Содержание
-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
Донская Т.П. Музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 10 «Ивушка»
-
Паспорт проекта ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Автор проекта: Донская Татьяна Павловна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» Участники проекта: дети, родители группы, педагоги ДОУ: воспитатели, инструктор по физической культуре. Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год. База реализации проекта: МБДОУ д/с № 10 «Ивушка».
-
Актуальность
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере. Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём.
-
Цель проектаСоздание условий для развития творческой активности и артистических способностей детей
Задачи Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Развивать импровизационную самостоятельность в создании художественного образа на заданный текст в жанре песни, танца, марша. Развивать творческие способности в умении передавать настроение, характер музыки, пластикой движений тела, рук, мимикой, жестами. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию. Активизировать и расширять словарь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, культуру речевого общения. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки приобретаемые в театрализованных играх, на занятиях. Формировать активную позицию родителей по отношению проводимой театрализованной деятельности в детском саду.
-
Предполагаемые результаты:
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Совершенствование исполнительских способностей детей. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие устойчивого интереса к театрально- игровой деятельности, желание детей участвовать в творческих концертах. Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребенка.
-
План проекта - этапы
Подготовительный этап 1.Определение темы, цели, задачи, проблемы. 2.Составление плана-схемы проекта. 3.Сбор, накопление материала.
-
Изучение и анализ методической литературы.
Методическая литература. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры», Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников», Радынова О.П. «Слушаем музыку», Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
-
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие , эмоциональное развитие , развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы , краски , звуки. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.
-
Театрализованные игры (классификация Л.В. Артемовой)
Настольныйтеатр Теневойтеатр Театрнафланелеграфе (ребенокиливзрослыйнеявляетсядействующимлицом, а создаетсцены, ведетрольигрушечногоперсонажа, действуетзанего, изображаетегоинтонацией, мимикой.) Игры-драматизацииспальчиками Игры-драматизации с куклами бибабо Импровизация Игры-имитации Ролевыедиалоги Инсценировки и спектакли ( Ребенок в этомслучаеиграетсам, используясвоисредствавыразительности - интонацию, мимику, пантомимику.) Режиссерские игры Игры-драматизации
-
Основной этап Работа с сотрудниками ДОУ. Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации. 1.Проведение теоретического семинара для воспитателей ДОУ на тему: «Виды театров и их рациональное использование в ДОУ». 2. Консультация для воспитателей ««Влияние театрализованной игры на формированиеличности дошкольников» 3. Консультация для воспитателей «Развитие взаимоотношений у детей со сверстниками в театрализованной деятельности» 4. Смотр-конкурс театральных уголков в группах.
-
настольныйтеатр игрушек
Виды театров Режиссерские игры настольныйтеатр картинок
-
Фланелеграф Театрконусов Театрложек
-
Игры-драматизации Игры-драматизацииспальчиками Игры-драматизации с куклами бибабо
-
Инсценировки и спектакли
-
центры театрализованной деятельности в группах
-
Работа с родителями Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды. 1.Проведение бесед, консультаций. Работа с детьми. 1.Проведение цикла занятий, игр. Заключительный этап Презентация проекта
-
Этапы обучения театрально-игровой деятельности в практике.
Движения. Основные движения. Изобразительные движения и жесты. Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве: строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и снова находить свое место. Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др. Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др. Дети старшего дошкольного возраста выполняют более сложные характерные движения.
-
Музыкально-двигательные этюды.
Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа. Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений. Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы. В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке(гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), танцевальный этюд с воображаемыми игрушками. Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ. Затем детям дается творческое задание, например: прийти на реку, погреется на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч, радоваться. Дети старшей и подготовительной групп могут изображать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре группе, например этюд «Звери готовятся к зиме»: довольные медведи катят бочки с медом, несут корзинки с малиной, пробуя на ходу, веселые белочки хвастаются шишками и орешками, трусливые зайчики прячут морковку, хитрая лиса ходит вокруг, прилетели журавли и т.п. Особое внимание я уделяю выразительности движений. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
-
Декламация. Выразительное чтение.На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки.Использую элементы артикуляционной гимнастики.
Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен. Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности. Важную роль занимает музыкальное восприятие , ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ. Далее разучиваем текст и переходим к исполнению. Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.