Содержание
-
Андрей Рублев
Андре́й Рублёв (1360 — 1428)— наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Ученик Феофана Грека. Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского, а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и погребен.
-
Впервые его имя было упомянуто в летописи, рассказывающей о росписи Благовещенского собора. В основе творчества Андрея Рублева лежит идея добра и красоты, гармонии духовного и материального мира. Христианское учение для него – в первую очередь любовь и всепрощение. Именно поэтому изображаемый им Спаситель не грозный судья, а любящий и всепрощающий Бог. Иконы этого мастера наполнены светом и покоем, отличаются чистотой колорита. Рублевым написано немало икон праздничного ряда, среди них – «Сретенье», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Преображение».
-
Рублевский Спас в Звенигороде (1410-ые)
Произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника, и на все последующие поколения русских людей. Спаситель жив, открыт, величествен, и одновременно в нем ощущается мягкость соответственно славянскому типу, он имеет некрупные черты лица, обрамленного русой шелковистой бородкой. Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика. Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. Живопись на поверхности доски сохранилась плохо, осталась только часть с изображением лица Спаса. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер - типические особенности стиля Рублева.
-
Благовещение (1405)
Икона писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две шпонки, загнанные с разных сторон. Благодаря тому, что доска слегка покоробилась, нижняя шпонка несколько отошла от края. Андрей Рублев строит композицию более илоскостно, подчиняя действие линейному ритмическому началу, и трактует тему в более спокойном, созерцательном плане. Слева, ступая как бы снизу вверх, архангел Гавриил, сделав широкий шаг, приближается к Богоматери. Его правая, далеко отставленная нога опирается в позём в левом нижнем углу иконы, а левая нога согнута в колене, как будто он готов преклониться перед Богоматерью. Его слишком длинная правая рука протянута к ней с благословляющим жестом. Кисть этой руки занимает как раз центр иконы, четко выделяется на светлом фоне архитектурных кулис. Такое расположение руки благословляющего архангела не случайно найдено художником, так как слева сверху из темно-зеленого сегмента небес, расположенного у линии ковчега иконы, нисходит острый, как стрела, луч с кружком, в котором заключено изображение св. духа в виде голубя, направленный на склоненную голову Марии и четко выделяющийся на алом фоне велума.
-
Сошествие в ад (1408-1410)
Это произведение - христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Работа была написана, как и несколько других, вместе с Даниилом Черным (Верным). Сцена Страшного суда являются памятником монументальной живописи Рублева в Успенском соборе Владимира. Если раньше древнерусские художники изображали эту сцену как возмездие за грехи, то Андрей Рублев показал день Страшного суда как день духовного согласия людей, объединенных любовью.
-
Преображение Господне (начало 15 века)
«Преображение» из Троицкого иконостаса в основном следует краткому иконографическому изводу, художник не изображает среди гор небольших сцен восхождения Христа и трех апостолов на гору Фавор и нисхождения их с горы после преображения Христа и явления пророков Илии и Моисея. Больше половины иконы занимают светлые прозрачные, очень жидко написанные лещадные скалы горы Фавор. На переднем плане возвышается желтовато-зеленоватая гора с отсветами более светлого тона, суживающаяся кверху. Светлые блики и оливково-зеленые прозрачные тени свидетельствуют, что именно эта средняя возвышенность гор наиболее освещена светом, исходящим от белых риз Христа, стоящего на ее вершине в ореоле некогда голубых сфер и пятиконечной звезды. Славу Христа представляет три кольца: внешний светло-голубой, второй - темно-голубой, средний -темно-синий. Некоторое представление о первоначальном цвете дают фрагменты у ног Христа и слева внизу между Христом и Илией. Голубой цвет искажен потемневшей олифой. По незначительным фрагментам можно догадываться, что пятиконечная звезда была светлой голубой, как внешнее кольцо сферы, но теперь она представляет зеленовато-оливковую поверхность, по-видимому, позднейшей записи, неровную и рябоватую. Круг славы несколько срезан вверху ковчегом иконы, а внизу - вершиной горы. Справа к Христу склоняется Моисей. В руках он держит коричневатые скрижали. Внизу только относительно узкая полоса иконы занята изображением трех апостолов, поверженных на землю светом преобразившегося Христа. Слева (занимая нижний угол иконы) в испуге пал на колени апостол Петр, голова его оборачивается назад, а взгляд обращен вверх на Христа. В середине между Петром и Иаковом, опираясь на правую руку, распростерся на земле Иоанн. Левой рукой он закрывает глаза от Фаворского света. Внизу справа упал навзничь Иаков, закрывая левой рукой глаза, а правой как бы отстраняя необычайное видение.
-
Троица
В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат. Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом, дерево и гора. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу[3]. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.
-
Спасибо за внимание!
Андрей Рублев заложил основы московской школы живописи, для которой характерно отсутствия ярко выраженного драматизма, резких цветовых контрастов, плавность линий. Болотная Анна 8 «Г»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.