Содержание
-
Основные виды мелизмов.Применение и расшифровка
-
Мелизмы
Мелизмы (от греч., «Melos» - песня, мелодия) – это мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII века в клавесинной музыке. Временные доли мелизмов не входят в основные доли данного такта, поэтому они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука.
-
Форшлаг
- Форшлаг (нем., «vor» — пред, «schlag» — удар) -означает звук, предшествующий основному, «предудар».
- Короткий (перечеркнутый) Исполняется за счет предыдущей длительности или той, перед которой он обозначен.Если форшлаг состоит из нескольких звуков – обозначение шестнадцатыми, связанными ребром:
- Долгий (неперечеркнутый) Представляет собой задержание— нисходящее или восходящее. Исполняется за счет длительности звука, перед которым он помещен. При ноте с точкой долгий форшлаг равен ее двум третям:
-
Мордент
- Мордент (итал., «mordente» - кусающий, острый) - представляет собой оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Исполняется только за счет длительности основного звука, (меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) - на третий звук):
- Простой (неперечеркнутый) - вспомогательный звук берется сверху от основного звука. Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:
- Перечеркнутый - вспомогательный звук берется снизу от основного звука. Двойной мордент
-
Группетто
- Группетто - мелодическая фигура, состоящая из четырех или пяти звуков: основного и вспомогательных (верхнего и нижнего).
- 4-х звучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и основной:
- 5-ти звучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее - как в 4-х звучном группетто:
-
Знаки обозначения группето
- Над нотой. Тогда он может означать как 5-ти звучное, так и 4-х звучное группетто, исполняемое за счет длительности основного звука. Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука, либо начальную часть этой длительности: Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:
- Между двух нот. Означает либо 5-ти звучное группетто, занимающее всю длительность основного звука, либо 4-х звучное группетто, занимающее конец длительности основного звука: Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука:
-
Трель
- Трель (от итал., «trillare» - дребезжать, колебать) - это быстрое чередование основного вспомогательного звуков, tr ставится всегда над нотой.
- Продолжительность трели равна длительности звука, за счет которого она исполняется. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага.
-
Способы исполнения трели
1. Начиная с верхнего вспомогательного звука:2. Начиная с нижнего вспомогательного звука:В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот - «Nachschlag» (нем., - последующий удар) - специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении.
-
- 3. Начиная с основного звука:
- С середины XIX века и до настоящего времени исполнение Nachschlag становится обязательным лишь в тех случаях,
- когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели:
- Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях.
- Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в произведениях И. С. Баха.
- Он сам дал образцы расшифровки применяемых им мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма Фридемана Баха», понимая, очевидно, их не столь универсальное значение.
-
Знаки некоторых приемов исполнения
Легато – связное исполнение звуков мелодии. Обозначается дугообразной линией, над или под нотами, которые должны быть исполнены связно.
-
Стаккато
- Стаккато – короткое и отрывистое исполнение звуков мелодии или аккордов.
- Обозначается точками, выставляемыми над или под головками нот.
-
Портаменто
- Портаменто или глиссандо – это скольжение по хроматической (на ф-но по диатонической) гамме вверх или вниз, заполняя промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от друга на широкий интервал.
- Термин портаменто характерен вокальному исполнительству. Термин глиссандо – инструментальной практике. Обозначается следующим знаком:
- В фортепианной практике термин портаменто означает прием глубокого «non legato», т.е. почти связное исполнение как отдельных звуков, так и аккордов (особенно повторяющихся). Обозначается следующим знаком:
-
Арпеджиато
Арпеджиато– это исполнение звуков аккордов снизу вверх последовательно в быстром движении. По времени арпеджиато исполняется обычно за счет данного аккорда.
-
Иногда арпеджиато записывается мелкими нотами:
-
Упражнения для самостоятельной работы
1. Запишите варианты исполнения следующих мелизмов:
-
2. Следующие мелодические фрагменты запишите с помощью соответствующих мелизмов:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.