Содержание
-
Образцова Елена Васильевна
Елена Образцова стала первой русской певицей, со времен Федора Шаляпина, которая на равных вошла в число величайших оперных звезд мира.
-
Обращение Елены Образцовой к читателям
-
Еле́на Васи́льевна Образцо́ва (род. 7 июля1939, Ленинград, СССР) — выдающаяся советская и российская оперная певица (меццо-сопрано). Народная артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1976). Герой Социалистического Труда (1990). С июня 2007 года по октябрь 2008 года занимала должность художественного руководителя оперы Михайловского театра (бывшего Театра оперы и балета имени Мусоргского в Санкт-Петербурге).
-
Биография
Е. В. Образцова родилась 7 июля1939 года в Ленинграде. Отец – Образцов Василий Алексеевич (1905–1989) – работал конструктором на заводе; мать – Образцова Наталия Ивановна (1913–1994) – была чертежницей. Первые детские воспоминания Елены Образцовой связаны с войной и блокадой.
Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй была эвакуирована из Ленинграда в Устюжну.
-
Петь Лена начала рано, с 5 лет. Голосок был тоненьким, комариным. Пела то, что слышала вокруг, главным образом, вальсы Штрауса. Когда пошла в школу, уроки делала исключительно под музыку - пела сама или слушала пластинки. Часами сидела у репродуктора во время оперных передач. Музыка с детства была для нее не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью. Навсегда запомнились ей домашние музыкальные вечера: у отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. Из командировки в Италию он привез большую коллекцию пластинок, по которым маленькая девочка знакомилась с голосами знаменитых певцов - Джильи, Карузо, Галли-Курчи.
-
Когда мы вернулись в Ленинград, то узнали, что нашу большую квартиру в старинном особняке отдали другим людям и нам в этой квартире выделили всего комнатку. Даже свои вещи мы выкупали потом у этих людей. Дорогие бабушкины и дедушкины вещи пропали совсем, а наши портреты, фотографии, пластинки нам удалось выкупить у новых жильцов. Для меня всё это было дико, я никак не могла понять: почему нам нужно выкупать свои же вещи? Но вскоре это отошло на второй план, так как меня вновь увлекла музыка. Я обожала петь и всегда, где только могла, что-то напевала. Соседи так и звали меня «певица» и жаловались маме, что я целый день завожу патефон. В первом классе пошла записываться в хор, но меня не взяли.
-
В 1948—1954 годах пела в детском хоре Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова (руководитель хора — М. Ф. Заринская). В 1954—1957 годах, в связи со служебным переводом отца, семья проживала в Таганроге, где Елена училась в Музыкальной школе имени П. И. Чайковского у педагога Анны Тимофеевны Куликовой.
-
На отчётном концерте в музыкальной школе Образцову услышала директор Ростовского музыкального училища М. А. Маньковская, и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс. Через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова.
-
О своем педагоге всегда вспоминает с большой теплотой: "Антонина Андреевна была очень тактична и аккуратна как человек и как педагог. Мне всегда хотелось сделать скорее, петь сразу большие арии, сложные романсы, а она убеждала, что без постижения "азов" вокала ничего не выйдет. Она разумно разведывала мои возможности, не торопилась "расковырять "бутончик". Она говорила: "Если бутончик расковырять в розочку, она сразу увянет. Бутончик должен расцветать сам". Антонина Андреевна принадлежала к числу людей, для которых служение искусству, музыке, своим ученикам составляло высший смысл каждого прожитого дня".
-
В 1962 году завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки.
-
В 1963 году, будучи студенткой консерватории, Е. Образцова дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере М. П. Мусоргского«Борис Годунов».
-
В 1964 году закончила ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова по классу профессора А. А. Григорьевой (оперный класс А. Н. Киреева). С того же года солистка Большого театра.
-
Позже в 1964 году Елена Образцова в составе труппы Большого театра выступила на сцене Ла Скала в роли Марфы в опере «Хованщина» и в роли Мари в опере «Война и мир». Выступления Образцовой в Италии прошли с большим успехом.
-
В 1975 году Елена Образцова вместе с Большим театром отправилась на гастроли в США. В ходе спектакля «Борис Годунов» Образцову, исполнявшую роль Марины Мнишек, пять раз вызвали на сцену восторженные зрители: спектакль пришлось остановить. Триумф Елены Образцовой в США окончательно утвердил ее в статусе звезды мировой оперы.
-
Через несколько месяцев Елена Образцова выступила в «Трубадуре» — спектакле, открывавшем сезон Оперы Сан-Франциско: её партнерами выступили Лучано Паваротти и Джоан Сазерленд. В 1976 году Образцова — уже в статусе приглашенной солистки «Метрополитен-опера» — вызвала сенсацию своим исполнением роли Амнерис в «Аиде» Верди.
-
В 1977 году Образцова выступила в роли Далилы в «Метрополитен». Тор Экерт, критик New York Times, тогда написал: «Сомневаюсь, что мы с вами слышали Далилу, которой бы так легко удавалось осилить две с половиной октавы — Образцова исполняет эту сложнейшую партию без тени напряжения».
-
Была приглашена Франко Дзеффирелли на роль Сантуцци в фильме «Сельская честь» (1982). «В моей жизни, — писал Дзеффирелли, — были три потрясения: Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова, которая в дни съемок фильма „Сельская честь“ сотворила чудо».
-
В Петербурге руководит культурным центром, названным её именем, где работает с молодыми исполнителями.
-
.
В 1973—1994 годах Образцова преподавала в МГК имени П. И. Чайковского, в 1984 году стала профессором.
-
С 1992 года преподает в Токийской музыкальной академии
-
Виталий Смирнов преподносит Елене Образцовой цветы. Концерт в честь лауреата Международной
Леонардо-премииТедаТернера
Образцова выступала и в качестве оперного режиссёра. В 1986 году она поставила в Большом театре оперу Ж. Массне «Вертер» (дирижер-постановщик — А. Жюрайтис), где исполняла главную партию. Певица снималась в главных ролях в телевизионных музыкальных фильмах «Веселая вдова», «Моя Кармен», «Сельская честь» и «Тоска».[
-
Семья
Альгис Марцелович Жюрайтис
Мужья:
Вячеслав Петрович Макаров (род. 1938), физик-теоретик.
Альгис Марцелович Жюрайтис (1928—1998) — дирижёр Большого театра, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
Дети и внуки:
- Дочь — Елена Вячеславовна Макарова (род. 1966), певица.
- Внук — Александр Макаров (род. 1988).
-
Говорят, вы в отличных отношениях с Монтсеррат Кабалье?
– Да. Мы дружим. Это очень хорошая женщина – замечательная, добрая, доброжелательная. Она мне, кстати, тоже очень много дает советов всегда. Потом я помню, когда я еще была девчонкой, никто меня не знал как певицу, она приходила на репетиции и пела мне поздравление. Это было незабываемо. Теперь, когда я нахожусь на ее концерте, она всегда со сцены говорит: «Среди нас, здесь в зале, присутствует великая Образцова». Представляете, как это приятно?! Эта дружба, человеческие отношения дорогого стоят
-
Ваша жизнь оказалась богата на встречи с легендарными людьми.
Монтсеррат Кабалье тоже не раз потрясала меня своим даром. От её голоса сжималось сердце. Как она чувствовала музыку! Помню, потрясённая в очередной раз её голосом, я пришла после концерта за кулисы, и мне захотелось что-то сделать для неё. Я встала на колени, сняла с себя норковую накидку и протянула её Монтсеррат. А она улыбнулась и сказала: «Не надо, Елена. Оставь накидку себе. Я такая толстая, что могу сшить из неё лишь шляпку». Вот такое чувство юмора. А на следующий день Монтсеррат была на моём спектакле и потрясённая вошла ко мне в гримёрку, как и я накануне, встала передо мной на колени и стала плакать, как и я тогда. Она просила спеть вместе с ней. В 1982 году мы с Монтсеррат пели на сцене «Ла Скала», а затем и в других театрах… Много было в моей жизни великих людей, о каждом можно книгу написать.
-
— Никогда не забуду великолепную Марию Каллас. Мы познакомились в «Гранд-опера», куда Каллас пришла послушать советских певцов. Мария попросила меня посидеть с ней в ложе, и я сидела и смотрела на неё с трепетом и обожанием. Это было трудное время для Марии — с ней расторгли контракт в «Гранд-опера», а она ещё надеялась петь и предложила мне совместное выступление. Но я знала, что у неё уже не всё в порядке с голосом, и мне было больно от этого. Каллас сказала мне: «Женщина должна быть сильнее мужчины!» Я поняла, к чему она это сказала: в то время было много шумихи вокруг сенсационной женитьбы Онассиса на Жаклин Кеннеди. Естественно, о Марии тоже писали как о подруге самого богатого человека в мире. Журналисты одолевали её, а она страдала. Не знаю, как я осмелилась, но однажды спросила: «Ты любишь его?» — И она быстро ответила: «Очень люблю и очень страдаю». Вот такая откровенность. Когда Мария умерла, я сильно переживала.
-
Вы, наверное, часто вспоминаете о том, как отдавали свои гонорары Госконцерту?
- о: Нет. Я всегда деньги отдавала с большим воодушевлением. Думала, что это нужно для детей, для нашей экономики. У меня никогда не было жадности. Но было сильное разочарование, когда узнала, что на мои деньги чиновники, например, ездили в Африку — охотиться на львов. Я была на уровне всех великих певцов, получала самые высокие гонорары в мире и отдала государству несколько миллионов долларов. Сейчас, конечно, немножко сложновато, потому что у меня нет никаких запасов, а надо и лечиться, и квартиру содержать. Вот я и вынуждена не спать в своей кровати, а ездить по концертам и зарабатывать. Сейчас я много езжу по России, странам СНГ. И поражена тем, как люди в глубинке воспринимают музыку, сколько в них чистоты. Я там даже пою по-другому. Если в столицах, перед искушенной публикой, думаю и о технике, и о фразе, и о многих других профессиональных вещах, то в маленьких городах я пою больше душою и сердцем.
-
Какие у вас отношения со временем?
- о: У меня нет ностальгии по молодости. Большие певцы — они как дети, поэтому настоящая старость к ним никогда не приходит. Я думаю, человек стареет, когда устает от жизни, перестает ее любить. В каждом возрасте есть свои радости. Теперь я уже очень много знаю и хочу поделиться этими знаниями.
-
Когда вы входите в Большой, надеюсь, у вас пропуск не спрашивают?
- о: Однажды, когда я поехала на "Царскую невесту" и забыла пропуск, то меня просто не пустили. Я уехала домой. Но понимала, что должна петь. Я дома загримировалась, приготовилась к спектаклю. Потом началась паника, пошли звонки из театра. Я сказала: "Меня в театр не пустили. Правда, это моя ошибка, что я не взяла пропуск, но все-таки после стольких лет работы в Большом могли бы и пустить". Но там военная охрана, которая, конечно, понятия не имеет, кто есть кто, и им было наплевать — Образцова пришла или Пупкина.
-
За что вы чаще всего себя ругаете?
- о: Думаю, что талант свой я Господу Богу отработала, и Он на меня не будет сердиться. Но все-таки я могла бы сделать гораздо больше. Случались моменты, когда я не могла много работать. А когда упала с велосипеда, у меня было отслоение сетчатки, и я пять лет была почти слепая. Не видела ноты, не могла учить ничего нового. Но я не скулила, не плакала, и ко мне вернулось зрение. Господь экзаменует нас, когда случаются какие-то несчастья. И если мы стойки в испытаниях, то он исправляет ситуацию. Только через испытания человек может постичь жизнь. А все те положительные эмоции, к которым человек стремится, — вещь праздная.
-
Какую собственную слабость вы себе прощаете?
- о: Постоянную влюбленность. Все, что я делаю на сцене, — это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Я знаю очень многих, кто обойден любовью. И они даже не знают, что такое страсть и нежность, они не знают, как можно ждать и как больно терять. Очень много людей, которые не живут, а существуют. Любовь — Божий дар, от которого нельзя отказываться.
-
У вас есть нереализованная мечта?
— Одно время мне казалось, что есть. Я много лет молила Господа, чтобы он дал мне возможность лечить людей. Откуда было такое желание, не знаю, но мне хотелось исцелять. И однажды я отчётливо поняла, что Господь дал мне возможность исцелять и орудием является мой голос. Это было такое чудесное открытие! У меня очень мощная энергетика, и после моих концертов люди забывают о своих болезнях. Многие даже постоянно слушают мои записи, чтобы подпитаться энергетикой. Многие мамы регулярно водили своих деток с врождёнными заболеваниями ко мне на концерты, и дети полностью излечивались! Я счастлива от этого.
-
Каким проектом сейчас занимаетесь?
— Много контрактов подписано с западными театрами вплоть до 2009 года. В Японии много времени провожу. Знаете, это обидно, это моя боль. Дело в том, что я хотела бы всё своё время и знания передать России, но здесь до сих пор не могут мои знания взять.
Не открою секрет, если скажу, что таких голосов, как в России, нет во всём мире! Не имею в виду нашу эстраду, я говорю о талантливых голосистых дарованиях. Но дар этих людей надо развивать, огранить, как драгоценный алмаз, понимаете? Уже и Путин подписал бумаги, чтобы мне выделили место для строительства театра, и я людей нашла, которые станут строить. Но из-за бюрократических проволочек дело двигается очень медленно, а ведь я не вечная!
Уже даже не знаю, успею ли я в этих театрах передать кому-нибудь свои знания. Тем более становится обидно, что у меня в Японии многолетняя очередь из учеников, которым я передаю опыт, и платят там большие деньги. А я мечтаю отдать всё России, вот только сумеют ли взять. Я уже столько переживала и плакала по этому поводу, что сил не осталось мечтать об этих театрах. Наверное, чиновники ждут, когда я откажусь от своей затеи, и мой колоссальный опыт перейдёт в Японию или ещё какую-нибудь страну. Вот такая невесёлая ситуация. Но я не отчаиваюсь, всё в руках Господа.
-
А что вам нужно в жизни из того, чего у вас нет?
- о: У меня есть все. Единственное, чего мне не хватает, — крыльев. Я бы очень хотела летать. Я до сих пор летаю во сне.
-
Звания и награды
- 1962 — 1-я премия на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки
- 1970 — 1-я премия на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне
- Заслуженная артистка РСФСР
- 1970 — 1-я премия на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве
- 1971, 1980 — орден Трудового Красного Знамени
- 1973 — Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки — за концертные программы и театральную деятельность 1971—1972 годов
- 1973 — народная артистка РСФСР[6]
- 1976 — Ленинская премия — за концертные программы 1973—1974 годов и исполнение партий Фроськи, Кармен, Азучены в оперных спктаклях «Семён Котко» С. С. Прокофьева, «Кармен» Ж. Бизе, «Трубадур» Дж. Верди
- 1976 — народная артистка СССР
- 1990 — Герой Социалистического Труда (27 декабря1990 года) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства[7]
- 1990 — орден Ленина (27 декабря 1990 года)
- 1999 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 июня1999 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства[8],
- 2002 — лауреат российской оперной премии «Casta diva»[9]
- 2009 — орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 июня2009 года) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность[10]
- 2009 — орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ, 2009 год) — во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения
-
Театральные работы
- Марфа («Хованщина»М. П. Мусоргского)
- Любаша («Царская невеста»Н. А. Римского-Корсакова)
- Амнерис («Аида»Верди)
- Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
- Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
- Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)
- Шарлотта («Вертер»Массне)
- Элен Безухова, Княжна Марья, Ахросимова («Война и мир»С .С. Прокофьева)
- Фроська («Семен Котко»С. С. Прокофьева)
- Марина («Борис Годунов»М. П. Мусоргского, в редакции Н. А. Римского-Корсакова)
- Графиня, Гувернантка, Полина, Миловзор («Пиковая дама»П. И. Чайковского)
- Женька Комелькова («А зори здесь тихие» К. В. Молчанова)
- Кончаковна («Князь Игорь»А. П. Бородина)
- Любава («Садко»Н. А. Римского-Корсакова)
- Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди)
- Сантуцца («Сельская честь»П. Масканьи)
- Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
- Адальджиза («Норма»В. Беллини)
- Джоанна Сеймур («Анна Болейн»Г. Доницетти)
- Орфей («Орфей и Эвридика»К. В. Глюка)
- Нерис («Медея» Керубини)
- Феодосия(«Пламя» Респиги)
- Леонора («Фаворитка»Г. Доницетти)
- Иродиада («Иродиада» Массне)
- Князь Орловский («Летучая мышь»И. Штрауса)
- Герцогиня Беркенфильд («Дочь полка» Г. Доницетти)
- Юдит («Замок герцога Синяя борода»Б. Бартока)
- Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
- Принцесса («Адриенна Лекуврёр»Ф. Чилеа)
- Иокаста («Царь Эдип» И. Ф. Стравинского)
-
Работа выполнена уч.анг.яз.Куликовой З.Е.,2011 г.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.