл термином bordunus (бурдон);
    • метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностями, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).

    Слушать Леонина. Определить на слух – какой вид органума?

  • Слайд 19

    Кондукт

    • позднелат. Conductus - средневековая песня на латинском языке, в основном на духовную (христианскую) тему.
    • Ранние кондукты одноголосны, написаны в строфической форме, иногда с рефреном (такие кондукты также называются ронделями — rondellus); стихи — рифмованная силлабика или силлаботоника, способ распева силлабический.
    • Вершина жанра — многоголосные (до четырёх голосов, преимущественно двух- и трёхголосные) кондукты в старинном гомофонном складе, созданные в школе Нотр-Дам (автором ряда кондуктов считается Перотин).
    • В XIII веке постепенно был вытеснен мотетом.
  • Слайд 20

    Моте́т

    фр. motet, лат. motetus, motellus, от старофранц. mot — слово) — вокальное многоголосное произведение полифонического склада. Исполнялся как в церкви, так и на концертной эстраде.

    Сформировался в 13 век, школа Нотр-Дам (Париж): мелодия григорианского хорала (тенор) полифонически соединяется с одной-двумя другими мелодическими линиями (дуплум и триплум). В XIII в. мотеты были, как правило, многотекстовыми (иначе их называют политекстовыми), то есть в разных голосах распевались разные тексты, как церковные, так и светские, в том числе на разных языках (латыни и французском). Ф. де Витри.

    Иоанн де Грокейо:

    • «Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах.»
  • Слайд 21

    Ритмика

    • Музыка Арс Антиква почти всегда трёхдольна tempusperfectum = букв. совершенное время)
    • Новации Филиппо де Витри - сочетание двоичного и троичного деления нот + система записи длительности каждой ноты

  • Слайд 22

    Нотация

    • Невмы – не указывают точной высоты и протяжённости звука (или группы звуков).
    • Мнемоническая природа.
    • Невма может заключать в себе указание на одну только высоту (звукоступень) или на мелодический ход (фразу).
    • Невма, указывающая на одну только высоту (один звук), называется простой.
    • Невма, символизирующая 2-4 звука (реже больше) — составной.
  • Слайд 23

    Гвидод’Ареццо(ок. 990 0 ок.1050)

    Бенедиктинский монах, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо (Тоскана).

    Ввёл 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии начальными буквами латинского алфавита (используются и поныне), и ключ.

    придумал систему сольмизации, на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

    • UT queantlaxis
    • REsonarefibris
    • MIragestorum
    • FAmulituorum
    • SOLvepolluti
    • LAbiireatum
    • SancteIoannes
  • Слайд 24

    Филипп де Витри(1291-1361)

    Придумал систему пролаций («размеров») для обозначения относительных длительностей

  • Слайд 25

    Музыкальное наследие Ars Nova

    Культовая музыка - появление первых многоголосных месс (на стандартный полный текст ординария).

    • Светская музыка
    • Центральные жанры

    Франция — мотет, рондо, виреле, баллада;

    • Италия — мадригал, качча, баллата.
  • Слайд 26

    Рондо

    от фр. rondeau — «круг», «движение по вертикали» — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.

    Г. де Машо

  • Слайд 27

    Вирелэ́ (фр. virelai)

    — старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом. Хрестоматийные образцы виреле оставил Гильом де Машо, автор одноголосных пьес (в т.ч. знаменитого Doucedamejolie) и многоголосных обработок.

    Виреле легко поддается растяжению; его схема AB/cd/cd/ abab/ABAB, музыкальная — I/ II/ II/ I/ I, причем число стихов сильно варьируется.

    Г. де Машо.Douce Dame Jolie (с 4 мин.)

  • Слайд 28

    Балла́та

    итал. ballata, от ballare танцевать — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIII - начала XV веков, лирического содержания,нередко с шутливым и наивно-морализующим оттенком.

    Баллата считается прямой наследницей французского виреле. Наиболее значительные образцы музыкальной баллаты созданы итальянским композитором ФранческоЛандини (Cara Mia Donna).

  • Слайд 29

    Мадрига́л

    итал. madrigale, от лат. matricale

    • — песня на родном (материнском) языке
    • — небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания.

    Получил развитие в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Arsnova Якопо Болонского, ФранческоЛандини (Deh! Dimmitu) и других.

  • Слайд 30

    В период позднего Возрождения (XVI век) мадригал — многоголосная вокальная пьеса обычно для 4 или 5 голосов (реже на большее число голосов, вплоть до 10), как правило, в строфической форме.

    В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки (в том числе, звукописи, так называемых «мадригализмов»), театрализации, место испытания новых приёмов композиционной техники, гармонии, ритма, формы.

  • Слайд 31

    Ка́чча

    итал. cacciaохота) — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIV - начала XV веков, один из наиболее характерных жанров светской музыки периода Ars nova.

    Рисует сцены охоты, рыбалки, ярмарки. Для каччи типична звукоизобразительность — лай собак, пение кукушки, выкрики торговцев и т.п. Поэтическая форма строится как чередование рифмованных строк разной длины, главным образом, семи- и одиннадцатисложных. Для музыки каччи характерно трёхголосие:

    • два верхних голоса поютканон в приму,
    • третий (фактурно равноправный с остальными) голос обычно поручен инструменту.

    После канона может следовать второй раздел формы — ритурнель (также канонический).

    Быстрый темп, мелизматика, вставки гокетной техники требуют от исполнителей каччи высокого технического мастерства.

  • Слайд 32

    Франческо Ландини«Chosìpensoso»

    Cosìpensosocom'Amor mi guidaPer la verderiverapasso, passo,Senti: "Levaquelsasso!""Ve' l granchio, ve'! Ve'lpesce, piglia, piglia!""Quest'ègranmaraviglia!"Cominciò Isabella con istrida:"O me, o me!" "Chehai, chehai?""I' son morsaneldito!""O Lisa, ilpescefugge". I' l'ho, i' l'ho!""L'Ermellinal'hapreso!" "Tielben, tielben!""Quest'èbellapeschiera."In tantogiunsal'amorosaschiera.Dove vaghetrova' donneedamantiChemanchelson a lor con be' sembianti.

    В раздумьях, ведомый Любовью,брел я вдоль берега зеленого реки.Слышу: "Подними вот этот камень!""Смотри-ка, краб! А вон и рыба, хватай ее, хватай!""Диковина какая!""Ой-ой!" вскричала Изабелла."Что случилось"?"Он укусил меня за палец!""О Лиза, рыба уплывает!" "Держу ее, держу!""Эрмелина ее схватила". "Не отпускай!""Какой здесь водоем прекрасный!"Тут я настиг компанию влюбленных.Подойдя, я обнаружил девушек и их поклонников;они меня встречали дружелюбно.

  • Слайд 33

    Нидерландская школаФранко-фламандская школа

    — термин для обозначения группы композиторов французского (валлонского) и фламандского происхождения родом из южных областей Исторических Нидерландов -

    Эно, Брабанта и Фландрии, работавших со второй трети XV до конца XVI веков преимущественно за пределами своей родины — на территории (современных) Италии, Франции, Германии, Австрии.

    Термин «нидерландская школа» ввёл в обиход науки австрийский музыковед Р.Г. Кизеветтер (1829).

  • Слайд 34

    Представители

  • Слайд 35

    Жоскен Депре (ок.1450-1521)

    В полифонии - вершина строгого стиля XV века.

    • написал около 40 мотетов, преимущественно на латинские тексты, в том числе
    • грандиозный семичастный цикл «Vultumtuumdeprecabuntur» («[Богатейшие из народа] будут умолять лице Твое») — с акростихом, в котором заключено имя композитора;
    • мотет «Absalonfilimi» («Авессалом, сын мой!») — «Praeterrerumseriem» («Вопреки обычному ходу вещей»), «Nymphesdebois» («Нимфы лесные», дань памяти великому И.Окегему, 1497) и др.

    Ave Maria, фроттола

  • Слайд 36

    18 четырёхголосных месс

    = наивысшее достижение полифонической мессы эпохи Возрождения.

    • на тему популярной песни «L'hommearmé» («Вооружённый человек»),
    • «Lasolfaremi», где в основу композиции положена одна настойчиво повторяющаяся фраза,
    • «HerculesduxFerrarie» («Геркулес, герцог Феррарский», посвящена патрону ЖоскенаЭрколед'Эсте),
    • «Pangelingua» («Воспой, язык»),
    • «DeBeataVirgine» («О блаженной Деве», была самой популярной мессой Жоскена на протяжении XVI века).
    • Жоскена считают родоначальником техники пародии в мессе, образцы которой находятся в мессах
    • «Malheurmebat»,
    • «MaterPatris» и
    • «Fortunadesperata».
  • Слайд 37

    Missa de BeataVirgine

  • Слайд 38

    Светская музыка Депре

    Немного, многие его многоголосные (на 3-6 голосов, чаще на 4 голоса) песни (преимущественно на французские стихи) доныне популярны благодаря простоте и выразительности мелодии, умеренному и эффектному использованию контрапункта фроттола «InteDominesperavi» («На Тебя, Господи, уповаю», на причудливой смеси итальянского и латинского языков) поздняя шансон «Milleregretz» («Тысяча сожалений»

  • Слайд 39

    Наследие Депре в 16 в.

    В XVI веке Жоскен приобрел репутацию величайшего композитора эпохи. Темы и целые фрагменты его музыки становились основой новых многоголосных композиций (см. Cantusfirmus) известных музыкантов (например, мотет «Praeterrerumseriem» лёг в основу мессы-пародии Чиприано де Роре). Ученик Жоскена, видный музыкальный теоретик АдрианКоклико назвал (Compendiummusices, 1522) его «первым из музыкантов» (princepsmusicorum); Г.Глареан отмечал его «многосторонний талант, захвативший вершины природы и оснащённый её силой». Жоскен был главным музыкальным авторитетом прошлого для Мартина Лютера, называвшего его почтительно «повелителем нот».

  • Слайд 40

    Влияние франко-фламандской школы на Италию

    1501 - венецианский книгопечатник ОттавианоПетруччи издал "HarmoniceMusicesOdhecaton" - первый крупный сборник светской музыки.

    Франко-фламандский стиль стал доминирующим музыкальным языком Европы в следующем столетии, поскольку Петруччи включил в свой сборник, главным образом, музыку франко-фламандских композиторов.

    АдрианВилларт(ок.1490-1562) - нидерландский композитор и педагог, работал в Италии, представитель франко-фламандской полифонической школы, основоположник венецианской школы. Вилларт развивал музыку для двойного хора, эта традиция многохоровой музыки достигнет своей вершины в начале эпохи Барокко в творчестве Джованни Габриэли.

    Якоб Аркаде́льт(1507-1568)

  • Слайд 41

    Орландоди Лассо (Ролан де Лассю) (1532-1594)

    Нидерланды – Италия (1545-55) – Бавария (1556-94)

    Самый плодовитый композитор XVI века.

    Работал исключительно в вокальных жанрах:

    • более 60 месс (в том числе мессы-пародии на чужие и собственные шансон и мотеты),
    • 4 цикла страстей (по всем евангелистам),
    • более 100 магнификатов,
    • около 150 франц. шансон («Susanneunjour» - одна из самых популярных пьес в XVI веке),
    • итальянские (вилланеллы, морески, канцоны) и немецкие песни (больше 140 Lieder),
    • около 250 мадригалов («Matona, miacara» - немецкий солдат поёт любовную серенаду, коверкая итальянские слова)
  • Слайд 42

    Полифония: pro et contra

    1545-63 г.- Тридентский собор (XIX Вселенский собор), один из важнейших соборов в истории Католической Церкви, целью которого было дать ответ реформационному движению. В том числе, на этом соборе рассматривалась церковная музыка.

    Некоторые делегаты стремились возвратиться к одноголосому григорианскому пению и исключить из песнопений контрапункт, негласно уже существовал запрет на использование полифонического стиля в духовной музыке, в том числе, были запрещены почти все секвенции. Причиной такой позиции было убеждение, что многоголосая музыка из-за контрапунктических сплетений оттесняет текст на второй план, при этом нарушается и музыкальное благозвучие произведения.

    Для разрешения спора была создана специальная комиссия. Эта комиссия поручила Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1514-1594), одному из величайших композиторов церковной музыки, создать пробные мессы, с учетом всех требований сторон. Палестрина создал три шестиголосые мессы, в том числе, и свою самую знаменитую "Месса Папы Марцелла", посвященную Папе Марцеллу II, своему покровителю в юношеские годы. Эти произведения оказали сильное влияние на духовенство и поставили точку в споре, выступления против использования в церковной музыке контрапункта прекратились.

    Более того, Тридентский собор постановил за правило всем композиторам духовной музыки писать в стиле Палестрины. После этого, в 1582 и в 1614 годах, Григорианский хорал был пересмотрен и полностью переписан для очищения от неточностей и "варварства" и приведён к стандарту Палестрины.

  • Слайд 43

    Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525\26-1594)

    несколько сотен композиций, в том числе:

    • 105 месс,
    • 68 офферториев,
    • более 300 мотетов,
    • 72 гимна,
    • 35 магнификатов,
    • 11 литаний и мн.др.
  • Слайд 44

    1558 - «Основы гармоники»ДжозеффоЦарлино (1517-1590)

    - крупнейшее творение музыкальной науки 16 века.

    • возродил античную концепцию звучащего числа,
    • обосновал теоретическое и эстетическое оправдание большого и малого трезвучий, тем самым заложил основы мажоро-минорной системы.
    • обосновал полное и окончательное признание интервалики чистого строя в качестве звуковой материи для многоголосной музыки.
  • Слайд 45

    Карло Джезуальдо (1566-1613)

    Представитель итальянского маньеризма в музыке, автор мадригалов хроматического стиля.

    Известные поздние мадригалы:

    • «Beltà, poichet'assenti» («Красавица, раз ты уходишь»),
    • «Moro, lasso, almioduolo»
    • («Увы, я умираю от страданий»), слушать,
    • «Mercégridopiangendo» («Пощады молю я, плача»),
    • «Tupiangi, oFillimia» («Ты плачешь, моя Филлида»).

    Вводит приемы музыкальной риторики: Слова «ветер», «огонь», «бег» выделены более мелкими ритмическими длительностями и имитацией, что создаёт впечатление стремительного движения,

    в противоположность словам «боль» и «муки», которые распеваются в медленном темпе, создавая впечатление оцепенения и болезненной сосредоточенности.

  • Слайд 46

    Флорентийская камерата

    Флоренция – 1573 - под покровительством графа Джовани Де Барди - группа гуманистов, музыкантов, поэтов ДжулиоКаччини, ПьетроСтроцци, Винченцо Галилей (отец астронома Галилео Галилея), ДжилорамоМей, Эмилио де Кавальери и ОттавиоРинуччини в молодые годы. Расцвет – 1577-1582.

    Камерата критиковала существующую музыку за чрезмерное использование полифонии в ущерб разборчивости текста и потерю поэтической составляющей произведения и предложила создать новый музыкальный стиль, в котором текст в монодическом стиле сопровождался инструментальной музыкой. Их эксперименты привели к созданию новой вокально-музыкальной формы - речитатива, впервые использованного Эмилио де Кавальери, впоследствии напрямую связанным с развитием оперы.

    Первой официально признанной оперой, соответствующей современным стандартам, стала опера "Дафна" (Daphne), впервые представленная в 1598 г. Авторами "Дафны" были Якопо Пери и ЯкопоКорси, либретто ОттавиоРинуччини. Эта опера не сохранилась.

    Первой сохранившейся оперой является "Эвридика" (1600 г.) этих же авторов - Якопо Пери и ОттавиоРинуччини. Этот творческий союз ещё создал немало произведений, большинство из которых утеряны.

  • Слайд 47

    Дополнительное чтение

    Обязательно слушать и стараться различать произведения, данные в раздатке.

    Р. Поспелова. Трактат, давший имя эпохе: "Arsnova" Филиппа де Витри

    Статьи по композиторам и жанрам в википедии.

  • Слайд 48

    ДЗ

    1. Законспектировать и постараться разобраться с жанрами:

    • Фуга,
    • концерт,
    • опера,
    • сюита.

    2. Чем оркестр отличается от ансамбля. Какие виды оркестров бывают? Какие выделяют этапы в развитии оркестра?

    Источники: википедия, http://belcanto.ru, - на обыденном языке - www.classic-music.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке