Содержание
-
Музыка как средство развития восприятия у школьников
учитель музыки МБОУ Академического лицея города Томска Томской области Щеглова С.В.
-
Развитие восприятия музыки – основа воспитания музыкальной культуры школьников
Развитие восприятия музыки – важнейшая задача музыкального воспитания школьников, которое происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки – самостоятельный вид деятельности на уроке. Основа восприятия музыки – активная музыкальная деятельность, направленная на освоение художественно-ценных произведений.
-
Особенности музыкального восприятия
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.
-
Музыка воздействует благодаря комплексу выразительных средств:
Лад Темп Тембр Динамика Метроритм
-
Восприятие музыкальных образов происходит в результате творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт (музыкально-слуховой и жизненный).
-
Б.Л. Яворский:
«В основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь».
-
Б.Ф. Асафьев предложил ряд общепризнанных теперь педагогических приемов:
Ознакомление путем «живого исполнения». Понятие о тождестве и контрасте. Понятие о повторяемости или возвращаемости подобного. «внедрение в сознание» основных музыкальных форм.
-
Социально-психологические факторы восприятия
Основной путь развития музыкального восприятия – это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а также расширение круга знаний слушателя о музыкальных стилях, жанрах, формах.
-
Влияние на характер музыкальных предпочтений
музыкальные способности принадлежность к социально-демографическому слою возраст уровень образования место жительства
-
Исследования музыкальных интересов школьников
Участвовало 750 старшеклассников отношение: к музыкальной классике к русской народной песне к авторской самодеятельной песне к тяжелому року к диско-музыке
-
Формирование у школьников эмоционального отношения к музыкальному образу
Педагог создает условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. подводит к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств.
-
У школьников формируются:
навыки культурного слушания умение рассуждать о музыке умение давать эстетическую оценку содержанию музыкального произведения
-
Младшие школьники
«Прогулка» и «Сказочка» С.С. Прокофьева «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского «Ласковая просьба» Г. Свиридова «Смелый наездник» Р. Шумана «Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича
-
Старшие школьники
«Пятая симфония» Л.В. Бетховена «Лунная соната» Л.В. Бетховена «Фантазия» А. Рябова Симфонические произведения П.И. Чайковского
-
Объем слухового внимания школьников
1-2 класс – 1-1,5 минуты 3 класс – около 3х минут 4 класс – 4-5 минут подростки – 15-17 минут
-
Особенно яркое воздействие на школьников оказывает «живое», выразительное исполнение произведения учителем.
-
Методы и приемы подготовки школьников к эмоциональному восприятию музыки
вступительное слово учителя использование произведений других видов искусства вокализация тем музыкальных произведений
-
Формирование осознанного восприятия музыкального образа на начальном этапе
осмысление жанровых особенностей музыки формирование способности следить за развитием музыкального образа расширение словарного запаса учащихся многократное повторение произведения
-
Этапы формирование восприятия музыкального произведения
знакомство с произведением анализ произведения восприятие произведения на основе полученного опыта сравнивание произведения с другими, ранее не слышанными
-
Восприятие серьезной и легкой музыки
-
-
Восприятие музыки и проекция личности
Музыкальное произведение в силу своей многозначности допускает очень много толкований и поэтому является удобным инструментом для исследования личности слушателя.
-
-
Типы эмоциональной направленности личности
альтруистическая любовная гедонистическая пуническая романтическая эстетическая
-
Развитие музыкального восприятия
научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором. включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации.
-
Специальные музыкальные способности
слух память мышление воображение
-
Занятия включают в себя:
пение в хоре занятия ритмикой повторное прослушивание музыкальный произведений разучивание мелодических тем изучение биографий композиторов
-
Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:
выявление главного настроения; определение средств музыкальной выразительности; рассмотрение особенностей развития художественного образа; выявление главной идеи произведения; понимание позиции автора; нахождение в произведении собственного личностного смысла.
-
Выводы:
Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия способствуют развитию интересов и вкусов обучающихся, формированию у них музыкальных потребностей. Развитие музыкального восприятия связано с обогащением художественного и жизненного опыта слушателя, а также постановкой перед ним проблемных заданий и вопросов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.