Содержание
-
Культура Мезоамерики
Культура ацтеков
-
Культура ацтеков
Ацтеки стали прямыми наследниками древней идеологии, зародившейся в Теотиуакане, где находятся истоки культуры науатль, полученной через тольтеков
-
- Столицей ацтекской империистал Теночтитлан
- Он располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (долина Анауак)
- Озеро изобиловало рыбой, водоплавающей птицей.
- В приозёрных лесах водилось много дичи
-
Сама долина, в которой находилось озеро Тескоко, представляет собой обширную овальную выемку 112 километров длины и 64 километров ширины
В южной её части находится столица страны Мексики - город Мехико, построенный в XVI веке испанскими конкистадорами на развалинах ацтекского Теночтитлана
-
Теночтитлан – мегаполисацтеков
- Ко времени испанского завоевания этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой Европейский город того времени
- Например, в Лондоне (в то время) проживало более чем в 4 раза меньшее количество людей
- Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением (а по оценкам некоторых специалистов - 250 тысяч)
- Площадь города по некоторым оценкам достигала 12 км
-
Культура ацтеков
В 1325 году племя мешиков (или теночков), известное в дальнейшем под именем ацтеки, основало на острове город, названный в честь вождя Теноча, приведшего их сюда
-
Согласно легенде, бог Уитцилопочтли велел обосноваться теночкам (мешикам) там, где они увидят орла сидящего на кактусе со змеёй в когтях
В современной Мексике это один из основных символов государства наряду с флагом, этот символ вошёл в государственный герб
-
- Около 1390 года в центре города был заложен Великий Храм, посвящённый Уитцилопочтли
- Здесь не было жилых помещений - только храмы, главным из которых был Великий Храм, на котором жрецы совершали жертвоприношения богам
-
Великий Храм
- Высота храма - 45 метров. Храм строился постепенно - ацтеки каждый раз над прежним сооружением надстраивали новое, тем самым делая его выше и массивнее
- После завоевания Теночтитлана испанцами, они с религиозным остервенением разрушали все строения, таким образом разрушая неугодную их богу языческую культуру
- В разрушении испанцы очень преуспели - каменные блоки храма использовались для постройки католического Собора,
- Великий Храм (точнее то, что от него осталось) был найден лишь в XX столетии
-
-
Скульптура змеи возле подножия храма
-
Стена черепов Цомпантли
- Каменный пьедестал, на котором стояли деревянные балки
- На балках вывешивались черепа пленников и принесённых в жертву богам людей
-
Храм ритуального центра
- Однажды при строительстве метро, рабочие наткнулись на какие-то каменные блоки
- Были вызваны археологи, которые раскопали один из храмов ритуального центра Теночтитлана
- Теперь этот памятник истории является частью ансамбля станции метрополитена Мехико
-
Ацтекская мифология
Основные мотивы ацтекской мифологии
- вечная борьба двух начал - света и мрак, солнца и влаги, жизни и смерти- развитие вселенной по определённым этапам или циклам- зависимость человека от воли божеств, олицетворяющих сил природы- необходимость постоянно питать богов- некоторых ежедневно - человеческой кровью, без чего они погибли бы
- Смерть богов означало бы всемирную катастрофу
- Это представление обуславливало практику обязательных человеческих жертвоприношений
-
- Ацтекская мифология нашла широкое отражение в изобразительном искусстве и литературе
- В честь важнейших божеств воздвигались многочисленные храмы (в которых стояли их каменные и деревянные статуи), сочинялись гимны
- Прозаическая литература, в т.ч. хроники, пронизана мифологическими сюжетами
- В мифологической оболочке развивались и начала философии
-
- Согласно мифам, вселенная была создана Тецкатлипокой и Кетцалькоатлем
- Вселенная прошла четыре этапа (или эры) развития
- Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе солнца был Тецкатлипока, закончилось истреблением ягуарами гигантов, населявших тогда землю
- Во второй эре ("Четыре ветер") солнцем стал Кетцалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян
- Третьим солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром
- В четвёртой эре ("Четыре вода") солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб
- Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом солнца Тонатиу должна закончится страшными катаклизмами
-
Пантеон ацтеков
- Пантеон ацтеков состоял из множества божеств, которых можно объединить в несколько групп
- К первой, наиболее древней по своему происхождению, относятся боги стихий и плодородия (Тлалок, Тласольтеотль, Чикомекоатль, Коатликуэ)
- Во вторую входят трое великих богов, игравших главную роль в пантеоне: Уитцилопочтли, Тецкатлипока и Кетцалькоатль
- Следующая объединяет богов звёзд и планет: Тонатиу, бога луны - Метцтли, Мишкоатля, бога планеты Венера - Тлауискальпантекутли, звёздных богов севера - Сенцон-Мимишкоа
-
- К четвёртой принадлежат боги смерти и преисподней Миктлантекутли, его жена Миктлансиуатль, Тлальтекутли
- Довольно многочисленны божества опьяняющего напитка октли, изготовляемого из агавы: Майяуэль, Патекатль
- К последней группе принадлежат боги-творцы: Тлоке Науаке, Ометекутли, Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, - формально возглавлявшие пантеон ацтеков
- Большинство божеств имело антропоморфный облик
- Лишь у некоторых имелись офиоморфные (змеевидные) черты
-
Пантеон ацтеков. Тлалок – бог древнейших времен
- Тлалок - "Заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений
- Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием
- Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко
- Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде
- На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове
- В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений
- Тлалок был владыкой 3-й из 5 ацтекских мировых эпох
-
Статуя Коатликуэ
- Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба
- В ней одновременно заключено начало и конец жизни
- Её изображали в одежде из змей
-
Пантеон ацтеков. Коатликуэ– богиня древнейших времен
- Коатликуэ - «Она в платье из змей», Коатлантонан – «Наша змеиная мать»
- Она - мать бога солнца Уитцилопочтли
- По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("400 южан-звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны
- Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву
- Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды
-
Фигурки Коатликуэ
Кроме указанных смыслов, Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее
-
Боги ацтеков. Кецалькоатль
- Кецалькоатль - «Пернатый змей»
- В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий
- Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане
- Он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм), и богом вод, и изобилия
- В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей
- Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля
-
Боги ацтеков
- Ацтекская мозаичная маска Кетцалькоатля Мехико 15-16 вв. н.э.
- Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо
- Культ Кецалькоатля был широко распространён в Теотиуакане, Туле, Шочилько, Чолуле, Теночтитлане и в Чичен-Ице
-
Боги ацтеков. Кецалькоатль
- Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь, и является покровителем искусств и ремёсел
- По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру)
- Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, и покровителя жрецов
- Жрецов высших санов называли его именем - Кецалькоатль
-
Боги ацтеков
- Уицилопочтли - “Колибри юга", “он с юга", “колибри левой стороны", “колибри-левша"
- Колибри часто выступает как олицетворитель солнца
- Уитцилопочтли изображался антропоморфно: в шлеме, имеющем форму клюва колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками
- В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет
- На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии
-
Уитцилопочтли - одно из более почитаемых ацтеками божеств
- Часто Уитцилопочтли изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге, и с чёрным лицом, держащим в руках змею и зеркало
- Ему приносились кровавые человеческие жертвы
- В честь Уитцилопочтли сооружён храм в Теночтитлане
-
Боги ацтеков
- Ипальнемоуани - "Тот, кем мы все живём" - верховное божество
- Тлоке-Науаке - "Тот, кто содержит всё в себе"
- Тонакатекутли - "Владыка нашего существования", бог, дающий людям пищу
- Тонакатекутли привнёс в мир порядок (когда тот был создан), разделив море и землю
- Вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира, первой божественной и человеческой парой, родителями Кетцалькоатля, владыками Омейокана - самого верхнего (13-ого) неба
-
Ацтекская мифология
- Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении на 4 части света и центр
- Над центром господствовал бог огня Шиутекутли
- Восток считался страной изобилия и был посвящён Тлалоку и богу туч и звёзд Мишкоатлю
- Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла
- Запад имел благоприятное значение, т.к. служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кетцалькоатля
- Наконец, север был подвластен богу смерти -Миктлантекутли
- Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определённый бог) и на 9 преисподних
-
- Солнце издревле символизировалось у древнемексиканских народов орлом — птицей мощной, гордой, свободолюбивой и кровожадной
- Каждый день солнце, подобно орлу, совершает свой путь по небу, но и каждую ночь в подземном мире ведет борьбу с силами мрака за право утром появиться на востоке и вновь осветить и согреть мир, все живое своими благодатными лучами
- Силы же мрака и ночи олицетворялись ягуаром — с его ночным образом жизни и пятнистой шкурой, ассоциирующейся с ночным небом, усеянным звездами
-
Согласно ацтекской религиозно-идеологической системе представлений, чтобы солнце имело достаточно сил для такой борьбы, его жизнь необходимо поддерживать самой дорогой ценой, какую может заплатить человек, — кровью человеческой. Однако фатальность, трагическая предопределенность судьбы мира сохраняется, так как человечество, даже ценой собственной крови, не в состоянии поддержать мировой порядок, который зависит только от воли и прихоти божественных сил.
-
Люди, живущие под пятым, современным Солнцем, могут рассчитывать лишь на то, чтобы отдалить мировую катастрофу, которую, согласно особым подсчетам их древних астрономов-астрологов, нужно ждать по истечении каждого 52-летия
-
Боги ацтеков
- Статуя Шиутекутли 1325-1521 гг. н.э 111х36 сантиметров Камень
- По-ацтекски - «владыка года»
- Бог огня как подземного, так и небесного
- Здесь он представлен молодым и сильным, одетый в плащ солнечных лучей, одним из определяющих его атрибутов
-
- Глиняная фигурка Миктлантекутли
- Владыка Севера и бог смерти
-
- Миктлансиуатль – богиня царства мёртвых
- Ацтекская богиня Луны – "Золотые колокольчики»
- Богиня земли и Луны
- Контролирует 400 божеств звёзд Уицнауна
- Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред
-
Ацтекская богиня Луны
-
Боги ацтеков
- Изображение Тецкатлипоки
- Человеческий череп, инкрустированный бирюзой, нефритом, обсидианом и перламутром
- Фигурка Эхекатля - бога ветра
-
Шочипилли
- Владыка цветов
- Бог цветов, маиса, любви, игр (в мяч в том числе), красоты, песен, танцев и веселья
- Считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и игроков в мяч
-
Шочипилли - “Владыка цветов”
Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, на острый конец которого нанизаны человеческие сердца
-
Боги ацтеков
- Нагуаль - дух-покровитель в образе животного или растения
- У каждого бога и человека есть свой нагуаль, с которым он разделяет судьбу до самой смерти
- Например, у Уицилопочтли нагуаль - колибри, у Кецалькоатля - пернатая змея, у Тецкатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл
- Для определения Нагуаля около хижины новорождённого рассыпали песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное
-
Камень Солнца1325-1521 гг. н.э
- Известен как «календарь ацтеков»
- На аккуратно обработанном диске, представлены силы Вселенной, выражаемые в пяти последовательно идущих друг за другом эпохах мироздания
- Каждая из них связана с бесконечным временным циклом, измеренным в сложной календарной системе
-
Календарь ацтеков
- Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел 18 двадцатидневных месяцев и 5 несчастливых дней
- Названия месяцев в нем соответствовали названиям сельскохозяйственных растений
- Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл
Рисунок на коже календаря ацтеков
-
Артефакты ацтеков
- Корона Монтесумы II
- Хранится в венском этнографическом музее
- Сделана из 400 перьев кецаля
- Крепилась на золотом шлеме, который испанцы переплавили в слиток
- Получив корону, король Испании Карл отправил её в Вену
-
- Ацтекская дубина
- Ацтекские дубины, часто называемые в хрониках мечом, имели широкий верх, сужающийся к рукояти, и лезвия в большом количестве и меньшего размера
- Имелись также двуручные дубины
- По словам испанцев, их удар мог раскроить голову лошади
-
- Явившийся ацтекам орел, сидевший на кактусе, был посланцем Солнца, если не само Солнце
- Появление Солнца-орла стало этапным в их судьбе
- Этим событием как бы подтверждался заключенный ранее союз между народом и его племенным богом Уитсилопочтли
- Ацтеки превращались в «народ Солнца», особый, от деятельности которого зависела судьба ныне существующего мира
-
Жестокие войны и кровавый ритуал оправдывались этой глобальной целью — напоить, накормить Солнце кровью, с тем чтобы поддержать существование пятого мира (эры)
Такие или приблизительно такие рассуждения жрецов легли в основу военно-религиозной доктрины ацтеков, призванную оправдать практику человеческих жертвоприношений
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.