Содержание
-
Презентация подготовлена музыкальным руководителем Виногоровой Е.В.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей детей дошкольного возраста» 2016 г.
-
Как называется то, что с таким увлечением исполняют дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома? Этот довольно новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ. Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?
-
Что же такое ритмодекламация?
Ритмодекламация– это совокупность поэзии, музыки и актерского мастерства. Это чёткое произношение, утрированная интонация, искусство выразительного чтения вслух любого доступного для детей материала: потешек, стихов, прибауток, ну и, конечно, артистизм (творчество) – умение правильно изобразить, показать жестами то о чем или о ком говорится в тексте. Ритмодекламацию называют еще «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».
-
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма а также формированию коммуникативных навыков. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.
До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. Актуальность темы
-
Почему ритмодекламация так нравится детям
Во-первых, это интересное, необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой музыки (от старинных музыкальных произведений до современных джазовых импровизаций) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений великих поэтов). Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения. Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными».
-
Ритмодекламация и здоровьесбережение
Благодаря чередованию во многих ритмодекламациях пения, игры на инструментах, жестов и речи голосовые мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
-
Этапы работы с модулями
При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа. Базой для речевых упражнений ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. Также стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.
-
Занятия с модулями ритмодекламации – это интегрированные занятия с использованием
речевых игр со звучащими жестами; речевых игр с музыкальными инструментами; речевых игр с движением, рисованием; коммуникативных игр; пальчиковых игр.
-
Почему ритмодекламация так эффективна
У детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка в ритмодекламации выражается ни одной декламацией, а сопровождается жестами, пластикой, движением, игрой на музыкальных инструментах. Главный признак успешного обучения – это непременное присутствие творческого начала на занятиях, присутствие самостоятельной деятельности. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Одно из наиважнейших условий развития ребенка это его заинтересованность в процессе! Ритмодекламация, имея большие возможности инвариантности, позволяет развивать ребенка, держа его в состоянии постоянного ощущения чего-то нового, ощущения уверенности в своих силах. А это мощный толчок к успешному развитию не только музыкальных способностей ребенка.
-
Разнообразие приёмов работы
Совместный приём Приём «цепочкой»
-
Групповой приём Индивидуальный приём
-
Коммуникативное развитие и ритмодекламация
Одним из важных и доступных факторов коммуникативного развития ребёнка является именно ритмодекламация, так как она формирует коммуникативные навыки. После освоения детьми ритмодекламации, для них становятся доступными почти все средства коммуникативной и музыкальной выразительности.
-
Ритмодекламация соответствует всем идеям ФГОС
Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; Уважение личности ребенка; Реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста (игры, познавательной, исследовательской деятельности, формах творческой активности и др.)
-
Практическое применениеРитмодекламация №1
Считалка «Опа-опа» Опа-опа, опа-па! Опа-па! Три фасольки, два боба. Два боба. Побежал я в огород. В огород. Положил их прямо в рот. В рот. 1. Декламировать считалку, используя партию второго голоса, подражая «эху». 2. «Эхо» исполняется ритмически с использованием шумовых инструментов (две группы). 3. Когда слова будут говориться легко, исполнять тремя подгруппами: основной, «эхо», аккомпанемент.
-
«Ай, дили, дили» ( речевая игра с движениями и элементами театрализации ) подготовительная группа
Ритмодекламация №2 Ай, дили, дили, дили. /идут дробным шагом по кругу А мы кого -то видели: Глазастого, ушастого, / движения по тексту Вихрастого, зубастого. Он сидел под кустом Громко щёлкал языком. Может это был козёл? Бе – бе – бе! / изображают средним голосом Может из лесу пришёл серый волк? У –у – у! / изображают грубым голосом Или это был медведь? Ааааааааааааааа! / изображают низким голосом Не смогли мы разглядеть, Потому что испугались / качают головой И с испугу разбежались. / убегают
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.