Презентация на тему "«Троица» Андрея Рублёва"

Презентация: «Троица» Андрея Рублёва
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "«Троица» Андрея Рублёва"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 22 слайдов. Средняя оценка: 3.3 балла из 5. Также представлены другие презентации по мировой художественной культуре (МХК) для 7-11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: «Троица» Андрея Рублёва
    Слайд 1

    «Троица» Андрея Рублёва

  • Слайд 2

    План

    Источник и библейский сюжет Смысл и личность художника Умопостигаемая символика композиции

  • Слайд 3

    Библейский сюжет «Троицы» описан в первой книге Моисеевой (Быт. 18) Аврааму является Господь в лице трёх мужей. И один из мужей за трапезой, приготовленной Авраамом и его женой Саррой, говорит о том, что Сарра родит сына. Этот библейский эпизод лежит в основе различного рода изображений. В Иконографии «Троицы Ветхозаветной» совмещаются два изображения: «Явление Троицы Аврааму» и «Гостеприимство Авраама». Для подробного прочтения сюжета, действие изображено детально.

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Троица как воплощение догмата о триипостасном Боге уже в 15 веке существует в варианте, называемом «Отечество»: Ветхий Деньми (Бог Отец) держит на коленях Сына и здесь же присутствует Дух Святой в виде голубя. «Троица» А. Рублёва отличается от первого «Троица Ветхозаветная» и второго вариантов изображения. В ней атрибуты, позволяющие развернуть повествование, сведены к минимуму.

  • Слайд 6

    В основе композиции «Троицы» лежит круг, который образуется тремя фигурами ангелов. Круг – проекция на плоскость наиболее цельной и гармоничной, самой космической геометрической фигуры – шара. Единение фигур незримой линией окружности подчеркивается рифмующимися плавными линиями одежд, замедленностью мягких жестов, согласованность колорита.

  • Слайд 7

    Изображения рук ангелов – фазы единого жеста благословления.

  • Слайд 8

    Объединены ангелы и взорами – средний ангел смотрит на того, что сидит одесную (справа) от него, тот на сидящего ошею (слева) от центрального, а последний устремляет свой взор на чашу, стоящую на престоле.

  • Слайд 9

    Главный смысл иконы заключён в чаше, на которой опосредованно соединяются взоры всех трёх ангелов, и чаша эта невидимой нитью соединяется с центральной фигурой, зрительно приподнятой и выделенной наиболее ярким светом. Пространство иконы строится от центрального ангела к предстоящему иконе, включая его в гармоническое содействие, делая его частью евхаристии, сопричастным светлой жертве, по словам о. Павла Флоренского - собеседником.

  • Слайд 10

    Библейский сюжет даёт возможность истолкования значения предметов, изображенных в иконе: у ангелов в руках страннические посохи. Над одним из них изображён дуб мамрийский, под которым был накрыт стол, над другим – шатёр Авраама. На столе – чаша с головою тельца. Одно из истолкований этих символов даёт о. Павел Флоренский: «Культура, представленная палатами, мир жизни - деревом и земля - скалою, - все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви»

  • Слайд 11

    А. Рублёв любил ласковую «ладонную» –лотосообразную композицию. Словно меж двух теплых ладоней заключены главные фигуры в иконах. Колорит его икон мягок, не знает резких всплесков цвета, его гармония тиха и светоносна.

  • Слайд 12

    Спас Андрея Рублёва – «человеколюбивый, долготерпеливый и всеблагий», его ангелы подобны тихому пламени церковных свечей, кротки, божественно пластичны.

  • Слайд 13

    Основа композиции – круг, заключенный в восьмигранник. Круг выступает как символ извечной, космической гармонии, воплощает единосущность и неразделимость Троицы – не имеющую ни начала ни конца. Восьмигранник напоминает верующему купель , в которой младенец приобщается Духу Божию.

  • Слайд 14

    Основной символический смысл «Троицы» заключен, несомненно в фигурах ангелов. С древнейших времён идёт богословская полемика о том, кто были три мужа, явившиеся Аврааму: Господь в образе Христа с двумя ангелами, три ангела или единосущные и неслиянные ипостаси – Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Традиционно образ Рублёва толкуется как Образ Триипостасного Бога. Это даёт возможность попытаться определить, где изображён Бог Отец, Сын и Дух Святой.

  • Слайд 15

    Центральный Ангел одет в канонический для Христа пурпурный хитон с царственным клавием на плече и синий гиматий. Фигура его помещена над чашей Причастия, очертаниям которой вторят в нижней части иконы пространство, ограниченной подножиями, выше – чашеобразное пространство, очерченное фигурами Ангелов. Зрительно средний Ангел оказывается помещён в чаше, подобно голове тельца – первой жертве. Силуэту Ангела вторит деревце над ним, ассоциирующееся с животворящим крестом. И, наконец, зрительно фигура расположена на кресте, обозначенном взглядами Ангелов.

  • Слайд 16

    Спас Вседержитель. Круг А. Рублёва. А Рублёв. Вход Господень в Иерусалим. 15 в.

  • Слайд 17

    Ангел, сидящий по левую руку от центрального, вероятнее всего, образ Духа Святого. Подтверждает это истолкование вторящая силуэту гора – символ воспарения Духа. Силуэт его чуть меньше других, одежды окрашены в зелёный и голубой – цвета юности и надежды, голова покорно склонена к жертвенной чаше и готова благословить её. Фигура, сидящая справа в этом случае – образ Бога Отца. Интуитивно можно определить, что перед ним склоняются головы других ангелов. Он сидит на престоле явно более высоком, чем Ангел слева. Шатёр Авраама в данном случае воспринимается как символ сотворения мира.

  • Слайд 18

    Таким образом, слева направо икона прочитывается как молитва: ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА СЫНА И СВЯТОГО ДУХА. Пространство выстраивается от Христа. Выходя за плоскость доски, оно формирует зону, в которой обозначено место молящегося. Человек, идущий навстречу Христу ,– соучастник Евхаристии. Однако это – только одно из истолкований персонификации «Троицы» Рублёва.

  • Слайд 19

    Время создания иконы – 1423-1427 гг. «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних.» о. Павел Флоренский.

  • Слайд 20

    «Троица» более 500 лет помещалась в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Лишь в 1929 году она была перенесена в Третьяковскую галерею. Реставраторы, раскрывая икону, сняли несколько слоёв поздних записей. От первоначальной живописи остался только линеарный строй и основа цветовой гаммы. Золотой фон был утрачен, практически полностью при позднем поновлении переписаны лики.

  • Слайд 21

    Сопоставление иконы преподобного А. Рублёва с другими образами Троицы позволяет убедиться в её уникальности и неисчерпаемости смысла.

  • Слайд 22

    Небесное умом неизмеримо.Лазурное сокрыто от умов. А. Блок.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке